Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Смагул Садвокасов о профессионализации молодежи Казахстана

960
Смагул Садвокасов о профессионализации молодежи Казахстана - e-history.kz

Сегодня в Казахстане, да и во всем мире, родители все чаще задумываются над тем, какую профессию подсказать подрастающим детям. Обучение конкретному делу, навыкам специализации позволит молодым людям как можно раньше встать прочно на ноги, зарабатывать и расширять свои познания в последующем. Современные профессиональные колледжи, лицеи, обучающие курсы закладывались в Казахстане много лет назад. 

Критический сопоставительный анализ источников способен, на наш взгляд, изменить сложившуюся в советской историографии, тенденцию - делать акцент на мероприятиях «ликбеза». При прежнем подходе оставался в тени другой тренд просвещения 1920 годов, а именно: развивать профессиональные навыки грамотной (!) категории местной молодежи. Как результат, часть мугалимов дореволюционной поры прошли в 1920 годы курсы переподготовки. Эти и другие сведения в действительности способны более объективно освещать процентное соотношение грамотной молодежи в Казахстане на момент событий 1917 года. 

Одна из ярких страниц из истории народного образования Казахского края – обучение юношей и девушек основам востребованных профессий, на базе педтехникумов, краткосрочных курсов. Параллельно с ликвидацией неграмотности, были созданы условия переподготовки, на что обращалось внимание лишь в контексте общесоюзных обзорных исследований. Так, исследователь из Азербайджана С.А.Мамедова делает ссылку в данном вопросе на труды казахских ученых, лишь середины 1960 годов (Мамедова, 2011). Для восстановления исторических реалий приходится обращаться в архивы, фонды редких книг библиотек и подшивкам газет 1920 годов. 

Любопытный штрих из истории национальной полиграфии и делопроизводства: основы новых сфер приложения труда казахских юношей и девушек закладывались с 1920 годов. Именно тогда, как показывают источники, национальное правительство в Оренбурге на практике внедряло обучение основам типографского набора. Так, например, выпускники первых краевых курсов для будущих полиграфистов из числа казахского населения уже в 1924 году самостоятельно набрали и издали значительным тиражом (в 1100 экземпляров) книгу Смагула Садвокасова о пользе открытия кооперативов.

Об этом мы узнаем, прочтя книгу 1924 года «Салмақбайдың ауылында қалайша кооперация ашылды». Раритет хранится в Национальной академической библиотеке, в столице республики. Название книги в переводе на русский язык звучит следующим образом: «Каким образом открыли кооператив в ауле Салмакбая». Интересно и то, что автор передал довольно непростую для местного населения задачу кооперирования через диалоги, в которых участвуют рядовые аульчане. Их видение проблемы, невольные опасения, привыкание к новому делу раскрываются через рассуждения и ощущения. Так С.Садвокасов находил ключ к мотивации соотечественников, методом убеждения в доступной форме. 

  
 


На титульном листе имеется отметка о том, что книга набрана «слушателями первых краевых курсов полиграфистов». То есть, Садвокасов доверил свою рукопись начинающим полиграфистам, поскольку и тема была актуальной, и они заодно могли ознакомиться с содержанием книги. Данный факт ранее никем не был идентифицирован и не получил должной оценки, тогда как важно обратить на это внимание. История открытия курсов – отдельный эпизод. 

 

Фото автора 1. Объявление о курсах полиграфистов. Оренбургская газета «Степная правда», 27 июня 1923 года. 

 

Отметим лишь, что из газеты «Степная правда» за июнь 1923 года читатели узнавали, что «Госиздатом КССР открываются в КССР киргизские (казахские) курсы полиграфического производства. Открытие курсов состоится 27 июня в 11 часов утра в киргизской типографии, находящейся при Караван-сарае» («Степная правда». 1923. Июня 27. № 137. С.3).


Книга Садвокасова состоит из 109 страниц и набрана арабской гарнитурой, которая тогда была официальным алфавитом Кир (Каз)республики. Выходные данные указывают на то, что это «издание Киротделения Центросоюза». То есть, национальный полиграфический ресурс соподчинялся общероссийским стандартам. 

 

Фото автора 2. Обложка книги С.Садвокасова «Кооперация и киргизское хозяйство». Оренбург, 1924. Книга хранится в фонде редких книг Национальной Академической библиотеки, г. Астана.

 

Не случайно книга председателя Госплана республики (тогда С.Садвокасов занимал эту должность) печаталась столь большим тиражом; она предназначалась для распространения и реального применения. То не было блажью высокопоставленного чиновника, напротив, с высоты пройденного этапа очевидно, что путь эволюции от кочевого хозяйства к оседанию и плавному переходу к коллективному труду (кооперация рассматривалась как один из естественных этапов) был в то время для большинства жителей края единственно верным. 

С. Садвокасов, обладая большими практическими и теоретическими знаниями в этой сфере, был крайне заинтересован в том, чтобы идея кооперации прижилась в аулах. Выход книг Смагула приветствовался многими деятелями Алаш, с большинством из них Смагул советовался относительно форм развития казахского хозяйства. Складывается впечатление, что кооперативная форма эволюции аула обсуждалась Смагулом с А.Букейхановым. Это проистекает в частности, из того факта, что в одной из своих статей «Мектепте кооперация сабағы» (1926 год) Алихан Букейханов рекомендовал тем, кто интересуется устройством кооперативов в сельской местности, прочесть ряд книг; среди названных им, три принадлежат Смагулу: 

«Кооперация жайы мен толық түсіну үшін, қазақ тілінде 
мына кітаптарды оқу керек: 

1) Садуақасұлы Ысмағұл. «Кооперациямен қазақ шаруасы», 52 бет;

2) Бұ да сонікі. «Салмақбай ауылында кооперация қалайша ашылды». 109 бет; 

3) Бұ да сонікі. «Қарыз серіктігі, оның қара шаруаға пайдасы». 88 бет».

Другое направление профессионализации казахской молодежи, в частности девушек и молодых женщин – открытие курсов машинисток. И это необходимое стране обучение кадров состоялось на местах благодаря инициативности национального правительства. Эту практическую задачу ставил и Ахмет Байтурсынов, как первый глава наркомата просвещения, и его заместители и последователи, в числе которых неизменно был Смагул Садвокасов. В фондах госархива Северо-Казахстанской области найден любопытные документы. 

Оказалось, что в конце 1925 года на базе Казахского педагогического техникума в Петропавловске (и других губернских центрах) были организованы четырехмесячные краткосрочные курсы машинисток. Под патронатом Акмолинского губернского отдела образования на курсах отучились казахские девушки и молодые женщины, которым весной 1926 года были вручены удостоверения. Удостоверения подтверждали, что курс обучения казахской машинописи пройден и заверялись подписями заведующего Акмогубоно и заведующего курсами [ГАСКО]. 

 Начинание было инициировано Наркомпросом республики в период, когда им руководил Смагул Садвокасов. Весной 1925 года Смагу назначается на должность наркома просвещения, с переездом столицы республики в Кызылорду проблема кадров делопроизводителей обозначилась довольно остро. Не хватало образованных казашек в педагогической сфере. Кадры грамотных профессионально подготовленных машинисток требовались также для работы в редакциях, советских учреждениях, школах и т.д. В Петропавловске многонациональный отряд просвещенцев успешно решал поставленную задачу. В «Справочнике по городу Петропавловску на 1925 год» указывались сведения о руководстве Акмолинского губОНО: «Зав. Губоно - Кислицин Федор Иванович, Зав. Адм.-Организац п-отделом - Болгомбаев Хайретдин Абдрахманович, Зав. Губполитпросветом- т. Ряднин Михаил Сергеевич» и другие. Педагог Болгамбаев Хайретдин – деятель Алаш, о человеческих качествах которого высоко отзывался Магжан Жумабаев. 

Благое дело нашло отклик у прекрасного пола края, в Петропавловске прошли упомянутый выше курс машинописи следующие девушки-мусульманки: Мусина Нагима Бейсенбаевна, Мустаева Майра, Тукыбаева Махруй, Газизова Газия, Мурзалина Марзия, Давлеткилдеева Рахима, Бекенова Гульсум Хамитовна, Мустафина Умуш Аюповна, Муканова Абуша, Алимхожина Рахима Хакимовна, Кутбаева Рабига, Бекмухаметова Шарафат, Шарафутдинова Мадина, Садыкова Ашраф, Тюрина Майнур, Сулейменева Нури-Кемаль. Об их дальнейшей судьбе было бы интересно узнать, при условии «обратной связи», от их родственников и потомков.

Во второй половине 1920 годов благодаря огромной организаторской работе Нарокмпроса и АкмолгубОНО, значительно пополнился отряд учителей или «шкрабов» (школьных работников) губернии. Их насчитывалось 91 человек. Выборочные данные из таблицы свидетельствуют, что даже отдаленные районы (Тонкерейский и Кзыласкерский) располагали учительскими кадрами. 

См. Табл. «Петропавловск. УОНО. Общий подотдел. Книга учета личного состава школьных работников (04.10. 1926 – 1928 гг.) // ГАСКО.

 

ФИО

возраст

соц происх

партий-

ность

образо

вание

стаж

Время поступ

ления в данное учреждение

Прохождение

службы:

школа, аул, волость

Алебаев Игибай

26

Бедняк

б/п

Средн.

Курсы переподг

31926

Шк № 33 

«Игилик»  

Тонкер вол

Канафин Мухаметжан

24

Бед.

б/п

 Кратко

сроч  

4 мес курсы

6

1923-

1926

Шк № 23 

Бирлестик  

Тонкер вол.

Шукаев Абдулла* 43Бед.б/п

Сред.

Курсы переп

24 

Шк № 29 

Дзержинского  

Кзыласкер вол.

Каскин Багирам/ или Тагирали1894Бед.б/п

Ниже

сред.

Курсы  

Пере-

Подг.

10

1925-

1928

Шк № 8 «Энтмак» 

(Ынтымак?)  

Кзыласкер вол.

Шк.  при ауле № 6 

Кзыласкер вол.

Мусин Галей (Гали)42Бед.б/п

Низш.,

курсы

21

1917-

1926

Шк № 2

«Бостандык»

Кзыласкер вол.

 

Кроме того, ряд учителей указывали в анкетах, что «прошли переподготовку на курсах», что немаловажно; часть из них до 1917 года успели окончить медресе в гг. Оренбург, Уфа и др. О некоторых упомянутых в таблице учителях краеведы собрали более подробный материал. Так, например, Шукаев Абдулла, точнее Шокаев Габдолла – уроженец аула Орнек ныне Есильского района Северо-Казахстанской области. Окончил медресе в Петропавловске, затем – медресе Галия в Уфе, а по его окончании – русскую гимназию. Эти сведения ранее были собраны и опубликованы Мукановым К.М. (Мұқанов, 2016: 158-163). Из таблицы можно также уточнить, что к 1926 году педагогический стаж сам Шокаев указывает - 24 года, т.е. примерно с 1902 года он был аульным учителем. Этот факт сам по себе представляет интерес в генезисе аульных школ Северного Казахстана. 

Шокаев Габдулла был активным членом «Алаш» и участником мобилизации в Алаш войско. Так, М.К.Койгелдиев упоминает фамилию Г.Шокаева в контексте изучения материалов допросов 1941 года, в частности, показаний жителей Айыртауской волости (ныне СКО): «…Шокаев Габдулла в 1918 году сделал информацию о программе «Алаш-Орды», провозгласил лозунг «Оян – казах» и сообщил, что создано правительство «Алаш-Орды» и что «Алаш-Орда» ставит своей задачей создание автономного казахского буржуазного националистического государства» (Койгелдиев, 2009: 58, 61).

...В 1920 годы, помимо учебы, обращалось внимание на самочувствие курсантов и создавались условия для проживания и дальнейшего трудоустройства молодежи. Гармоничный подход дал свои плоды. К примеру, сохранилась телеграмма, подписанная наркомом просвещения республики Смагулом Садвокасовым, от февраля 1927 года. В ней изложена директива по качественному возведению (строительству) школ, в связи с чем в губерниях должны быть созданы специальные комитеты по контролю за ходом строительства учебных заведений.

«В Петропавловск. Копия: ГубОНО

Во исполнение Постановления Третьей сессии КазЦИК, при СНК образован Центральный школьно-строительный комитет, созданный под председательством Нурмакова, аналогичные комитеты создаются на местах под председательством предГИКов. Члены: ГУбОНО, ГубЗУ, Губфинотдел, Губвнуторг. Приступайте к подготовительным работам. Подробные указания почтой. 42 43. Зампредкпомшкол (заместитель председателя Комитета помощи школам) Садвокасов. Получена 21 февраля 1927 года. 

№ 3171». 

Факты, заставляющие сегодня внимательно присмотреться к передовому опыту работы Комиссариата просвещения республики в 1920 годы. После очередного учительского форума основные доклады руководителей сферы печатались отдельными книгами (брошюрами). Сведения о выходе полезных книг печатались в губернской прессе. Например, в газете «Бостандык туы» осенью 1927 года в разделе «Кітап сыны» («Обзор книг») учительство могло прочесть интересную информацию:

«Оқытушыларға керекті кітаптар. 1927 жыл февраль айында Қызылордада жалпы Қазақстан оқытушылардың Бірінші съезі ашылған болатын. Қазақстан елінде жаңа жұртшылығында оқытушыларға жөн көрсеткен осы Бірінші съезд. Съезде оқытушылар тіршілігіне керекті баяндамалар қойылып, ұлы мәселелер шешілген, онымен қатар, оқытушылардың ауыл арасында қандай мақсатқа асыруда көрсетілген. Міне, осы съезде болған баяндамаларды Қазақстан ағарту комиссариаты басып шығарыпты: 

  1. «Оқытушылармен кәсіпшілер қозғалысы» (Байділдаұлы Абдрахман баяндамасы). Бұл кітап 36 беттең. Оқытушылар мақсаты, кәсіпшілер қозғалысы жайынан көп мағлумат береді.
  2. «Қазақстанда халық ағарту мәселелері» (Сәдуақасұлы Смағұл баяндамасы). Бұл кітап 30 беттен. Ағарту мәселелерін жаұсы түсіндірді. Мұғалім оқытушылардың мақсатынан айта келіп, кемшіліктерін де көрсетеді.
  3. «Оқытушылардың ауылдағы, поселкедегі жұртшылық жұмысы, олардың міндеттері» (Исаұлы Ораз жолдастыкі). 36 беттең. Оқытушылар жұртшылығын әлеует істерін көрсетеді.
  4. «Қазақстанның мәдениет шаруа құрылысы» (Құлымбетұлы Ұзақбай жолдастыкі). Қазақстандағы шаруашылық мәдени жұмыстағы, оқытушылардың қатынасын баяндайды (кітаптың көлемі 20 беттең). 

Бұл кітаптардың ішінде баяндамамен бірге, қаулылар да басылған. Қағазы жақсы. Басылымы әдемі. Ауылдағы мұғалімдер – оқытушылар бүл кітаптарды оқып танысуы керек. Қысқасы, әр бір оқытушылардың ел-қала шаруашылықтың қолында болуы қолайлы. Әсіресе, ауыл мектептерінде оқу үйлерінде, болуы жөн. «Ж». (Ж. – Ж.Тлепбергенов).

  
 


 

Фото автора 3. Заметка Ж.Тлепбергенова в разделе «Кітап сыны» о книгах для учителей С. Садвокасова и др. // «Бостандық туы», Петропавловск, 16 сентября 1927 года.

 

Заметку подписал редактор газеты Жиенгали Тлепбергенов (приехал в Петропавловск в 1927 году и приступил к работе в качестве редактора «Бостандык туы», год спустя был назначен и директором Казпедтехникума. В 1928 году в связи с ухудшением здоровья был переведен в Кызылорду директором Казахского института просвещения, позже работал в Алма-Ате в Казгосиздате). Обращает внимание, как доходчиво и убедительно составлена заметка; к каждой книге имеется комментарий с краткой характеристикой содержания и рекомендациями.

Таким образом, исторические источники отражают большую организаторскую работу по профессионализации молодежи республики, которая велась на пользу государства столетие назад. В этом нужном деле были заинтересованы те, кто заглядывал далеко вперед, сделав акцент на заботливом взращивании национальных кадров. Изучение документов дает основание утверждать, что в первую очередь на учебу и переподготовку принимали молодых людей, для работы в перспективе учителями в отдаленных аулах.  Среди других профессий, были востребованы и готовились в первую очередь: кадры полиграфистов, машинисток, или делопроизводителей. То есть готовили кадры тех, кто брал на себя ответственность в сфере, непосредственно влияющей на мировоззрение казахской аульной молодежи, идеологию эпохи. Молодежи прививали также навыки кооперативного ведения хозяйства, иными словами, основ бизнеса. Даже с высоты современных запросов молодежи, то были вполне перспективные сферы интеллектуальных инвестиций. И данная категория учащейся молодежи уже обладала определенным кругозором и базовыми знаниями, но никак не была «чистым листом», как довольно вульгарно преподносили советские учебные пособия и обобщающие труды, освещая кампании пресловутого «ликбеза».

На местах, надо отметить, активно поддерживали начинания комиссариата просвещения в 1920 годы: губернские отделы народного образования, оказывали содействие работники печати, редакторы газет, распространяя новую методическую литературу на казахском языке. И эта прослойка социума также состояла из образованных личностей с прекрасными задатками публицистов и сложившимся мировоззрением.

Эмпатия и уважение к читательской аудитории, учащейся молодежи, практические советы аульной интеллигенции, - характеризуют обозначенный хронологический этап развития казахского общества, через призму учебно-методического комплекса, содержания периодической печати и направляющей деятельности несомненных лидеров, во главе наркомата просвещения. Указанный этап заложил мощный фундамент под проект просвещающего и развивающего образования; в его реализации оставили яркий след убежденные патриоты с огромной верой в потенциал национальной молодежи, и, вне всякого сомнения, С. Садвокасов.   

 

Муканова Гюльнар,

кандидат исторических наук, профессор, 

ведущий научный сотрудник Института 

истории и этнологии КН МНиВО РК, Алматы  

 

Источники и литература:

 

Государственный архив Северо-Казахстанской области (ГАСКО).

Фонд редких книг и рукописей Национальной академической библиотеки РК, г. Астана. 

Букейханов А.Н. Мектепте кооперация сабағы. В кн.: Алихан Букейхан.  Полное собрание сочинений в 9 томах. IX том. 343-345 б.

Койгелдиев М.К. Сталинизм и репрессии в Казахстане 1920-1940 годов. Алматы: Искандер, 2009. 448 с. 

Мамедова С.А. Региональные рамки и проблемы подготовки педагогических кадров в 20-х гг. ХХ в. // Вестник КазНУ им. аль-Фараби. Серия Педагогическая. 2011. № 2(33). С. 15-19.

Мұқанов Қайролла. Туған өңірімідегі тұңғыш устаздардың бірі (Ғабдолла Шоқаев). В кн.: Қайролла Мұқанов. Ел ардақтылары. Петропавл: «Северный Казахстан», 2016. - 424 бет. 158-163 б.

Смағұл Садуақасұлы. Салмақбайдың ауылында қалайша кооперация ашылды. Оренбург: Киротделение Центросоюза, 1924. 109 б.

Справочник по городу Петропавловску на 1925 год. [Акмолинск]: Издание конторы газеты "Мир труда". 1925. 109 с.

Степная газета. Орган Киробкома и КирЦИК. Оренбург, 1923 год.

 

 

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?