Уже с первых лет установления советской власти в Казахстане, среди новых типов общественных зданий, наиболее популярными были Дома крестьянина и скотовода. Одновременно с этими общественными зданиями развивалось строительство рабочих клубов. Их количество и вместимость резко возросли в 1930-х годах, когда Казахстан стал крупным промышленным районом СССР. В этот период строились Дома культуры на 600 мест в Доссоре, на 800 мест в Риддере и в других городах. Наиболее крупным и оригинальным среди них по праву считался клуб работников министерства внутренних дел (архитектор С. Буровцев при участии архитектора Т. Басенова, 1933-1935 гг.).
Самым крупным зданием, построенным до войны 1941-1945 гг., был театр оперы и балета им. Абая в Алма-Ате (архитектор Н. Простаков). В архитектуре этого общественного здания впервые широко применялись казахские национальные орнаментальные мотивы. Наряду с орнаментами, для полного раскрытия образа театрального сооружения на фасаде театра были широко использованы элементы изобразительного искусства.
Начиная со второй половины 1940-х годов, в Казахстане для комплексного обслуживания населения развернулось строительство дворцов культуры, которые сыграли большую роль в формировании сельских, районных и городских общественных центров.
Дворец культуры горняков (архитекторы Н. Бреннер, Я. Янош, 1950 г.) в Караганде был наиболее крупным характерным сооружением этого периода. Если большинство зданий такого типа включали в себе клубную часть, кинотеатр-театр и библиотеку, то здесь впервые были спроектированы спортивный зал и зал-ресторан, кинолекторий на 400 человек. В художественной трактовке здания широко использовались мотивы казахского орнаментального искусства. Дома культуры строились и в сельских местностях республики.
Архитектура здания драматического театра им. Мухтара Ауэзова в Алматы (архитекторы А. Леппик, Н. Рипинский, В. Кацей, Б. Тютин 1957-1962 гг.) был примером начала нового периода строительства. Театр удачно располагался на обширной площади и занимал на ней господствующее положение. Заслуживало внимание активное включение в композицию фасада оригинального по рисунку и исполнению барельефного панно (художники Е. Сидоркин, О. Богомолов), придавшего зданию определенную эмоциональную выразительность. Одним из первых общественных зданий, построенных по новым объемно-планировочным принципам, был кинотеатр «Спутник» на 430 мест (архитекторы Н. Рипинский, В. Гусев, инженер В. Решетников, 1960 г.). Административно-хозяйственные, вспомогательные помещения, номенклатура элементов в этом здании сводились к минимуму, а схема планировки дальнейшем стала основной для большинства кинотеатров в республике. Принятая сборная железобетонная трехшарнирная арка, эллиптическая форма перекрытия зрительного зала придали облику кинотеатра совершенно новый вид. Для этого сооружения и в строительстве других общественных зданий наиболее распространенным приемом стало последовательное отделение несущих элементов от ограждающих. Это обеспечило возможность выполнять наружные стены из легких и тонких материалов, что было особенно важно в сейсмических районах республики.
В дальнейшем в художественной обработке зданий большую роль приобрела фактура стен и объемное решение, выражающее правдивую типологическую характеристику зданий. Например, глухие стены Дворца культуры целинников в Целинограде (1963 г.) обрабатывались разноцветными керамическими плитками. В его композиции выделялся трапециевидный объем зрительного зала, отражавший характер размещения мест. Развитие отмеченных тенденции наблюдалось и в архитектуре широкоэкранного кинотеатра «Целинный» в Алматы (1964 г.).
В развитии архитектуры Казахстана видное место занимало здание Дворца спорта в Алматы (архитекторы В. Кацев, О. Наумова, 1966 г.). В композицию главного фасада были введены мелкие блоки разных профилей, из которых была составлена огромная плоскость над входами. Удачно найденный рисунок этих элементов и соразмерность со всей поверхностью фасада придали Дворцу спорта особую художественную выразительность.
Рельефная обработка поверхностей стен была использована в архитектуре кинотеатра «Арман» (архитекторы А. Коржемпо, В. Слонов, 1968 г.) в Алматы. Для размещения мест в зрительных залах удачно использовали рельеф местности, уклон которой совпал с необходимым уклоном обеих залов. Главный фасад и вход в кинотеатр подчеркивались усилением пластики стены, а боковые фасады были обработаны рельефными группами (художник В. Константинов).
Разнообразные приемы обработки наружных стен были использованы при возведении здания Русского драматического театра им. М.Ю. Лермонтова в Алматы на 846 мест (архитекторы В. Давиденко, Г. Горлышков, И. Былинкин, Н. Шебалина, Н. Рогачева, В. Руденко, инженер Н. Голебова, 1966 г.).
Как и в кинотеатре «Арман», здесь удачно использовали рельеф местности. Уклон рельефа почти совпадал с уклоном мест зрительного зала, который был сделан без балкона, но, несмотря на это, последний ряд был удален от сцены всего на 27 метров и все зрители размещались в пределах горизонтального угла видимости. В здании театра была оригинально разрешена сейсмическая защита.
В архитектуре Дома Советов - одного из крупнейших общественных зданий в Алматы - (архитекторы А. Наумов, В. Михеев, инженеры Л. Ширшова, Б. Ковлер, 1968 г.) были применены вертикальные регулируемые солнцезащитные устройства, оригинальные панели наружных стен трехслойной структуры с эффективным пенополистироловым утеплителем, облицованные снаружи цветным стеклолитом. Все это явилось новым и перспективным в улучшении художественного облика и обеспечило возможности повышения этажности в сейсмических районах.
Оригинальным по композиции и замыслу можно считать здание ЦК ЛКСМ Казахстана (архитекторы В. Алле, С. Космериди, 1970 г.), построенное в Алматы. За счет максимального использования рельефа местности, учета климатических условий, современных материалов было построено здание, отличавшееся высокой художественной выразительностью. Состав помещений позволял проводить в нем самые разнообразные мероприятия. Например, открытая площадка перед зданием была рассчитана для проведения форумов молодежи, манифестаций и других массовых мероприятий. Зрительный зал на 500 мест предназначался не только для проведения съездов и конференций, но и для проведения молодежных вечеров, демонстрации фильмов, организации различных выставок и встреч. Кровля зрительного зала и кровля высокой части здания могли служить местами отдыха.
Грандиозным по масштабу и архитектурному замыслу сооружением современной архитектуры Казахстана был Дворец им. В.И. Ленина в Алматы (архитекторы: Н. Рипинский, Л. Ухоботов, В. Алле, В. Ратушный, В. Ким, А. Соколов, инженеры С. Кукушкин, Б. Делов, А. Сущенцев 1970 г.). За создание Дворца им. В.И. Ленина коллектив авторов в 1971 году был удостоен Государственной премии СССР. Дворец замыкал перспективу крупной городской магистрали - проспекта Абая. Композиционным центром всего здания был большой зрительный зал на 3000 мест, вокруг которого располагались все необходимые помещения. Зал трапециевидной формы, запроектированный единым амфитеатром, был предназначен для проведения массовых митингов, съездов, собраний, совещаний, фестивалей, концертов, театральных представлений, демонстраций кинофильмов.
Оригинально была решена конструктивная схема здания: двойной ряд восьми опор-пилонов (сечением 2,2 м х 4,0 м) несло покрытие площадью 10 тыс. кв. м.
Художественная основа архитектуры дворца также была отмечена новаторской чертой: фасад был расчленен ритмическим рядом ребер, завершавшиеся двумя спаренными пилонами, которые поддерживали далеко вынесенный козырек.
В начале 1970-х творческая мысль архитекторов республики была направлена на создание таких произведений архитектуры, которые отличались бы удобной планировкой, целесообразной компоновкой объемов, логичным применением местных материалов. К числу таких общественных зданий можно отнести цирк на 2000 мест (архитекторы В. Кацев, В. Слонов) и Дворец бракосочетания (архитектор М. Мендикулов) в Алматы, построенные в 1972 году. В здании цирка, покрытом куполом, слегка напоминавшим шлемовидные купола памятников архитектуры Казахстана, особенно ярко выражено национальное своеобразие.
Авторы Дворца бракосочетания показали возможности использования национального орнамента, применив их в переплетах, опоясывающих по периметру здание круглой формы. Благодаря им удачно найденный образ здания стал по-особому ажурно легким и праздничным.
За годы советской власти строительство и архитектура общественных зданий советского Казахстана получили высокие темпы развития, которые характеризовались интересными творческими поисками и находками. Архитекторы республики стремились широко применять и использовать самые прогрессивные планировочные приемы, конструктивные решения, максимально учитывать местные природно-климатические факторы. Таким образом, уже в 1970-х в республике последовательно решалась проблема раскрытия образа сооружений и национального своеобразия посредством новых методов преемственности традиций зодчества прошлого.