Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Проект мобильного жилища животноводов Казахстана

1571
Проект мобильного жилища животноводов Казахстана - e-history.kz

Проблема мобильного жилища еще во времена коммунизма представляло собой одну из сфер науки об архитектуре. И если по отношению к городу мобильное жилище было в основном теорией, в рамках которой разрабатывались различные концепции, от реальных предложений до фантастических замыслов, то по отношению к аулу это было практикой действительности. Портал Qazaqstan Tarihy нашел проект мобильного жилища животноводов середины 1970-х годов.

Фотографии взяты из журнала «Архитектура СССР» (августа, 1975).

Необходимость создания мобильного жилища, отвечающего определенному уровню бытового комфорта, предопределялась в условиях сельскохозяйственного производства характером отгонно-пастбищного животноводства. Продолжительность сезонной работы животноводов длилось от 7 до 9 месяцев в году, в течение которых огромные отары овец кочевали с одного места на другое. За этот период происходила смена стоянок 4-6 раз.

Место стоянок на пастбищах выбиралось вблизи водоемов-речек, ручьев, родников или каналов. А в пустынных и полупустынных зонах - вблизи артезианских скважин, колодцев. На культурных пастбищах подъем воды из колодцев был механизирован: удобные и экономичные насосные установки, работающие на жидком топливе, подавали воду в лотки.

На стоянках чабаны сооружали свои временные жилища, очаги, небольшие навесы для хозяйственных нужд, загоны для скота, устанавливали насосы в колодцах. На все эти мероприятия уходило 2-3 дня.

Жилища сооружались на ровной, возвышенной площадке для удобства обзора пастбища. Число жилищ на стоянках колебалось от 1 до 10, в зависимости от численности чабанской бригады.

Для семьи чабана было характерно разделение труда между взрослыми: мужчины в основном пасли овец, а женщины занимались домашними работами (приготовление пищи, стирка, уборка, уход за детьми), кроме того, им приходилось готовить корм и воду для скота, доить скот, ухаживать за ягнятами. В связи с этим было необходимо повышать комфортность жилища и уровень культурно-бытового обслуживания семей чабанов, а также повышать уровень энерговооруженности их труда.

Проведенные исследования показывали, что перспективными типами передвижного жилища животноводов (ПЖЖ) для условий Средней Азии и Казахстана были стационарный (в виде фургона на колесах) и трансформирующийся (сборно-разборные и свертывающиеся). Выбор предпочтительного типа жилища определялся рельефом местности и наличием автодорог.

Прообразом свертывающегося жилища была юрта. Несущий каркас - стойки и ригели, ограждение - из мягкого материала.

В настоящее время широко развивалось производство синтетических материалов для свертывающихся жилищ. Их изготовляли в РСФСР, Узбекской и Казахской республиках. Использование этих материалов с применением теплоустойчивого покрытия-кошмы было возможно во всех пастбищных зонах Казахстана и Средней Азии.

Применялась также конструкция в виде пневматических арок типа «айромат» (двухслойные арочные своды с избыточным давлением 0,3-3 атм), закрепленные плоскими лентами из синтетических тканей. Покрытием служила кошма с солнцезащитным устройством из полимерных пленок. Жилище было рассчитано на любой состав семьи, при необходимости увеличивалось или уменьшалось по продольной оси зданий.

Такое жилище было легко монтировать, а при смене пастбищных стоянок можно было переносить вручную. При этом конструкции складывались в мешки или наматывались на барабаны.

К преимуществам жилища из пневматических арок относили: короткие сроки демонтажа (0,15-0,5 ч/кв. м. перекрываемой площади); легкая приспособляемость формы конструкции к рельефу местности; большое внутреннее пространство; высокая сейсмостойкость и безопасность в случае аварии; оригинальность архитектурной формы.

Воздухоопорные своды обладали наименьшим весом и стоимостью единицы перекрываемой площади, простотой изготовления, компактностью в демонтированном состоянии и легкостью транспортировки.

 

 

 

 

 

 

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?