В статье мы будем искать ответы на эти и другие вопросы.2 октября 1991 года, когда Казахстан еще не обрел независимость, казахстанский космонавт Тохтар Аубакиров полетел в космос. Это историческое событие до сих пор в памяти народа. Полетел он туда с нагрудным знаком, изображение которого предоставлено ниже. Автор нагрудного знака – Шот-Аман Уалиханов, архитектор, известный ученый, общественный деятель. Нагрудный знак имел форму герба. На нем был изображен полумесяц, шанырак и звезда на голубом небе.
10 октября 1991 года в газете «Ана тілі» вышла статья
«Құр шулаймыз, жоқ жалау, байрақсыз қайрат – бос қайрат» о будущих
Государственных символах Казахстана, где рассказывалось о том, как архитектор
Шот-Аман Уалиханов создал образец герба. В статье подробно описывается, откуда
же возникли два крыла. Эти крылья символизируют богиню Нику из греческой
мифологии. Богиня всегда изображается двукрылой. Кроме того, двукрылым
изображается и Пегас, который будучи символом поэзии дарит вдохновение поэтам.
Кроме того, автор статьи пишет о том, что какую бы религию мы не рассматривали, ангелы всегда изображаются двукрылыми.
Вместе с тем, в результате раскопок на территории Казахстана находят золотые украшения, на которых так же присутствуют изображения крыльев. Так, на найденной в Каргалы золотой диадеме, изображен крылатый конь и крылатый человек, а на найденных в Иссыкском кургане изделиях – крылатые и рогатые лошади, крылатые барсы в горах и др.
Таким образом, после геральдических и археологических исследований появился первый вариант герба. А в выпуске № 48 газеты «Қазақ әдебиеті» – «Казахская литература» от 29 ноября 1991 года вышла статья «Қазақ халқының елтаңбасы қандай болуы керек?» – «Каким должен быть герб казахского народа?».
В статье подробно описано, как выглядел первый вариант герба, даны пояснения к нему. Автор писал, что голубой цвет на гербе символизирует тесную связь человека с космосом. На небосводе мерцает звезда, а под ней расположилась луна. Звезда символизирует счастливое будущее Казахстана.
По внешнему кругу шанырака (прим. – первого варианта герба) были написаны такие слова: «Малым – жанымның садағасы, Жаным – арымның садағасы» – «Совесть дороже жизни».
Внизу - надпись «Казахстан», по обе стороны от нее расположены изображения льва и волка, которые были добавлены в ходе дальнейших изменений. Изображения льва и волка показывают, что звериный стиль саков не был утерян до сегодняшнего дня. Кроме того, в нижней части герба изображены полосы трех цветов: голубого, розового, белого. Голубой цвет обозначает единство, розовый – свободу, а белый – мораль.
Таким образом, работа известного архитектора Шот-Аман Уалиханова сначала побывала в космосе, а после, претерпев некоторые изменения, была предложена в конкурсе на государственный герб.
«Елтаңба – елге деген сағыныштан туған дүние» – «Герб родился из-за тоски по стране», – так говорит Жандарбек Малибеков в интервью, которое он дал журналу «Жұлдыздар отбасы» – «Звездная семья».
«Я ознакомился со всеми нашими тамгами (родовыми знаками), просмотрел гербы всех государств мира. Я осознал, что каждый народ отличается своей историей, менталитетом. Весь быт и история казахов сформировались вместе с юртой...», – продолжает Жандарбек Малибеков.
«После древнего сакского периода казахский народ делился на три жуза, которые составляли единый народ. Поэтому я создавал герб так, чтобы три больших верхних крыла символизировали три жуза одного народа. А три нижних крыла – это современное поколение, которое произошло от этих трех жузов.
Если обратите внимание, то заметите, что в центре трех больших крыльев есть линии. Они символизируют «ақсүйектер» – «аристократов» (торе, кожа, сануки, толенгиты и др.), которые не входят в состав жуза, а уыки (купольные жерди) – это народы, проживающие в нашей стране...», – продолжает свою мысль Жандарбек Малибеков.
Депутаты, выбиравшие победителя, проголосовали за работу Ж. Малибекова (237 голосов из 266). Ш. Уалиханова также добавили в авторство герба,потому что предложенные на конкурс работы Ш. Валиханова и Ж. Малибекова были схожи, хотя оба архитектора и готовили свои проекты, не видя и не общаясь друг с другом. Наблюдалась схожесть идеи, орнаментов и узоров. Вместе с тем, авторы дали одинаковое пояснение элементам герба.
Известный литературный критик Алия Бопежанова выразила свое мнение по поводу сложившейся ситуации: «Идея, которая посетила одного человека, может прийти на ум и второго, так как и тот и другой – человек. Такая ситуация имеет место быть, когда они оба живут в одной среде, в одинаковых историко-культурных условиях...»
Оба автора герба – Шот-Аман Уалиханов и Жандарбек Малибеков, думая одинаково, создали похожие проекты герба. Работа получилась успешной.
Заңғар КӘРІМХАН