Согласно Летописи независимости нашей страны 13 января 1993 был принят Закон «О государственной границе Республики Казахстан», который представлял собой событие огромной исторической значимости. В «Стратегии становления и развития Казахстана как суверенного государства», принятой в 1992 году, подчеркивалось, что Казахстан в современных границах исторически был территорией этнического расселения племен, составивших позднее казахскую нацию и контролировавших всю территорию современного Казахстана. Независимое государство в своем нынешнем виде не чей-то подарок казахам, а историческая родина, исконно казахская земля, и власть будет использовать все конституционные средства для обеспечения унитарной целостности государства, единства и нерушимости его территории. Это было важное заявление для столь нестабильного периода [1].
Все это требовало решительных действий. Острота ситуации заключалась в том, что пока граница не была в международно-правовом смысле установлена, сохранялась возможность предъявления неких территориальных претензий со стороны сопредельных государств. К примеру, в 1990-х годах имели место заявления Владимира Жириновского, идеи Александра Солженицына, мнения некоторых «аналитиков» и отдельных общественных организаций относительно «легитимности» территории Казахстана. При этом со стороны руководства Российской Федерации, ее Президента и Правительства территориальных претензий к суверенному Казахстану не выдвигалось.
Однако следует иметь в виду, что на начальном этапе, в 1992 году, при подготовке первого масштабного двустороннего договора, российская сторона, как отмечает К.К. Токаев, настаивала на «облегченном» варианте договора, предполагая исключить пункт о признании территориальной целостности государств. В этой ситуации «понадобились значительные усилия», личное вмешательство Н.А. Назарбаева, проведшего не один раунд переговоров с Б.Н. Ельциным, «чтобы убедить россиян в обратном». И в результате, этот подписанный фундаментальный договор стал основой для последующих казахстанско-российских отношений [2].
Таким образом, с обретением суверенитета юридическое оформление государственных границ приобрело чрезвычайно важное значение, стало приоритетным направлением во внешнеполитической деятельности Казахстана. Протяженность государственной границы Казахстана по суше составляет 13 400 километров. Водная граница на Каспийском море будет установлена после окончательного определения всеми прибрежными странами правового статуса моря.
В мировой практике общеизвестно, что юридически обозначенная территория и государственная граница являются необходимыми признаками государства, поскольку выступают как политико-правовые категории. Это также географическая среда, в которой существует конкретное человеческое общество. В пределах своих границ государство устанавливает определенный порядок, который не должен нарушаться другими странами. В этом плане делимитация и демаркация границы Казахстана стали стратегическими мероприятиями, направленными на определение и закрепление территории и пространственных пределов государственного суверенитета, а также укрепление национальной безопасности в целом. Чтобы понять значимость определения государственной границы в 1990-2000-х годах, следует иметь в виду, что ранее Казахстан, как самостоятельное государство, и в период Казахского ханства, и во времена Казахской ССР, не имел в международно-правовом смысле признанных границ, таких, как сегодня. При этом следует учесть, что делимитация государственных границ суверенного Казахстана, как и других стран СНГ, проходила не абсолютно с «чистого» листа, не произвольно, а на основе реальных административных границ Казахской ССР (с РСФСР, Узбекской ССР, Киргизской ССР, Туркменской ССР) и части государственной границы СССР (с КНР). Реальная ситуация в 1990-х годах была таковой, что в целях сохранения стабильности и добрососедства как на национальном, так и на региональном (и даже на глобальном) уровне, все новые независимые государства – страны СНГ – должны были признать (и в конечном счете признали) прохождение собственных границ по прежним административным и пограничным линиям.
Таким образом, независимая Республика Казахстан по праву исторической преемственности унаследовала в целом территорию и границы Казахской ССР. Поэтому уже в Декларации «О суверенитете Казахской ССР» 1990 года зафиксировано (ст. 3.): «Территория Казахской ССР в существующих границах является неделимой и неприкосновенной и не может быть использована без ее согласия». Однако вслед за провозглашением независимости возникли сложнейшие задачи: во-первых, делимитации и закрепления «существующих границ» на новом, теперь уже межгосударственном уровне, и во-вторых, разрешения возникающих при этом спорных вопросов [3].
Наша Конституция гласит, что территория Республики Казахстан в существующих границах является целостной, неприкосновенной и неотчуждаемой. Закон «О государственной границе Республики Казахстан» фиксирует государственную границу как линию и проходящую по ней вертикальную плоскость, определяющие пределы территории – суши, вод, недр и воздушного пространства, и прямо оговаривает, что граница может быть определена только международными договорами Республики Казахстан, ратифицированными парламентом.
Юридически оформленная граница – это гарантия соблюдения двух основных принципов международного права: принципа нерушимости границ и принципа территориальной целостности государства. Таким образом, политика нашего государства в этом вопросе основывается на принципах и нормах международного права, национальном законодательстве и мировой практике. При этом государственная граница определяет территорию, на которой Республика Казахстан обладает всей полнотой суверенных прав.
С обретением независимости перед страной и ее дипломатической службой стояла задача определения и оформления государственной границы с сопредельными государствами. Процесс установления межгосударственной границы уместился в довольно короткий период – с 1992 по 2005 год он проходил в три этапа в соответствии с направлениями: с Китаем, с Центрально-Азиатскими государствами, с Россией.
Разграничение казахстанско-китайской границы имеет давнюю историю. С Китаем дело осложнялось наличием спорных территорий во времена Советского Союза. Спорные участки – это разная трактовка договорных документов, подписанных еще в XIX веке между Цинским Китаем и Российской империей.
В 1992 году казахстанская сторона приступила к переговорам с КНР. По итогам переговоров между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой были заключены пять международных договоров, в которых точно определяется и описывается прохождение линии казахстанско-китайской границы.
После завершения делимитации стороны приступили к демаркации границы, общая протяженность которой составила более 1782 километров. Протокол между правительствами РК и КНР о демаркации казахстанско-китайской государственной границы был подписан 10 мая 2002 года. Обмен территориями был равноценный и соответствовал интересам Республики Казахстан. Тем не менее, иногда высказывается мнение, что здесь якобы были ущемлены национальные интересы. Однако политика, как известно, это искусство возможного. Необходимо учесть, что у Китайской Народной Республики также были свои национальные интересы, а потому эти сложные пограничные вопросы никак нельзя было решать односторонне. Необходим был компромисс. То, что Казахстан смог успешно достигнуть такого компромисса и при этом укрепил свое стратегическое партнерство с Китаем, есть несомненная заслуга руководства Казахстана и его дипломатии.
Обе стороны, Казахстан и Китай, проявили необходимую дальновидность и решили пограничный вопрос путем позитивного компромисса. Историческое значение договора с Китаем состоит в четком закреплении границ, исключающем различное их толкование между нашими странами. Среди двусторонних документов основополагающее значение имеет подписанный 23 декабря 2002 года Договор между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Достигнутый странами высокий уровень политического диалога и стратегического партнерства позволяет с оптимизмом смотреть в будущее двусторонних отношений во благо обоих народов.
Границы между соседними республиками в советские времена являлись внутренними административно-территориальными и обозначались только на картах, но не на местности. В конце 1980 – начале 1990-х годов в радикальных общественных кругах нередко высказывались идеи о необходимости исторического подхода к размежеванию территорий. Подобные ревизии были чреваты серьезными осложнениями в международных отношениях и могли явиться причиной острых конфликтов на постсоветском пространстве. Здравый смысл восторжествовал, и после распада СССР бывшие союзные республики заявили о неизменности существующих границ.
В сентябре 1999 года была образована правительственная Комиссия Республики Казахстан по делимитации государственной границы Республики Казахстан с Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Туркменистаном и Республикой Узбекистан. Министерство иностранных дел Республики Казахстан координировало ход переговоров со всеми приграничными государствами в соответствии с поставленной задачей по обеспечению дипломатическими средствами и методами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности и нерушимости границ Республики Казахстан. В статье 2 Закона «О государственной границе Республики Казахстан» было закреплено: «Республика Казахстан, исходя из международных принципов территориальной целостности и неприкосновенности и из провозглашенной правопреемственности в отношении бывшего СССР, подтверждает прохождение своей государственной границы установленными на день вступления в силу настоящего Закона международными договорами, включая акты об административно-территориальном разграничении Республики Казахстан и других государств – бывших республик СССР» [4]. .
Правовыми документами, закрепившими признание административно-территориального разграничения бывшего СССР, стали: Алма-Атинская Декларация от 21 декабря 1991 года, Декларация о соблюдении принципов сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств от 14 февраля 1992 года, Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств-участников СНГ от 15 апреля 1994 года, и различные двусторонние договоры. С точки зрения соответствия Конституции СССР административная граница между Казахской ССР и Узбекской ССР была самой урегулированной. Сложность же состояла в том, что 200 километров границы с Узбекистаном (общая протяженность 2351 километр) проходили по густонаселенной местности как со стороны Казахстана, так и со стороны Узбекистана. Это Сарыагашский и Махтааральский районы в Южно-Казахстанской (ныне Туркестанской) области и Ташкентская и Джизакская области Узбекистана. Ряд населенных пунктов срослись, да так, что порой линия границы проходила по дворам, рассекала села. Однако, чтобы избежать взаимных территориальных претензий, сторонами за основу были приняты существующие в регионе административно-территориальные границы, установленные в 1950-1960-х годах.
Переговоры с узбекской стороной оказались не простыми. В феврале 2000 года в Ташкенте прошел первый раунд переговоров правительственных делегаций двух стран по согласованию линии прохождения совместной границы. Второй раунд переговоров (Астана, май 2000 года) позволил приступить к практической делимитации. На казахстанско-узбекской границе имелись участки различной степени сложности. Правительственной делегации пришлось работать в непростой обстановке, однако спорные вопросы были разрешены методом компромисса.
Проще всего прошла делимитация с Туркменией, поскольку граница проходила по южной оконечности плато Устюрт, по пустыне – всего 426 км. В качестве юридической основы для подготовки делимитации границы были приняты документы 1932 и 1972 годов. В ходе переговоров в Ашхабаде в апреле 2001 года сторонами был согласован проект Договора о делимитации и процессе демаркации казахстанско-туркменской государственной границы, подписанный главами обоих государств 5 июля 2001 года в Астане. Итоговая протяженность сухопутного участка казахстанско-туркменской государственной границы составила 426,08 км.
Примерно такая же ситуация сложилась на границе с Кыргызстаном. Переговоры по делимитации казахстанско-кыргызской государственной границы проводились с ноября 1999 года по декабрь 2001 года и основывались на Договоре о вечной дружбе от 8 апреля 1997 года и Меморандуме о делимитации государственной границы между Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой от 17 июля 1998 года. Договор между Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой о казахстанско-кыргызской государственной границе был подписан в Астане 15 декабря 2001 года и затем ратифицирован Парламентом Республики Казахстан в июле 2003 года [5].
На сегодняшний день полностью урегулирован вопрос делимитации границы с Кыргызской Республикой, Туркменистаном и Республикой Узбекистан. Протяженность границы с Кыргызстаном составила около 1242 км, с Туркменистаном – около 426 км, с Узбекистаном – 2351 км. Казахстанско-российская граница является самой протяженной непрерывной сухопутной линией границы в мире и составляет около 7591 км. Делимитация границы между Казахстаном и Россией уникальна в мировой международно-правовой практике, поскольку за сравнительно короткий промежуток времени удалось согласовать все точки прохождения ее линии.
На первом этапе был согласован и подготовлен проект описания прохождения линии границы в 7440 км. На оставшихся 150 км совместная комиссия определила 16 участков, на которых были выявлены некоторые расхождения, а также выдвигались предложения о корректировке прохождения линии границы. Предложения по ее изменению с компенсационным обменом площадями выдвигались ввиду того, что хозяйственные или социальные объекты одной стороны оказались на территории другой. Стороны пошли навстречу друг другу, и прохождение линии границы было урегулировано в соответствии с взаимными предложениями и компенсационными обменами площадями.
Наибольшие споры вызвало определение границы, проходящей через Имашевское газоконденсатное месторождение (Западный Казахстан). Как отмечает К.К. Токаев, переговоры по поводу этого участка «были сложными, порой нервными. Претендуя на этот участок, ни одна из сторон, тем не менее, не смогла представить убедительных документированных аргументов в свою пользу». Линия границы по-разному показывалась на дежурных картах и в материалах земле- или лесо-устройства, представленных сторонами. Трудность заключалась в том, что имелись противоречащие друг другу документы, выпущенные в свое время Астраханским и Гурьевским облисполкомами. Еще в советское время были споры между ними за этот участок, расположенный между Курмангазинским районом Атырауской области и Красноярским районом Астраханской области, и он оставался неурегулированным в течение многих десятилетий. После напряженных дискуссий было решено применить метод, успешно использовавшийся при решении споров на других участках: компромисс и равноценный обмен. Эта территория была поделена поровну, причем месторождение будет осваиваться совместно казахстанскими и российскими компаниями на паритетных условиях [2].
Первый протокол по делимитации казахстанско-российской государственной границы был подписан еще в 1998 году. Более шести лет длился переговорный процесс. Эту работу Н.А. Назарбаев начал еще с Б.Н. Ельциным. И вот, 18 января 2005 года экс-Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев и Президент Российской Федерации В.В. Путин подписали Договор о казахстанско-российской государственной границе.
Этот договор явился важнейшей вехой внешней политики Республики Казахстан и ключевой юридической точкой в процессе международно-правового оформления казахстанско-российской государственной границы. Документ уже вошел в историю взаимоотношений двух стран как открывающий новую страницу стратегического партнерства. Казахстанско-российская граница – символ вековой дружбы и добрососедства.
Самый важный итог работы по делимитации государственной границы в 1990-2000-х годах заключается в том, что грядущим поколениям остается мирная, устойчивая граница, защищенная нормами международного права.
Следующий этап устройства границы – ее демаркация, то есть обозначение линии границы на местности посредством установления специальных пограничных знаков. В 2003 году Казахстан приступил к демаркации границы с Туркменистаном и Республикой Узбекистан, затем продолжилась работа по демаркации границы с Кыргызстаном и Россией.
Ситуация на южной границе Казахстана и в Центральной Азии в конце 1990-х годов была противоречивой, поэтому требовалось обратить особое внимание на пограничные проблемы страны. В этот период участились факты контрабанды природных богатств, наркоторговли, нелегальной миграции. В целях предотвращения таких случаев в 1999 году Пограничные войска, охраняющие государственную границу, были преобразованы в Пограничную службу Комитета национальной безопасности Республики Казахстан. В настоящее время Пограничная служба успешно действует в направлении обеспечения безопасности, политической стабильности и независимости страны [5].
Государственная граница, наряду с флагом, гербом и гимном, считается неотъемлемым атрибутом независимой страны. В 2022 году Пограничной службе КНБ РК, охраняющей священные рубежи республики, исполнилось 30 лет. Ныне 31 год исполнилось и принятию Закона РК «О государственной границе РК». Становление и вся служебно-боевая деятельность Пограничной службы Комитета национальной безопасности органически связаны с вступлением страны в цивилизованное мировое сообщество после того, как народ республики осознанно выбрал путь независимости и провозгласил его в Декларации о государственном суверенитете и Конституционном законе РК «О Государственной независимости Республики Казахстан».
Т.М. Аминов,
ведущий научный сотрудник
Института истории государства КН МНВО РК,
к.и.н., доцент
Список использованной литературы:
1. Назарбаев Н.А. Стратегии становления и развития Казахстана как суверенного государства. – Алматы, 1992.
2. Токаев К.К. Преодоление: Дипломатические очерки. – Алматы, 2003.
3. Декларация Казахской ССР «О государственном суверенитете Казахской ССР» от 25 октября 1990 года. – Алматы, 1990.
4. Закон Республики Казахстан «О государственной границе Республики Казахстан» (с изменениями и дополнениями на 01.01.2018 г.). – Астана, 2018.
5. Аяган Б. и др. Современная история Казахстана: Учебник. – Алматы, 2010.