В 1920 году для согласования всех мероприятий Туркестанской республики с учетом особенностей казахского и киргизского населения при ТурЦИКе был создан Киротдел.
20-31 января 1921 г. в Аулие-Ате (ныне г. Тараз) состоялся Первый краевой съезд казахской (киргизской) бедноты Туркестана.
Всекиргизский съезд Туркестана был созван Киротделом при ТУРЦИКе и открылся в г. Аулие-Ате 20 января 1921 года.
На съезде приняло участие более четырехсот делегатов, в основном партийные, и только около 1/3 составляли беспартийные. По своему составу съезд был настоящим пролетарским выразителем киргизской бедноты и батраков.
На съезде были подняты такие вопросы, как национальный вопрос и советская автономия, земельный вопрос, продовольственный вопрос, организация власти и киргизской бедноты, женский вопрос, проблема просвещения казахской бедноты, народное хозяйство и поддержка кустарной промышленности, военный вопрос, устройство беженцев. Также на съезде прошли выборы в Киротдел при ТурЦИКе.
Прежде всего была рассмотрена текущая ситуация. Ситуация отличалась тем, что все силы республики были переброшены на трудовой фронт для экономического возрождения страны. При благоприятном международном отношении съезд киргизской бедноты обещал водрузить красное знамя труда над широкими степями Средней Азии и Туркестана, население которых в союзе с мировым пролетариатом, боролось с колонизаторством, баями и манапами за свое советское национальное самоопределение.
По национальному вопросу и советской автономии выступил товарищ Г.И. Сафаров. Георгий Иванович Сафаров (1891-1942) – государственный, партийный работник, член Коммунистической партии с 1908 года. В 1917 году был членом Петроградского комитета РСДРП(б). В 1921 году был избран членом Туркбюро ЦК РКП(б), затем членом ИККИ, заведовал Восточным отделом Коминтерна. Георгий Иванович подробно описал положение казахского народа во времена монархии и при советской власти.
Как отметил Сафаров, за 50 лет со времени завоевания Туркестана над казахским народом установилось владычество русских, которое заключалось в укреплении русской власти, для чего лучшие земли местного населения заселялись элементами, которым не было места в европейской России, а именно, проворовавшимися чиновниками, грабителями, тунеядцами и кулаками из крестьянской среды. Их наделили широкими привилегиями, им предоставляли лучшие земли, освобождали от налогов и повинностей и давали из государственных средств субсидии.
Казахскому народу, вытесненному в полупустынные степи и скалистые горы, предоставлена была правительством одна свобода – свобода умереть от голода, идти в батраки к кулакам, эксплуатировавшим их самым беспощадным образом. Этот грабеж казахской бедноты русским кулачьем не прекращался. Кулак пользовался каждым неблагоприятным моментом, как, например, в 1916 г., когда казахи, восстав против царского произвола, потерпели поражение и были раздавлены царским правительством.
Временное правительство продолжало старую колонизаторскую политику эксплуатации казахской бедноты и поддержки грабителей кулаков.
Наступил славный Октябрьский переворот, и русский пролетариат установил свою диктатуру, захватив власть в свои мозолистые руки.
В Туркестане этот переворот совершился только внешней переменой названия власти. Те же чиновники – переводчики, полицейские, приставы, прикрываясь Советской властью, продолжали старую политику колонизаторства и грабежа. Этим, по мнению Сафарова, объясняется невозвращение отнятых казахских земель, перекладывание тяжести разверсток на казахскую бедноту и нахождение кулаков у власти.
Сафаров призвал прекратить эксплуатацию и колонизаторство, очистив Советы от примазавшихся, пора самой казахской бедноте встать на путь революционной борьбы для достижения собственного счастья в единении с русским и мировым пролетариатом.
В резолюции по этому вопросу казахская беднота, констатируя все вышеуказанные факты, мешавшие установлению власти трудящихся, считала неотложной борьбу с колонизаторством, с одной стороны, с кулаками, богачами – с другой. Казахская беднота потребовала возвращения незаконно отобранных колонизаторами и баями земель, освобождения и развития национальной культуры и просвещения, признания казахского языка государственным языком, очищения советских органов от примазавшихся кулаков и колонизаторских, эксплуататорских элементов, чтобы Советскую власть сделать подлинной властью трудящихся. Таким образом казахская беднота видела свое спасение только в национальном советском самоопределении.
Докладчики с мест говорили о наболевшем в душе, о проблемах казахской бедноты. О том, как колонизаторы грабили казахскую бедноту, убивали казахов, живыми зарывали людей в землю; крестьяне захватывали земли казахского населения, инвентарь, постройки, кибитки, скот; казахскую бедноту облагали продразверсткой. Не имея хлеба, беднота покупала его у кулаков, продавая свой труд на несколько лет вперед. В одном уезде на казахов разверстка была снижена. Вообще местные советские органы вместо помощи оказали полное пренебрежение к нуждам местного населения.
Все материалы по докладам с мест были переданы в Киротдел для сведения и расследования преступных деяний.
Был сделан подробный доклад по земельному вопросу и об охране животноводства. Все переселенцы, проживавшие в Туркестане, делились на несколько категорий: старожилы, переселенцы, самовольцы и жители казачьих станиц. Они занимали землю площадью 1 900 000 десятин земли. Тогда как местное казахское население было вытеснено в пустыни и скалистые горы, где заниматься скотоводством, земледелием не представлялось никакой возможности. Нескольких десятков тысяч казахов находились в батраках у переселенцев-кулаков, которые, разводили большие стада овец и других видов скота, а также засевали в несколько раз больше, чем на самом деле полагается по трудовой норме. События 1916 года, последующих 1917-1918 гг. окончательно разорили казахское хозяйство, многие умирали от голода, многие от преследования царских генералов и от голода уходили за границу в Китай и другие области. Земли умерших, убитых царскими генералами и прочими, а также ушедших в поисках за куском хлеба, были заняты переселенцами самовольно, без чьего бы то ни было разрешения. Таких самовольческих поселков насчитывалось в одной Семиреченской области несколько десятков.
IХ съездом Советов и V партийным съездом Туркестанской республики были положены основы к разрешению этого большого вопроса, выработаны мероприятия и планы землеустроительных работ, декретированы Туркнаркомземом.
Сущность земельной реформы, направленной к землеустройству и разрешению порядка землепользования казахского населения, заключалась в том, чтобы излишки свыше трудовой нормы передать в пользование казахской бедноты по трудовой норме и возвратить казахам самовольно захваченные земли казаками и крестьянами, выселив самовольцев в первоначальные их местожительства и другие старые переселенческие поселки. Также было урегулировано водопользование и равномерное распределение воды между казахами и переселенцами. Все бывшие государственные, казенные земли было решено передать в фонд по устройству казахов, а также снабдить казахскую бедноту живым и мертвым инвентарем за счет государства и излишков инвентаря переселенцев-кулаков, казахских баев.
Земельную реформу планировали закончить к началу посева к весне 1921 года. Все работники были брошены на эту работу. Ударным районом по настоящей земельной реформе считалась Семиреченская область.
По охране, возрождению и развитию кочевого животноводства был оглашен декрет Туркнаркомзема, который в сущности сводился к установлению прожиточного минимума, а именно: на каждую душу кочевого населения - 6 голов и на душу полукочевого населения - 5 голов крупного скота, считая крупным скотом лошадь, верблюда, корову и быка свыше 3 лет; молодняка от 1 до 3 лет - 2 головы; молодняка до 1 года - 6 голов и овец и коз 8 голов за одну голову крупного скота. В государственную военную заготовку по разверстке не подлежал скот во время огула и во втором периоде беременности и молодняк крестьянского скота до полутора года, а мелкого до 9 месяцев. Были предприняты еще ряд мер к улучшению пород различных видов животных и защите от хищнического истребления скота казахского кочевого населения.
Все вышесказанные мероприятия и распоряжения, как по земельной реформе, так и по охране животноводства, были приняты единодушно, с небольшими поправками практического характера.
Аулие-Атинский съезд произвел весьма отрадное впечатление на товарища Авдеева. Авдеев А.Д. (1887-1947) - советский государственный и партийный деятель, член Коммунистической партии с 1905 года, в 1920-1922 гг. был членом Кирревкома (Казревкома), Кироблбюро РКП(б).
По мнению большевика, делегаты впервые почувствовали, что обращено внимание на нужды бедноты, которая до этого не получала реальной помощи от Советской власти. К разрешению каждого вопроса делегаты подходили с чисто практической стороны. По продовольственному вопросу постановили выделить с каждой волости по пять человек на продовольственную работу. Приняли организацию Союза батраков и бедноты. По национальному вопросу решения съезда носили ясно выраженный классовый характер.
Отношение к Кирреспублике выявилось совершенно определенно. Делегаты решительно настаивали на присоединении Семиреченской и Сыр-Дарьинской обл. к Казахской республике. Президиуму с большим трудом удержал съезд от принятия такого решения. Представители Казахской республики говорили согласно полученному от КазЦИКа наказу, что съезду следует отметить принципиальную необходимость присоединения, но не настаивать на осуществлении этого постановления в данный момент, когда казахский центральный аппарат еще не завершил свою организацию, и не был решен в окончательной форме вопрос о присоединении Акмолинской и Семипалатинской губерний.
Декрет ВЦИК от 26 августа 1920 года об образовании Казахской Автономной Советской Социалистической Республики определил границы КАССР, устанавливая в то же время постепенный переход к Казахстану отдельных областей и территорий, входивших ранее в состав Туркестанской АССР, Омской, Астраханской и некоторых других губерний. В течение 1921 года ЦИК КАССР проделал большую работу по передаче Казахстану Акмолинской и Семипалатинской губерний, организовал комиссию и провел специальное совещание по урегулированию территориальных споров между казахами-адаевцами и туркменами бывшей Закаспийской области, вел переговоры с Астраханским губисполкомом для разрешения вопросов о волостях Астраханской губернии со смешанным населением (Волго-Каспийская Киргизия). Что касается включения в состав КАССР территорий с преимущественно казахским населением, находившихся в составе Туркреспублики, то передача этих областей в КАССР была отложена до завершения основных землеустроительных работ в Семиреченской и Сырдарьинской областях. Собирание всех территорий Казахской республики было завершено к концу 1924 г. после проведения национального размежевания Туркестана.
Делегатов также интересовал вопрос о кочевке казахов Казалинского и Перовского уездов. Данные по этому вопросу разъяснения делегатов удовлетворили: в пределах бывшей Тургайской области.
Этот съезд сумел вовлечь бедноту казахского населения Туркестана в строительство советской власти.
Учитывая их работу и практический опыт, КазЦИК готовил возможность соединения всей казахской бедноты под красным знаменем КССР Российской Федерации.