«Арыстан аң патшасы, жылкы мал-патшасы» — «Лев царь зверей, конь — царь домашнего скота», «Ер қанаты — ат»- «Крылья батыра — конь», «Жігіттің сорлысын, аттың жолдысы теңестіреді»- «Неудачливого джигита выручает удачливый конь»- так говорят народные поговорки.
Казахи очень ценили и берегли коней, любовно называли их «есті жануар» - «мудрым животным», «тілсіз адам» - «безъязыковым человеком», «человекоподобным зверем», своих горячо любимых детей называли лошадиными прозвищами: «жеребенок мой», «жеребеночек мой», «құлыным-құлыншағым»; справедливого и честного человека именовали «аргамаком», и самого коня называли человеческими именами, давая теплые человеческие прозвища «қарағым» - «зрачок моих глаз», «шырағым» - «светоч ясный» и т.п.
В начале XIX в. у изголовья рожениц вешали плетку известного человека по имени Дильдебай, жившего в Жетысу. Верили, что его камча обладает волшебной силой. Во время родовых схваток женщин били этой плетью по спине. Дильдебай говорил: «Если даже народ не будет уважать меня, будет уважать мою плеть». Подобное лечение плетью применялось не только шаманами, но и некоторыми местными докторами.
В Старшем жузе (Жетысу) при рождении ребенка спрашивают: «Қойшы ма, жылқышы ма?», «Чабан или табунщик?». Это завуалированный, иносказательный вопрос, который интерпретируется так: «Сын или дочь?». Чабан — значит сын, т.е. тот, который пасет овец. Табунщик — это дочь. По обычаю, для выкупа невесты в качестве калыма выплачивалось 47, или 37, или 27, и далее 17, или 9 лошадей. Поэтому дочь считается табунщиком, который приводит в дом к родителям лошадей.
В Среднем же жузе, желая узнать, есть ли у хозяев сын, спрашивают: «Ат байларың бар ма еді?» — «Есть ли кому привязывать к коновязи лошадей?», «Құйрық-жалың бар ма еді?» — «Есть ли грива и хвост (потомство)?».
Когда перерезают пуповину ребенка, пуповину мальчика заворачивают в тряпочку и привязывают к гриве жеребца или к рогам барана-производителя. Это связано с желанием родителей, чтобы их сын стал человеком, умеющим выращивать и разводить скот. Пуповину девочки хранят в сундуке, чтобы она стада искусной рукодельницей.
После сорока дней ребенка переносят через стремена лошадей знаменитых людей: акынов, красноречивых ораторов и батыров — «Үзенгіден өткізу». Человек, сидящий на лошади, вытаскивает правую ногу из стремени. В этот момент ребенка в пеленках проводят через петлицу стремени. Вместе с ребенком проводили через стремена и щенков породистых собак. «Собака — одно из семи сокровищ», — гласит казахская пословица. Согласно некоторым материалам, обычай «Проведение ребенка через стремя» или «Үзенгіден өткізу» встречается чаще в Восточном Казахстане, Алтае, Тарбагатае по сравнению с другими районами.
Верили в то, что тот, кого провели через стремена, будет счастливым. Также такой обычай встречается и в Центральном Казахстане в отличие от Западного, где он не встречается вообще. «След ангела» или «Періштенің ізі» — так называется горсть земли, на которой оставался отпечаток конского копыта. Эту горсточку земли клали в тряпочку и под подушку ребенку в колыбель или же добавляли щепотку земли в воду, в которой купали ребенка, так как такая вода считалась целебной. Существуют расхожие мнения по поводу того, из под копыта какой лошади берут землю, однако не малое количество информаторов ответила, что только от хорошей, чистокровной.
Так, исходя из вышеизложенного становится очевидным факт наивысшего почитания коня среди казахов по сравнению с другими домашними животными.
Использованная литература:
Ахмет Токтабай «Культ коня у казахов», KazIzdat-KT, 2004, 121 с.