В небольшом здании в центре Алматы, построенном в 1963 году, размещены три архива: Центральный государственный архив, архив научно-технической документации и Архив кино фотодокументов и звукозаписи. Понятно, что места всем мало, но для архивов республики надо строить новые здания, считает журналист Аскар Алимжанов.
По роду своей деятельности Аскар Алимжанов – журналист, последние годы занимался производством исторических документальных фильмов, а это, естественно, подразумевает плотную работу с архивами. Причем не только с казахстанскими, но и зарубежными. В поисках нужных материалов журналист добрался даже до столицы Германии. Гордостью Аскара является редкая находка – самая ранняя запись казахской национальной музыки 1908 года, найденная в Берлине. Кстати, копии валиков хранятся в Санкт-Петербурге. До этого, самой ранней звуковой записью считалась запись голоса Амре Кашаубаева, сделанная во Франции в 1925 году. С разрешения Берлинского фонограмм архива казахстанским исследователям предоставили копии записи. Немецкий путешественник Рихард Карутц посещал Западный Казахстан и в Мангышлаке записал на восковые валики исполнение казахского музыканта. Результатом его экспедиции стала книга «Среди киргизов и туркмен на Мангышлаке», которая была издана в России в 1911 году. Кроме книги Карутц сделал множество фотографических снимков и собрал коллекцию аудиозаписей творчества местных народов. Спустя столетие звуки вернулись в Казахскую степь. Профессор консерватории Сауле Утегалиева написала об этом небольшую монографию, музыку переложили на ноты, нашли исходные произведения и выяснили, что там звучит татарская мелодия, русская народная песня и несколько оригинальных народных произведений. Что интересно, казахский язык, речь абсолютно не изменились за это время.
Об этом уникальном открытии был снят фильм «Времен связующие звуки», в котором представлены фантастические для своего времени модели технического прогресса первые фонографы, с одним из которых Р.Карутц приехал в Казахстан. Фильм был продемонстрирован на ютуб-канале «Дорога людей». Проект очень важный, популярный, собрал более 67 тысяч подписчиков. Но несмотря на это, по словам Аскара Алимжанова, он может быть завершен в этом году по банальной причине – отсутствия финансирования. Своими стараниями авторы проекта постарались сделать своеобразную платформу для историков, приглашали зарекомендовавших в профессиональной среде историков, и обсуждали различные актуальные темы. Формат лекции, монолога может быть и не пользуется большой популярностью, но его сохранили, чтобы не потерять суть и насладиться лекцией. Так сформировалась своя аудитория канала. Гостями канала были преимущественно иностранные, американские, российские, узбекские, таджикские, кыргызские ученые. Для максимального расширения аудитории авторы использовали русский язык.
Аскар Алимжанов обратил внимание на еще один важный момент. Многие специалисты достигли уже преклонного возраста, это, как говорится, уходящая натура, которую надо запечатлеть сейчас, потому что потом может быть поздно. Например, в 2014 году съемочная группа записала историка Сергея Григорьевича Кляшторного. Монтажники еще даже не успели смонтировать фильм, как узнали печальную весть о скоропостижной смерти ученого в сентябре 2014 года. Или, например, история с профессором Ириной Викторовной Ерофеевой, которая занималась исследованием мавзолея Алаша-хана. Аскар Алимжанов вспоминает, что очень хотели ее записать, но она притормозила: «Ребята, я готовлю сенсацию. Чуть-чуть подождите, потерпите месяц-полтора». И вдруг в ноябре 2020 года ее не стало. Люди уходят и это естественный процесс. В память о них остаются лекции и фильмы. Кстати, они все оцифрованы и сданы в архив. Именно таких людей надо приглашать в студию, считает Аскар Алимжанов. Это истинная история, история от специалистов, которые посвятили этому всю свою жизнь, а не фольк-хистори, какое-то любительское изложение, исторические сюжеты от блогеров.
Почему канал называется «Дорога людей»? Архитектор Ле Корбюзье в книге «Градостроительство» писал, что человек идет прямо, потому что у него есть цель, он идет к ней, не сворачивая. А осел идет зигзагами, ступает лениво, рассеянно; он петляет, обходя крупные камни, избегая крутых откосов, отыскивая тень; он старается как можно меньше затруднить себя. Кривая улица есть результат прихоти, нерадения, беспечности, лености, животного начала. Прямая улица – это результат напряжения, деятельности, инициативы, самоконтроля. Она полна разума и благородства. «Кривая улица – это дорога ослов, прямая улица – дорога людей».
Кроме того, роман «Дорога людей» был написан казахским писателем, лауреатом Международной премии им. Дж.Неру (1964), Международной литературной премии Народной Республики Конго (1985) Ануаром Алимжановым. Человек живет, пока дышит, а дышит, пока он идет, а идет он по жизни до тех пор, пока есть польза от него и земле, и людям. Дорога – это хороший символ, а в современном контексте можно сказать что это дорога не стран, не национальностей, а именно людей.
Недавно, в ноябре 2022 года Генеральный секретарь организации тюркской культуры «Тюрксой» Султан Раев вручил медаль имени Мухтара Ауэзова директору Центрального государственного архива кинофотодокументов и звукозаписей Комитета по делам архивов и управления документацией Министерства культура и спорта Республики Казахстан Аскару Алимжанову за вклад в популяризацию тюркской истории. Султан Раев высоко оценил фильм о М.Ауэзове, предложил продолжить и не останавливаться.
Последние шесть месяцев Аскар Алимжанов возглавлял Центральный государственный архив кинофотодокументов и звукозаписей. На самом деле, полгода для архива – это один миг. Архив кино фотодокументов и звукозаписи – это специфический архив, который требует от сотрудника помимо профессионального еще и технического образования. За полгода в архиве была собрана команда «All stars» – все экс-директора архива: Ляззат Сулейменовна Актаева, Алла Федоровна Сеитова, Жанай Сейтжанович Омаров. Эти люди знают в архиве каждый документ. С учетом их опыта, навыков и знаний работать гораздо легче. Аскар Алимжанов честно признался, что работа в архиве была поставлена настолько профессионально, что там ничего не надо было менять.
Самая большая ценность в архиве – это люди. Важнейшей проблемой А.Алимжанов считал кадровую, которая заключалась в том, чтобы сохранить этих профессионалов. В архиве работают люди, исключительно преданные своему делу. Основной костяк пришел сюда еще со студенческой скамьи и продолжает работать до сих пор. Можно смело сказать, что они сохранили верность профессии. Благодаря им в архиве сохранилась вся аудио- видео- история Казахстана. На ком держится учреждение? Зачастую их труд не виден, не заметен, но при этом очень важен. Например, главный инженер Борис Владимирович Волчков. Он своими руками сделал сайт архива, в хранилище сделал автоматизированную систему кондиционирования, создал программу, благодаря которой может удаленно следить за температурой в хранилище, сам проектирует полки для хранения бобин под их уникальные размеры, хотя, по большому счету, это не входит в его обязанности. Человек с золотыми руками! И каждый из 24-х сотрудников архива - на вес золота!
Государство должно уделить больше внимания этой отрасли, которую можно смело назвать основой основ, считает А.Алимжанов. Прежним руководством архива был выбран правильный вектор работы, направленный на цифровизацию, запись пленки на новый формат. Для этого была закуплена самая современная техника, которая позволяет это сделать. Последний сканер, который получил архив, скорее всего единственный в стране. Оцифровка – это довольно специфическая услуга, на нее не так много заказчиков, в основном это - АО «Казахфильм».
Архив не сидит на месте, а показывает свою работу в социальных сетях. Недавно прошла презентация фильма «Исаак Иткинд на дороге в рай». Авторы фильма, известный казахстанский режиссер театра и кино, заслуженный деятель искусств РК Игорь Гонопольский и Денис Хусаинов в названии фильма о легендарном скульпторе они отразили убеждение в том, что душа мастера находится в раю.
Среди уникальных документов архива можно назвать запись прибытия первого паровоза в Алматы в июле 1929 года, точно, как в фильме Люмьера. Много хранится документальных фильмов 40-х годов прошлого века. Это было связано с передислокацией объединенной киностудии в годы войны. В архиве хранятся уникальные фотографии фотокорреспондентов казахстанских газет и журналов. В киножурналах «Советский Казахстан» запечатлены живые лица казахстанских тружеников, передана атмосфера той эпохи. Есть материалы по голоду 30-х годов, восстаниям и другим трагическим событиям прошлого.
У современной молодежи подход один – есть только черное и белое. А жизнь не бывает черно-белой, считает А.Алимжанов, в ней много разных ярких красок.