Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Кужак

1770
Кужак - e-history.kz

Фото: Артем Чурсинов

 

В MAQSUT NARIKBAEV KAZGUU UNIVERSITY существует хорошая, добрая традиция приобщать молодых людей к истории через искусство. При этом студенты сами становятся актерами, сценаристами, декораторами и оформителями. После теоретической части программы по предмету «История Казахстана» выбирается тема и начинается подготовка к спектаклю. В этот раз итоговое выступление было приурочено ко Дню памяти жертв политических репрессий и голода. 

 

Под руководством кандидата филологических наук Анар Бауыржановны Ибраевой успешно осуществляет свою деятельность Высшая гуманитарная школа MAQSUT NARIKBAEV KAZGUU UNIVERSITY. Под руководством директора Высшей школы увеличилось количество специальностей от трёх до 10, включая магистратуру и докторантуру. ВГШ стала одной из ведущих школ в университете. Мобильный, дружный коллектив ВГШ не раз доказал свою сплоченность.

Как рассказывает кандидат исторических наук, профессор Лепуда Каримовна Мукатаева, дисциплина «История Казахстана» в MAQSUT NARIKBAEV KAZGUU UNIVERSITY с точки зрения методики изучается в три этапа.

Первый этап проходит в соответствии с нормативами государственного стандарта образования и типовой учебной программы, то есть теоретическое обучение.

Второй этап – это историческая экскурсия по памятным местам: трассы Великого Шелкового пути, памятники архитектуры, городища и города средневековья и т.д. Данный метод позволяет визуально закрепить материал, который ими изучался на теоретическом уровне. 

Третий этап – театральная постановка. События, которые студентом были изучены, места, где проходили события, ими увидены и инсценируются на сцене. Таким образом, идет переосмысление увиденного и прочитанного. Студенты погружаются в эпоху событий. У студента формируется определённый опыт, который помогает почувствовать сопричастность к событиям отечественной истории.

Опыт студенческого историко-познавательного туризма и театральных постановок при изучении истории Казахстана в MAQSUT NARIKBAEV KAZGUU UNIVERSITY может быть использован в других ВУЗах нашей страны. Очевидно, что у молодого поколения есть огромный интерес к Отечественной истории, и мы его должны поддержать использованием различных методов.

«Мы пришли к выводу, что историческая экскурсия и театральная постановка могут претендовать на статус самостоятельных дидактических инструментов, что позволяет решать задачи познавательного и воспитательного характера. Все эти мероприятия развивают у студентов повышенный интерес к истории своего края, прививают чувство гордости за родное Отечество», - считает Лепуда Каримовна.

Постановщик театральной постановки кандидат исторических наук Изат Бельходжаевна Медешева рассказала, что для подготовки сценария использовались самые разные исторические материалы, среди них видео воспоминания видного общественного деятеля, ученого, свидетеля голодомора Мекемтаса Мырзахметова, труды по исследованию последствий голода 20-30-х годов М.Ауезова, М.Козыбаева, Т.Омарбекова. некоторые сюжеты были взяты из документальной книги Сары Камерон «Голодная степь: голод, насилие и создание Советского Казахстана». Кроме того, материалы газет, журналов 1925-1929 гг. таких, как «Еңбекші қазақ», «Жаңа мектеп», «Жаңа әдебиет», «Ауыл тілі». Письма и обращения государственных и общественных деятелей были взяты из книги «Голод в степи».

И, конечно же, очень важно то, что все роли в театральной постановке исполняли не профессиональные актеры, а просты студенты университета. Например, в сцене «Мүліктік тәркілеу (Конфискация имущества:)» в роли ахуна выступал Есбол Құлмахан, бая Жанайдарова играл Сағи Қыдырбай, бабушка Жанайдарова - Анеля Файзулина, жена Жанайдарова - Әсемай Анарбек, сын Жанайдарова - Бейбарыс Елюбаев, невестка Жанайдарова - Аружан Сәрсенбаева, дочь Жанайдарова - Ажаржан Жарасқызы, аульный староста - Саят Талғатұлы, районный аким - Нұрқасым Сүйерқұл.

В сцене «Рухани тәркілеу (Духовная исповедь)» участвовали служитель медресе – Нұрмұхамет Тұрақбаев, служитель мечети – Ерхан Рахман, в роли Филиппа Голощекина – Аян Шахаркали, в роли И.В. Сталина – Еркежан Сәду, в роли С.Садвакасова – Ақарыс Тайшығұлов, А.Байтұрсынова – Қуаныш Сапарғалиев, И.Курамысова – Әсет Тұрдыбеков, Ж.Аймаутова – Абылайхан Амангелди, Т. Сейдалыұлы – Абылайхан Нұрмұхан, Т.Рысқұлов – Аңсар Қанатбек, О.Исаев – Азамат Бақытбекұлы, Ғ.Мүсірепов – Санжар Садырбай, М.Ғатаулин – Нұрсұлтан Абилкасимов, Ғ.Тоғжанов – Нұрлан Құрышбеков.

Как признается постановщик спектакля Изат Бельходжаевна, этот метод патриотического воспитания и обучения придумали не студенты и преподаватели. Автором этой идеи, метода по-новому обучать студентов родной истории, является председатель правления университета КАЗГЮУ Талгат Максутович Нарикбаев. Впервые эта уникальная методика в университете была применена в 2013 году и с тех пор ежегодно совершенствуется, обкатывается, развивается вместе со студентами и преподавателями. У этой методики нет никаких инструкций и концепций, но каждый год, а иногда и дважды в год, студенты таким образом подтверждают свои знания, которые берут на лекциях преподавателей вуза. 

После установления Советской власти казахский народ пережил страшную трагедию. Голод пришел в казахскую степь, в каждый дом, каждую юрту, каждую семью. Их было два, в 20-х годах и в начале 30-х годов прошлого века. Но рассматривать их как два отдельных явления нельзя, их следует изучать вместе. На протяжении 70 лет советской власти информация об этих событиях тщательно скрывалась от общественности, об этом не упоминалось в учебниках истории. Только с обретением независимости общество стало громко говорить об этой странице нашей истории, и историки Университета смело поднимают эту тему, чтобы студенты знали об этом. Во-первых, студенты узнали, что одним из первых, кто изучал голод, был Мухтар Ауэзов, сохранились его свидетельства. Во-вторых, студенты узнали о том, что в 1991 году Верховный Совет республики создал специальную комиссию по изучению причин массового голода. Эту комиссию возглавил талантливый ученый, историк Манаш Козыбаев. Если во время голода 20-х годов погибло 1 млн 700 тысяч человек, то в 30-е годы прошлого года – 2 млн 200 тысяч человек. В целом, можно сказать, что в годы голода в общей сложности умерло более 4 миллионов человек. 

Студенты в процессе подготовки театрального представления сами изучали исторические события той эпохи и, по возможности, попытались показать их зрителям. Конечно, студенты – не профессиональные актеры и в процессе подготовки допускали некоторые неточности, не будем за это судить их строго. Как они приняли эти события своим сердцем, так и исполнили. 

Название спектакля – это очень важный момент постановки. Как вспоминает постановщик, когда, к примеру, ставили спектакль про Каныша Сатпаева, они опирались на его карту со всеми минералами. Во всех сотовых телефонах есть чип, который сделан из кремния. А кремний добывается из кварца. А самый качественный кварц в мире 92% кварц добывают на нашей казахстанской земле. Неслучайно студенты задавались вопросом: «почему в Казахстане есть кварц, а производства нет?». Это и использовалось в качестве кейса. 

Почему спектакль получил название «кужак»? У слова «кужак» есть три значения. Во-первых, так казахи называли Ф.И. Голощекина, принесшего разрушительный голод в степь. Во-вторых, это люди, которые обеднели в результате падежа скота. В-третьих, қужақ – это пустые угрозы. 

Таким образом, с помощью спектакля мы дали три толкования этого слова. Первое, сохранили в истории кличку Голощекина. человек, которого казахи называли «Кужак», остался в памяти народа вместе с голодомором. Второе, предостерегли молодое поколение, чтобы в будущем наш народ больше никогда не сталкивался с последствиями такого разрушительного голода. Третье, напутствовали студентов не применять пустые слова без дела. Другими словами, студент должен говорить, опираясь на факты, не используя пустословия. 

Такой опыт постижения отечественной истории может быть полезен и для других учебных заведений Казахстана.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?