Прологом окончательного распада СССР стал «парад суверенитетов». Такое название в публицистике тех лет получил процесс суверенизации союзных республик. Москва не могла решить ни одной из накопившихся национальных проблем, и это спровоцировало движение национальных республик за образование самостоятельных государств. За считанные месяцы все союзные республики приняли декларации о своем суверенитете, о верховенстве республиканских законов над союзными. Важнейшим результатом парада суверенитетов стало перемещение политической власти из центра в республики.
Обстановка в обществе в октябре 1990 года в связи с необходимостью принятия «Декларации о суверенитете» была непростой. Особый резонанс вызвал в республиканской и союзной прессе альтернативный проект «Декларация о суверенитете», предложенный членами группы «Демократический Казахстан».
Обсуждение проекта Декларации было бурным. В итоге «Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР» была принята 25 октября 1990 года, а в ноябре 1990 года на ее основе – Закон «О совершенствовании структуры государственной власти и управления в Казахской ССР».
Президент стал главой исполнительной власти, Совет Министров был преобразован в Кабинет Министров. Формирование правительства стало прерогативой Президента. Был учрежден пост вице-президента страны. Произошло объединение аппаратов Главы государства и Совета Министров страны в единый аппарат Президента и Кабинета Министров Казахской ССР. При Президенте страны был образован консультативно-совещательный орган - Совет Республики.
Декларация о государственном суверенитете провозгласила принцип верховенства Конституции Казахской ССР и законов на территории Казахстана, право приостанавливать на своей территории действие актов Союза ССР, нарушающих суверенные права республики. Именно с этой Декларации началось фактическое осуществление республикой своего государственного суверенитета.
В Декларации 25 октября 1990 года была закреплена неделимость и неприкосновенность территории Казахстана, страна была определена как субъект международного права. Объявление исключительной собственности республики на все природные ресурсы, экономический и научно-технический потенциал позволяло Казахстану проводить самостоятельную экономическую политику. Впервые Декларация отказалась от классового подхода к определению социальной основы государства и провозглашает национальный характер государственности. Декларация стала базовым основополагающим законодательным актом, с которого начался этап дальнейшего развития государственно-правовой системы страны по пути оформления полной государственной независимости.
Историческое значение «Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР» состоит в том, что она придала реальное содержание государственному суверенитету республики, напомнила о собственной государственности Казахстана, имеющей многовековую историю, подчеркнула принцип территориальной целостности и объявила систему разделения властей важнейшим принципом функционирования республики как демократического и правового государства.
В честь этого события Указом Президента Республики Казахстан от 18 октября 1995 года «О праздничных днях в Республике Казахстан» 25 октября был объявлен Национальным праздником Республики Казахстан – Днем Республики.
Однако 22 апреля 2009 года в Закон Республики Казахстан «О праздниках в Республике Казахстан» были внесены изменения. Закон отменил празднование Дня Республики и увеличил дни празднования праздника «Наурыз мейрамы». Тем не менее, даже не являясь государственным праздником, необходимо помнить это историческое событие, сыгравшее свою роль в становлении государственности Казахстана.
Приведем некоторые выдержки из этого исторического документа
ДЕКЛАРАЦИЯ
О ГОСУДАРСТВЕННОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ КАЗАХСКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Верховный Совет Казахской Советской Социалистической Республики, выражая волю народа Казахстана, стремясь к созданию достойных и равных условий жизни для всех граждан Республики, считая первостепенной задачу консолидации и укрепления дружбы народов, проживающих в республике, признавая Всеобщую декларацию прав человека и право наций на свободное самоопределение, осознавая ответственность за судьбу казахской нации, исходя из решимости создания гуманного демократического правового государства, провозглашает государственный суверенитет Казахской Советской Социалистической Республики и принимает настоящую Декларацию.
1. Казахская Советская Социалистическая Республика есть суверенное государство, которое добровольно объединяется с другими республиками в Союз Суверенных Республик и строит взаимоотношения с ними на договорной основе. Казахская ССР сохраняет за собой право свободного выхода из Союза.
2. Казахская ССР принимает меры по охране, защите и укреплению национальной государственности. Возрождение и развитие самобытной культуры, традиций, языка и укрепление национального достоинства казахской нации и других национальностей, проживающих в Казахстане, являются одной из важнейших задач государственности Казахской ССР.
3. Территория Казахской ССР в существующих границах является неделимой и неприкосновенной и не может быть использована без ее согласия. Любые насильственные действия против конституционного строя Казахской ССР, публичные призывы к нарушению целостности ее территории, а также разжигающие национальную рознь со стороны политических партий, общественных организаций, массовых объединений, иных группировок или отдельных лиц преследуются по закону.
4. Граждане Республики всех национальностей составляют народ Казахстана, и он является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти в Казахской ССР, осуществляет государственную власть как непосредственно, так и через представительные органы на основе Конституции Казахской ССР. Право выступать от имени всего народа Республики принадлежит Верховному Совету Казахской ССР.
5. Казахская ССР имеет свое гражданство и гарантирует каждому гражданину право на сохранение гражданства СССР. Гражданам, проживающим на территории Республики, гарантируются все права и свободы, предусмотренные Конституцией СССР и Конституцией Казахской ССР, безотносительно к их национальной и партийной принадлежности, происхождению, социальному и имущественному положению, полу и вероисповеданию, роду занятий, месту жительства. Посягательство на гражданское и национальное равноправие карается по закону. Казахская ССР гарантирует общественным, политическим и религиозным организациям, массовым движениям, действующим в Казахской ССР, разные правовые возможности участвовать в государственной и общественной жизни. Казахская ССР регулирует миграционные процессы внутри Республики, между Республикой и другими республиками.
6. Государственная власть Казахской ССР обладает верховенством, самостоятельностью, полнотой внутри Республики, а также во внешних сношениях в рамках, определенных Союзным договором. Казахская ССР самостоятельно решает все вопросы, связанные с политическим, экономическим, социальным и национально-культурным строительством в Республике, ее административно-территориальным устройством, определяет структуру и компетенцию органов государственной власти и управления, а также символы республики. <…>