Вопрос о соединении рельсовым путем Туркестана с Сибирской железной дороги возник вслед за открытием движения по Транссибирской (Сибирской) магистрали в 1903 году. В то время царская администрация считала, что именно отсутствие постоянной железнодорожной связи России с богатейшими районами Семиречья, юго-восточной частью казахской степи (Семипалатинская область) и пограничным с Западным Китаем и Монголией Алтаем тормозили развитие колонизации этих регионов, отчего вопрос строительства железной дороги стоял весьма остро. Однако особенные споры вызывал не сам факт строительства, а то, кем, и самое главное, как и где именно в степи будет проходить железная дорога. Портал Qazaqstan Tarihy расскажет об основных проектах направления рельсовых дорог и их экономическо-статистическом контексте.
Экономическо-статистический обзор местности прохождения Алтайской железной дороги.
При определении значения проектируемой Алтайской железной дороги, ее делили на 5 участков: 1) от Ташкента, в пределах Сыр-Дарьинской области; 2) Семиреченская область; 3) юго-восточная часть Семипалатинской области; 4) Кулундинская и Бельагачская степи в пределах Семипалатинской области и Томской губернии; 5) горный Алтай.
В первом участке дорога пересекала Чимкентский и Аулие-Атинский уезды Сыр-Дарьинской области. Чимкентский уезд с населением 285 120 человек (157 518 м., 127 602 ж.) был богат плодородной почвой и сетью орошающих его водных источников, из-за чего представлял все данные для развития земледельческой культуры. В то время в нем были наиболее распространены посевы пшеницы. Сайрамская пшеница, культивируемая в селении Сайрам близ Чимкента, считалась лучшей в Ташкенте. В долине Арыси, в среднем течении, производились посевы риса, а в окрестностях Чимкента развивалось хлопководство, и производились опыты культуры свекловицы. Почвенные и климатические условия этого уезда представляли все данные для развития свекловичных плантаций, а качество местной свеклы было настолько высоким, что считалось, что в будущем Чимкент станет центром сахарного производства всей Средней Азии. Качество чимкентского хлопка высоко ценилось скупщиками материала бумажноткацкой промышленности, а мануфактурные фирмы выдавали авансы местным хлопководам, поощряя расширять хлопковые плантаций, площадь которых тогда была немногим больше 54,5 квадратных км. Кроме того, в отрогах гор Каратау находились залежи каменного угля, разрабатываемые в незначительном количестве несколькими копями, откуда уголь доставлялся в Ташкент. Анализы этих углей показали возможность причисления их к типам настоящих каменных и частью сухих.
Многие горные местности уезда были богаты медными и свинцово-серебряными рудами, схожие по качеству с расположенными в долине реки Чирчик в соседнем Ташкентском уезде, где уже производилась добыча. В степной луговой части уезда было значительно развито скотоводство: 1 254 310 голов разного скота (45 870 лошадей, 172 200 верблюдов, 37 350 рогатого скота, 672 600 овец, 320 300 коз, 3 890 ослов и 2 100 свиней).
В уездном городе Чимкент проживало 12 441 человек (6 887 м., 554 ж.). Город, орошенный многоводной рекой Бадам и с массой роскошной растительности, представлялся санитарным пунктом Туркестана. В городе был сантонинный завод Савенкова, доставлявший во все страны света драгоценное средство сантонин, вырабатываемый из распространенного здесь вида полыни. Что касалось торговых оборотов Чимкентского уезда, то они достигали 5 000 000 рублей, в том числе по вывозу - 2 000 000 (шерсть, шкуры, мерлушка, сало, кишки, коровье масло, пшеница, хлопок, сантонин), по ввозу - 3 000 000 руб. (мануфактура, железо, земледельческие орудия, чай, сахар).
Аулие-Атинский уезд с населением 280 004 человек (153 133 м., 126 871 ж.) занимал северную часть Сыр-Дарьинской области. Он также был одарен природой, но с более суровым климатом. Здесь успешно развивалась культура злаков. В его пределах располагались 18 русских селений, 5 мeнoнитских колоний и 2 дунганских поселка. По обилию пастбищ скотоводство в нем было наиболее развито из числа всех уездов Туркестана. Всего скота в уезде было 1 897 930 голов (133 475 лошадей, 34 295 верблюдов, 126 150 рогатого скота, 1 497 160 овец, 100 420 коз, 730 ослов, 5 700 свиней). Особенно славилось Аулие-Атинское табунное коневодство.
Уездный город Аулие-Ата населяло 12 005 человек (7 185 м., 4 820 ж). Город располагался на реке Талас и благодаря положению в центре кочевых путей стал бойким торговым пунктом. Ежегодно здесь открывалась (с 1 мая по 1 июня) ярмарка, на которой продавали до 200 000 голов скота, около 24500 тонн овечьей шерсти и до 1500 тонн верблюжьей. В хорошие годы обороты ярмарки достигали суммы свыше 2 000 000 рублей. На бойнях его ежегодно (осенью) закалывали до 15 000 козлов для продажи козлиной кожи, на который был большой спрос за границей. Близ города располагался конный завод, создавший особый тип аулие-атинской лошади, выносливой и довольно крупной, происшедшей от скрещивания казахской лошади с сибирскими и русскими. Кроме того, в пределах уезда находились винокуренный и пивоваренный заводы. Торговые обороты всего уезда исчислялись суммой до 7 000 000 рублей.
Во втором участке дорога пересекала на протяжении 1100 км площадь Семиреченской области (376,5 тысяч кв. км) с населением в 1 082 000 человек, 10% которого составляло русское оседлое население. Главным занятием оседлого населения было земледелие, казахи же, в большинстве, были заняты скотоводством, хотя в последние годы и земледелие стало играть все большую роль. Здесь преимущественно возделывали яровую пшеницу, яровую рожь, просо, гречиху, ячмень, отчасти кукурузу. Дунгане и таранчинцы возделывали рис. Площадь посевов хлебных растений по области обнимало 54,5 тысяч кв. км. За отчислением необходимого количества хлеба на продовольствие оседлого населения области, более половины снимаемого ежегодно урожая представляло излишек, который мог идти на экспорт из области. Из других земледельческих культур, имевших промышленное значение и которым предстояло дальнейшее развитие в области при улучшении путей сообщения, особенно выделялись табаководство и плодоводство. Табаководство было в Верненском, Лепсинском и Пишпекском уездах, климатические условия которых и свойства почвы благоприятствовали разведению не только низших, но и высших сортов табака. Плодоводство же развивалось оттого, что яблоки и груши Семиречья (в особенности Верненские и Пишпекские) отличались разнообразием превосходных сортов, служа предметом значительного вывоза в Ташкент, Семипалатинск, Омск и Томск. Горные возвышенности Семиречья, покрытые густыми и сочными травами, и обширные степи способствовали широкому развитию скотоводства, которое для кочевого населения являлось главным средством к существованию. По статистическим данным, в 1902 году в области было 6 591 942 голов скота (743 891 лошадей, 519 831 рогатого скота, 86 287 верблюдов, 4 869 495 баранов, 349 950 коз, 2 680 мулов и ослов, 19 818 свиней). Получаемые в огромной массе продукты скотоводства, за удовлетворением потребностей местного кочевого населения, сбывались преимущественно на рынки европейской части России, направляясь многочисленными караванными путями к Сибирской магистрали, или же к Иртышскому водному бассейну. Значительное количество бараньих гуртов ежегодно сбывалось на продовольствие других областей Туркестанского края. Сбыт скотоводческих продуктов не регистрировался, по приблизительному же подсчету стоимость ежегодно продаваемых в Семиречье гуртов разного рода скота и продуктов скотоводства простиралось от 10 до 15 000 000 рублей.
Минеральные месторождения Семиречья отличались большим разнообразием. Однако, несмотря на благоприятные условия для их разработки, обилие рабочих рук, дешевизну содержания горнорабочих и большую продолжительность времени, в течение которого могли производиться горные работы, добыча металлов и каменного угля не производились, за исключением незначительных промывок рассыпного золота в Джаркентском уезде. Такое положение горной промышленности в области объяснялось отсутствием дешевых и удобных путей сообщения. Поэтому, как только весной 1899 года возник слух о предстоящем проведении рельсового пути для соединения области с железнодорожной сетью, в местное областное правление стали поступать многочисленные заявки на разработку разных руд и каменного угля. Однако, когда выяснилось, что вопрос о проведении железной дороги через Семиречье не будет разрешен в ближайшем будущем, заявки прекратились, а уже прежде сделанным даже не возбуждалось установленных ходатайств об отводе площадей.
В регионе были золотые россыпи в Джаркентском узде по речке Кетмень системы реки Или, впадающей в озеро Балхаш, серебряные и серебро-свинцовые руды в Лепсинском и Джаркентском уездах, а также медные руды в тех же уездах. Залежами каменных углей в особенности был богат Илийский каменноугольный бассейн, занимавший 800 кв. км. В Лепсинском уезде был найден графит. Особенно изобиловало Семиречье источниками минеральных вод, к каковым относились Аксүйские минеральные воды близ Пржевальска, Бахтинскиe apaсаны в Лепсинском уезде, Джамантинские щелочные в Верненском уезде, Джелпаркeрcкие в Пржевальском узде, Джиты-Огузовскиe близ озера Иссык-Куль, Иссык-Атинские в Буамском ущелье Пржевальского уезда. Во многих местностях Семиречья были найдены огнеупорные глины и разные породы строительного камня. Особенно известны находившиеся близ селения Любовного, 28 км от Верного, ломки камня «Калопташа» очень красивого в обработке.
Главными предметами местной отпускной торговли служили хлеб, табак, свежие фрукты, медь, скот и различные продукты скотоводства. Предметами импорта являлись мануфактурные, колониальные, галантерейные товары, железо и металлические изделия, глиняная, фарфоровая и стеклянная посуда, москательный товар и т.д. Из Семипалатинской области привозили соль, которой бедно все Семиречье, из Сыр-Дарьинской и Ферганской областей привозили в Семиречье вату, сушеные фрукты, ковры, шелковые и бумажные ткани. По приблизительному подсчету годовые торговые обороты по области простирались до 40 000 000 рублей.
Внешняя торговля Семиречья велась с Западным Китаем через Бахтинскую, Джаркентскую, Пржевальскую и Нарынскую таможни и Хоргосский переходный пункт. Преимущественно такая торговля велась с Кульджой, Уч-Турфаном, Аксу, Кашгаром и Яркендом. В среднем, ежегодно, по Семиреченской границе вывозился товар на сумму 2 600 000 рублей, привозили же товаров из Китая на сумму 4 200 000 рублей.
Уездный город Пишпек (6 815 человек) располагался на судоходных реках Алмедины и Алaзoргa в 18 км от реки Чу. Город служил торговым пунктом для казахов уезда, в нем были еженедельные ярмарки, преимущественно продуктами степного скотоводства.
Областной город Верный (24 333 человек) был расположен на речке Алматинке у северной подошвы Заилийского Алатау, средоточие управления Семиреченской области. Он не представлял собой торгового пункта в общем смысле слова. Занимая по географическому положению центральное место в области, он служил местом склада товаров, привозимых из России и Туркестана. Отсюда товары расходились небольшими партиями по области. Особенно благоприятные климатические и почвенные условия всего Верненского района делали не только город, но и всю окружающую его местность, культурным центром Туркестана. Торговые обороты города простирались до 10 000 000 рублей в год.
Уездный город Копал (3987 человек) не имел выдающегося торгового значения и, по расположению в горной местности среди Копальской цепи Семиреченского Алатау, его оставляли проектируемыми путями далеко в стороне. Выдающееся торгово-промышленное значение для края должно было иметь приближение рельсового пути к бассейну озера Балхаш. Огромное водохранилище Балхаша имело в длину 600 км, от юго-восточной оконечности Алакуля до устья реки Аягуз (для сравнения длина Байкала 700 км, Аральского моря 340 км). Наибольшая ширина к северу от устьев реки Или около 90 км, наименьшая против устьев реки Лепсы 10 км. Окружность озера 1400 км, абсолютная высота его поверхности около 270 м. Южный берег был частично открытый, ровный, солонцеватый, частично, к восточной половине покрыт густым камышом, заросли которого простирались в ширину от 10 до 20 км. Северные прибрежья были возвышенные и солонцеватые, частью песчаные. К его западной стороне примыкала Бетпак-Дала. Глубина Балхаша достигали до 20 м. Туманов почти не было, судоходство затруднялось только бурями, которые были очень сильными, а высота волн доходит до 3 м. Дно большей частью было песчано-илистое, местами каменистое. Замерзало озеро в начале ноября, вскрывалось в конце марта, толщина льда была незначительна. Весной вода поднималась на 1,5 м над зимним уровнем, затопляя прибрежные низменности. Вода озера была пресной, но бедной фауной.
В озеро Балхаш впадали с северо-востока - Аягуз, с юго-востока - Лепса, Ак-Су, Каратал и Или, с запада - Джиртымын-Кара-Су и Наузал, а с севера Балхаш не принимал ни одной реки. Из всех притоков наибольшее значение имела судоходная река Или, которая брала начало двумя своими истоками Текесом, и Кункecoм с северных склонов Тянь-Шаня. Общая длина реки 1280 км. Начиная с китайского города Кульджи, где русло достигало 150 м ширины, река становилась судоходной. У Илийского поселка ширина русла была 190 м, ниже - местами до 900 м. Глубина фарватера была от 1 до 10 м. Льдом река покрывалась у Кульджи в конце, у Илийского поселка в середине, в низовьях в начале декабря, а вскрывается у Кульджи в феврале, в нижнем течении - в конце марта. Долина реки имела от 2 до 9 км ширины, представляя длинную ленту плодородной земли, сплошь покрытую лугами и зарослями древесной и кустарниковой растительности. С левой стороны в Или впадали речки Курту и Какелен с притоком Алматинским, на котором располагался город Верный, а с правой - Кере-Булак. При впадении в Балхаш тремя устьями, Или образовывала обширную дельту в 1000 кв. км, называемую Камау. В восточной части озера мог служить хорошей гаванью залив Тузнам-Чаганак, так как самый восточный угол озера имел незначительную глубину и промерзал зимой до дна. В этой же части годными пристанями были устья рек Аягуз и Аксy. В северо-западной части озера удобная пристань Бертыская, при одноименном полуострове.
Первые опыты судоходства по Балхашу и по Или были произведены еще в 1856 году Грабицким и Кузнецовым, которыми было построено большое судно, проведенное ими от Бертыской пристани до Илийского поселка со значительным грузом хлеба. Затем в 1883 году Поклевским-Козелл был спущен в реку в Илийском поселке небольшой винтовой пароход с осадкой в 1 м, который совершал плавание по руслу Или. По свидетельству Нормана, руководившего плаваньем парохода, свободное пароходство могло производиться до Кульджи, но малая глубина в Илийском баре мешало пароходам входить в Балхаш, почему была необходима расчистка бара.
Сергиопольская станица Лепсинского уезда (1200 человек) была расположена в пониженной седловине между хребтами Тарбагатая и Чингизтау, состоявших из обнаженных порфировых пород. Город торгового значения не имел. Открываемая здесь ежегодно с 1 мая по 15 июня ярмарка имела оборот не более 100 000 рублей.
В третьем участке дорога пересекала на протяжении 260 км Семипалатинскую область в юго-восточной ее части, влияя на Семипалатинский, Усть-Каменогорский и Зайсанский уезды с населением в 381379 человек. Уезды северо-восточной части области - Каркаралинский и Павлодарский с населением 326586 человек, пограничные с Акмолинской областью и приближенные к Сибирской магистрали, оставались отчасти в сфере влияния этой магистрали, чему в значительной мере способствовал судоходный Иртыш. Из состава населения области 97484 человек приходилось на долю оседлого, преимущественно русского населения, но большая часть, а именно 610 081 человек были кочевниками.
Несмотря на огромную площадь, занимаемую областью, в 471786 кв. км, годных мест для хлебопашества земли в ней было относительно мало. Наиболее удобными местностями для земледелия являлись широко стелившаяся по правому берегу Иртыша Бельагашская степь, предоставленная в арендное пользование населению с плодородной, черноземной и каштановой почвой, а также уезды Усть-Каменогорский и Павлодарский, в которых почва частью была черноземная и лесовая. В остальных уездах удобные для хлебопашества места встречались только оазисами. В общем, на протяжении области заметно преобладали глинистые, солончаковые и сухие степные песчаные равнины. Размеры распашки простирались в области до 3000 кв. км. Площадь ежегодных посевов, преимущественно яровых хлебов, обнимала до 1500 кв. км с средней урожайностью в 71,5 тысячи тонн. Так как казахское население почти исключительно питалось молочными и мясными продуктами своих многочисленных стад, то оседлое население не только обеспечивалось своим хлебом, но имела возможность располагать излишком свыше 32,5 тысячи тонн в год для экспорта. Из земледельческих культур имели промышленное значение разведение подсолнечников и бахчеводство. Главными пунктами разведения подсолнечников служили окрестности Усть-Каменогорска и Семипалатинска и расположенные по Иртышу казачьи поселения. Бахчеводством преимущественно занималось казачье население и мещане. Масса собираемых арбузов и дынь не только служило для удовлетворения местных потребностей, но также отправлялось на пароходах и плотах в Омск и другие города вниз по Иртышу.
Самую важную роль в экономической жизни населения области занимало скотоводство. По статистическим данным, в 1902 году в области было 3 409 835 голов скота (686 295 лошадей, 319 375 рогатого скота, 73 119 верблюдов, 2 200 026 баранов, 125 020 коз, 6 000 свиней). Продукты кочевого скотоводства и гурты скота сбывались ежегодно в значительном количестве в пределы европейской части России.
Особенно богата была Семипалатинская область золотоносными районами, рудными месторождениями, каменноугольными залежами и разнообразными породами строительных каменных материалов. Богатство и разнообразие горных пород выдвигало значение этой области, как будущего центра широкого развития здесь горнозаводской металлургической деятельности. Золотые прииски находились в Усть-Каменогорском, Зайсанском и Каркаралинском уездах, отличавшихся гористым характером по расположению в них Колбенского, Курчумского и Нарымского хребтов. Разработка приисков, из-за сравнительно незначительной толщины торфов, велась исключительно открытым способом. Промывку золотосодержащих пластов производили на ручных бутарах. Местные казахи, работавшие на приисках, получали от 3 рублей 50 копеек до 7 рублей. Кроме того, в месяц им выдавали 27,5 кг ржаной муки, 9 кг пшеничной, 4,5 кг крупы, 0,25 кирпичного чая, 1,5 кг соли, 1 кг сала, 25 кг мяса. В 1901 году из числа заявленных 241 приисков, разрабатывалось 120, было промыт 1 155 000 кг песка, добыто было 520 кг золота, при среднем содержании 12,8 долей в 100 кг песка. Рабочих на происках было 4 462.
Богатейшие месторождения серебросвинцовых, медных руд и железа находились в изобилии в Павлодарском, Каркаралинском и Зайсанском уездах. Марганцевые руды были найдены в Семипалатинском, Каркаралинском и Павлодарском уездах. В этом же районе области находили богатейшие каменноугольные залежи. Богатство и разнообразие полезных ископаемых вызвали здесь производство многочисленных разведок. Насколько велико количество в казахской степи рудных месторождений, наилучшим доказательством служило то, что только в одном 1902 году в Семиреченской области было выдано 502 дозволительных свидетельства на занятие золотопромышленностью (117) и другими горными разведками (385). В этом же году на рудниках, каменноугольных копях и местностях, предоставленных для разведок частных промышленников, было добыто 488,5 тонн серебросвинцовых, 4400 тонн медных, 78,5 тонн марганцевых, 73000 тонн каменного угля, 410 тонн бурого угля, 1120 тонн огнеупорной глины.
Богатейшие рудные месторождения и каменноугольные бассейны в Павлодарском и Каркаралинском уездах принадлежали Воскресенскому горнопромышленному обществу. Также принадлежавший этой организации Экибастузский каменноугольный бассейн был соединен с рекой Иртыш ширококолейной железной дорогой в 120 км и заключал богатейший запас угля в несколько сотен миллионов тонн с 14-ю рабочими пластами, из которых 7 - с коксующимся углем. В начале деятельности Общества потребителями добываемого угля являлась Сибирская железная дорога, Обь-Иртышское пароходство, города Омск, Семипалатинск и Павлодар.
Рабочие на заводах, рудниках и каменноугольных копях преимущественно набирались из казахов, меньше - из русских переселенцев, водворившихся на Алтае и в соседней Акмолинской области. Плата рабочим производилась от 6 до 20 рублей в месяц. Кроме того, горнопромышленники в месяц выдавали каждому рабочему 50 кг печеного ржаного хлеба, 13,5 кг мяса, 9 кг крупы, 0,25 кирпичного чая, 0,5 кг сала и от 3 до 10 зол. соли.
Богатейшими месторождениями железа являлись урочища Кен-Тюбе и Тогай Каркаралинского уезда, в 43 км на северо-восток от Каркаралинска, содержавшие свыше 8 000 000 тонн руды, согласно анализам, заключавшая в среднем от 61 до 67% металлического железа. Владело этими месторождениями также Воскресенское горнопромышленное общество.
Из числа марганцевых месторождений особенно замечательно было находившееся в Аркалыкских горах Семипалатинского уезда, в 64 км на юго-запад от Семипалатинска.
Семипалатинская область была необыкновенно богата самосадочными соляными озерами, 16 из которых были расположены по правой и 23 по левой стороне реки Иртыш. Разрабатывалось только 7 озер, на которых в 1902 году было добыто почти 42 тысячи тонн соли. Цена соли на месте добычи составляла 4-7 копеек за 16 кг. Местом сбыта соли, кроме городов и рыбных промыслов, лежавших вниз по Иртышу, куда соль сплавлялась по водному бассейну, служил огромный район, заключавший Акмолинскую, Семипалатинскую и Семиреченскую области, а также части Тобольской, Томской и Енисейской губерний. Работы по добыче соли производились с июня по конец октября, работали преимущественно казахи (в 1902 году рабочих было 2551). Средняя заработная плата при добыче соли из озера доходила до 5 рублей за каждые 16 тонн. Особых помещений для рабочих при соляных озерах не было, так как казахи приходили на работу со своими семьями и собственными юртами, располагаясь вблизи озер на кочевье. Промышленное значение имело также рыболовство по реке Иртыш, озерам Зайсан, Маркакуль и Балхаш, откуда продукты рыболовства вывозились на продажу в Акмолинскую и Семипалатинскую области, Томскую губернию и Семиречье.
Главными предметами местной отпускной торговли служил скот, продукты скотоводства, соль, рыба, подсолнечное семя, арбузы, дыни. Предметами импорта были мануфактура, колониальные и галантерейные товары, железо, чугун и медь в изделиях, фаянсовая и глиняная посуда, стекло, мелочной товар, москательный товар и пр.
Из-за недостаточной благоустроенности путей сообщения и кочевого образа жизни большей части населения в экономической жизни степи имели важное значение ярмарки. Всего в Акмолинской области их было 60 с торговым оборотом, по сведениям Омской казенной палаты, до 20 000 000 рублей. 28 ярмарок было в Семипалатинской области с оборотом в 4 367 200 рублей. По размерам торговых оборотов выдающееся место занимала Ботовская ярмарка при пикете Коянды Каркаралинско-Павлодарского почтового тракта (2 673 000 рублей) и Константиновская в городе Акмолинск (3 583 613 рублей). Обширная торговля хлебом сосредоточивалась в Семипалатинске, где местные промышленники ежегодно, в течение осени и зимы, скупали урожай зерновых хлебов пограничного соседнего Алтая. С открытием навигации, скупленный за зиму зерновой хлеб сплавлялся буксирными пароходами вниз по Иртышу, в Омск и Тюмень для дальнейшей отправки по рельсовым путям на рынки России и за границу. Торговые обороты области, при ежегодном сбыте кочевым населениям массы скотоводческого сырья, а также, в виду горнозаводского дела и сосредоточения в Семипалатинске и Павлодаре хлебной торговли, простирались до 50 000 000 рублей в год.
Незначительная пограничная торговля велась с Китаем через три таможенных пункта: Зайсанский и Алабекский на юге для торговли с Чугучаком, Манасом, Урумчи, Булун-Тохоем, Гученом и другими китайскими городами, Катон-Карагайский на востоке для торговли с Кобдо, Улясутаем и с китайскими казахами. В среднем, ежегодно через Зайсанскую таможню вывозилось товара на 410 070 рублей, привозилось на 350 000 рублей.
Город Семипалатинск был центром управления Семипалатинской области. Главная часть города располагалась на правом берегу реки Иртыш, незначительная же часть - Заречная Слободка - находилась на левом берегу. Население города составляло 34 890 человек, в том числе 18 580 мужчин и 16 310 женщин. Город принадлежал к числу главных торговых центров Степного края и сопредельного хлебородного Алтая. Его торговые годовые обороты были свыше 20 000 000 рублей. Выгодное местоположение на Иртыше давало ему играть видную роль в торговле севера с югом. Здесь весной нагружались товары, шедшие с юга (шерсть, шкуры, волос, меха, хлеб и др.) на пароходы для отправки вниз по Иртышу. Здесь же происходила разгрузка почти всей массы товаров, шедших из России (мануфактура, металлические изделия и проч.). Для местных казахов и в прилегающие провинции Китая, главным образом, в города Чугучак, Кульджа, Кобдо, Булун-Тохой и прочие. В последние годы в Семипалатинске значительно развилась хлебная торговля и связанная с этим обрабатывающая промышленность. В городе были значительные паровые вальцовые мельницы, вырабатывавшие до 65500 тонн муки и крупчатки в год, а также винокуренный, несколько дрожжевых и один водочный заводы. Из других крупных заводов по своей производительности выделялись шерстомойные, кожевенные, мыловаренные, салотопенные заоды. Торгово-промышленное значение города заметно увеличилось с проведением Сибирской железной дороги. Семипалатинск с этого времени стал стягивать к себе больше окрестных грузов и отправлять их по Иртышу до Омска.
Ежегодно из хлебных его складов сотни тысяч тонн зерна и муки отправляли вниз по Иртышу к Омску на Сибирскую железную дорогу, а частью и к Тюмени на Пермскую железную дорогу. Тем же водным путем отправляли многочисленные продукты скотоводства, как степного казахского, так и крестьянского с предгорий Алтая.
От Семипалатинска до Омска, т.е. до ближайшего пункта Сибирской железной дороги по почтовому тракту, было почти 800 км. Кроме сухопутного тракта, между этими городами было установлено пароходное сообщение. Правильное срочное пароходство было кратковременно и продолжалось только весной и в первую половину лета. С середины лета Иртыш становился мелким, и образовавшиеся перекаты останавливали судоходство. Пароходная пристань Семипалатинска была расположена в 3-5 км от города, так как вблизи города не было удобных мест для стоянки пароходов.
В четвертом участке проектируемая дорога, соединяя Семипалатинск и Барнаул и верхние части бассейнов судоходных рек Иртыша и Оби, пересекала на протяжении 420 км Кулундинскую степь с ее урочищами Биш-Карагай и Бельагаш, следуя на большом протяжении долиной реки Алей. Эта степь охватывала в пределах Томской губернии северо-западную часть Змеиногорского и западную часть Барнаульского уездов. На севере она сливалась с Барабинской степью, пересеченной Сибирской магистралью. Черноземные почвы этой степи и Алейской долины, мощностью в среднем около 40 см, а местами в 70 см, а также каштановые с подстилающим их лесом, являлись наиболее хлебородными, служа также прекрасными пастбищами для обширного скотоводства. Приближаясь к горному Алтаю, эти почвы меняли характер, теряя черты степного чернозема и приобретая особенности горного. Ежегодно сотни тысяч тонн ярового зерна, как от Семипалатинска по Иртышу, так и от Барнаула и других пристаней по Оби, вывозились пароходами к северу на линию Сибирской магистрали и далее к Тюмени.
В числе продуктов скотоводства, вывозимых отсюда в большом количестве к линии Сибирской железной дороги, видное место занимало сливочное масло, производство которого постоянно увеличивалось, чему благоприятствовали питательные травы предгорий Алтая. Особенно характерна была на этом участке долина реки Алея с ее тополевыми рощами, в которых развивалось артельное маслоделие.
Барнаул был уездным городом Томской губернии и располагался на левом берегу реки Обь, при впадении в нее речки Барнаулки. Населения города было 29 408 человек. Административный центр обширного Алтайского округа, управляющего землями Кабинета Его Императорского Величества. В торговом отношении, в особенности по хлебным операциям, занимает видное место в Сибири, почему многие крупные фирмы других Сибирских городов имеют здесь свои конторы или же своих доверенных. Развивающееся маслоделие также привлекло сюда многие торговые фирмы - русские и иностранные - занимающиеся скупкой по селениям сливочного масла для экспорта его в Европейскую Россию и за границу. Барнаул - это будущий железнодорожный узел, от которого должна пройти линия на юг к г. Бийску, к границам Китая, к Монголии и впоследствии проникнут в Кобдо, Улясутай и далее в центр Китая.