Приобретение Казахстаном своей независимости стало возможным в результате распада СССР, в составе которого наша республика находилась более 70 лет. Руководство Казахстана до последнего периода боролось за сохранение Советского Союза, прилагая свои усилия к принятию нового договора о создании обновленного союзного государства. Однако из этого ничего не вышло. Политический и экономический кризис в СССР в конце 80-х - начале 90-х годов достиг своего апогея. Одряхлевшая и недееспособная советская государственная машина, доставшаяся в наследство последнему руководителю страны, архитектору перестройки Михаилу Горбачеву, давала сбой за сбоем.
Перестройка, выдвинутая на апрельском Пленуме ЦК КПСС 1985 года, вызвавшая к жизни гласность и в известной мере демократизацию общественной жизни, не оказали существенного влияния на улучшение условий жизни и быта советских людей. СССР испытывал тяжелый системный кризис. И в такой сложной обстановке с начала 1990-х годов в республиках стали зарождаться политические движения за независимость и выход из СССР. Союзные республики принимали декларации о суверенитете, устанавливая верховенство своих законов. Этот процесс прочно утвердился как «парад суверенитетов».
25 октября 1990 года Верховный Совет Казахстана также принял Декларацию «О государственном суверенитете Казахской ССР», что явилось смелым шагом на пути к независимости республики. Однако это был политический акт, а не конституционный, из него еще не возникало самостоятельное государство, за независимость нужно было еще упорно бороться. Тем не менее, этот документ закрепил неделимость и неприкосновенность территории Казахстана. Республика получала право осуществлять самостоятельную внешнюю политику, становясь реальным субъектом международного права. Позднее был сформирован Совет безопасности. Создан Алмазный фонд. Приняты меры по созданию самостоятельных Вооруженных сил республики. Был закрыт Семипалатинский ядерный полигон, республика добровольно отказалась от четвертого по запасам ядерного потенциала. 7 сентября 1991 года была распущена республиканская компартия, а в следующем месяце – Союз молодежи (ЛКСМ) Казахстана, тем самым начался процесс деидеологизации и деколонизации общественного сознания, отхода от тоталитаризма.
И так, 1990 год стал важным этапом в законотворчестве суверенной республики. Были приняты Земельный кодекс, закон «О совершенствовании структуры государственной власти и управления», учрежден институт президентства. Свои первые шаги президент начал с издания законодательного акта о мерах по социальной поддержке уязвимой части населения, указом президента были реабилитированы лица, необоснованно привлеченные к уголовной ответственности за участие в выступлении казахской молодежи в Алматы 17-18 декабря 1986 года. Уже в тот период в республике заметно расширилось политическое пространство, действовало более 100 общественных организаций, движений политических партий, таких как «Азат», «Алаш», «Единство», «Партия зеленых» и др. А еще в 1989 году возникло общественное антиядерное движение «Семей – Невада».
И в таких условиях союзное руководство принялось за разработку нового Союзного договора. Подписание такого договора означало не только сохранение единого государства, но и переход к его реальному федеративному устройству. 17 марта 1991 г. прошел референдум по вопросу: быть или не быть СССР и каким ему быть. Большинство населения проголосовало за сохранение СССР. Не участвовали в голосовании прибалтийские республики, Молдова, Грузия и Армения.
Подписанию нового союзного договора помешала попытка государственного переворота, инициаторами которого были ряд высокопоставленных лиц, представлявших союзные органы во главе с вице-президентом СССР Г. Янаевым, образовавших в августе 1991 года так называемый (Государственный Комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). Хотя они потерпели поражение, но своими действиями ускорили распад СССР, сорвав процесс подписания союзного договора. По мнению же лидеров ГКЧП, основная цель заговорщиков заключалась в том, чтобы не допустить развала СССР, который, как они считали, должен был начаться 20 августа во время первого этапа подписания нового союзного договора, превращающего СССР в конфедерацию – Союз Суверенных Государств.
В сентябре 19991 года Чрезвычайный съезд народных депутатов СССР признал независимость прибалтийских республик. Руководители семи республик - России, Беларуси, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана заявили о намерении создать новое межгосударственное образование - Союз Суверенных Государств (ССГ). Но этого не произошло. 8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще под Брестом руководители России, Украины и Беларуси подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств. В нем заявлялось, что СССР как субъект международного права прекращает своё существование. 21 декабря 1991 г. в Алматы руководители 11 государств (кроме Грузии) подписали Декларацию об окончательном прекращении существования СССР и образовании СНГ - Содружества Независимых Государств.
25 декабря 1991 г. М.С. Горбачёв заявил о своем уходе с поста Президента СССР. Таким образом, 1991 г. ознаменовался эпохальными событиями: неудачная попытка государственного переворота, ликвидация КПСС, распад империи под названием СССР.
В результате, к концу 1991 г. в Казахстане сложилась благоприятная политическая обстановка для приобретения своей независимости, Августовский путч 1991 г., распад СССР, создание Содружества Независимых Государств, становление бывших союзных республик как самостоятельных государств - ускорили принятие Закона о независимости Казахстана.
После августовского путча в Казахстане была распущена Коммунистическая партия, а республика стала фактически самостоятельной. Президент СССР М. Горбачев не мог воспрепятствовать центробежным тенденциям, и с каждым днем его власть все более слабела. Чтобы сделать свою власть более легитимной Н.А. Назарбаев пошел на большую демократизацию политической системы и объявил о проведении всенародных выборов президента. 1 декабря 1991 года в Казахстане прошли первые всенародные выборы Президента, а 10 декабря Казахстан перестал быть социалистическим. В этот день был принят Закон «Об изменении наименования Казахской Советской Социалистической Республики», утвердивший новое название - Республика Казахстан. 16 декабря 1991 года Закон «О государственной независимости РК» провозгласил Казахстан независимым государством с самостоятельной системой органов государственного управления, самостоятельной экономической системой, собственными вооруженными силами и единым гражданством. С этого момента начинается новая эпоха в жизни Казахстана - эпоха независимого развития, позволяющего в полной мере реализовать интересы и чаяния народов, населяющих нашу страну.
Республика Казахстан 2 марта 1992 года среди новых государств, бывших советских республик, первой была принята в Организацию Объединенных Наций и стала членом многих авторитетных международных и региональных организаций. Важным шагом в процессе укрепления суверенитета Казахстана стало законодательное утверждение его национальной символики: Государственного Герба. Флага и Гимна.
Правовой базой страны стала ее первая Конституция, принятая 28 января 1993 года VIII сессией Верховного Совета республики. Это был Основной закон нового независимого государства. В нем были определены долгосрочные цели и приоритеты общественного развития, закреплена политическая основа для объединения казахского и всех других народов, родиной которых является многонациональный Казахстан. В то же время в основу Конституции 1993 года легла модель парламентской республики. Закрепляя независимость Казахстана, Конституция 1993 года вместе с тем отразила сложность и противоречивость первых лет ее укрепления.
С одной стороны, она фиксировала юридические основы для дальнейшей трансформации всех сторон жизнедеятельности республики в направлении формирования рыночной экономики и демократического государства, с другой - Конституция вызывала широкие дискуссии о полномочиях законодательной и исполнительной ветвей власти, поскольку в её тексте этот вопрос остался неурегулированным. Такая ситуация не способствовала как стабилизации политической и социальной ситуации в стране, так и закреплению курса на трансформацию всех сторон общественной жизни. Более того, предметом общественной полемики стали некоторые принципиальные положения Конституции, касающиеся характера государственности, вопросов государственного языка, частной собственности на землю и гражданства.
Действующая Конституция РК была принята 30 августа 1995 года на всенародном референдуме. Этот день является государственным праздником - Днём Конституции Республики Казахстан. Вторая Конституция кардинально изменила форму правления государством. В ней четко определены функции каждой ветви власти, они независимы друг от друга. За время, прошедшее с момента принятия действующей Конституции, изменения и дополнения в неё вносились шесть раз: в 1998, 2007, 2011, 2017, 2019 и 2022 годах. Президент Касым-Жомарт Токаев 5 мая 2022 года огласил проведение референдума по очередным поправкам к Конституции. По словам президента, цель поправок - переход к «новой государственной модели, новому формату взаимодействия государства и общества», и переход «от суперпрезидентской формы правления к президентской республике с влиятельным парламентом и подотчётным правительством». Рабочая группа подготовила поправки к 33 статьям. Референдум состоялся 5 июня 2022 года с положительным результатом в 77 %. В частности, теперь Конституционный совет будет преобразован в Конституционный суд. Мажилис Парламента будет избираться по смешанной избирательной системе, в Мажилисе упразднят квоту от Ассамблеи народа Казахстана, в Сенате Парламента сократят депутатскую квоту, выдвигаемую Президентом. Также убраны статьи о первом президенте Казахстана Нурсултане Назарбаеве.
В заключение, хотелось бы подчеркнуть, что провозглашение государственной независимости Республики Казахстан стало величайшим событием в жизни казахского и других народов, проживающих на его территории. Казахстан стал равноправным членом мирового сообщества. Казахский народ избавился от опасности исчезновения как нации. Созданы были условия для возрождения и развития культуры, традиций, языка, для формирования и развития национальной интеллигенции. Казахи, вынужденно покинувшие страну в годы правления большевиков, получили возможность вернуться на историческую родину.
К своей независимости наш народ пришел через два с половиной столетия борьбы. За этот период он около 400 раз поднимался на борьбу против царских колонизаторов и командно-административной системы тоталитарного режима. Борясь за независимость, казахский народ страдал от голода, томился в концентрационных лагерях, изгонялся за пределы своей страны, терял лучших своих представителей.
«Независимость государства – это не просто декларация. Построение подлинной Независимости – это каждодневный кропотливый труд, выверенная и последовательная политика. Мы сохранимся как нация в глобальном мире, только имея сильное и независимое государство. Мы должны твердо придерживаться этой непреходящей истины. «Независимость превыше всего!» – эти слова должны стать нашим девизом», - подчеркивает Президент страны К.-Ж.Токаев.
По мнению Главы государства, тридцать лет Независимости условно можно разделить на три десятилетия. Каждый из этих периодов имеет свое особое историческое значение. Первое десятилетие Независимости он обозначил как время закладки фундамента нового Казахстана. В этот период были утверждены государственные символы, сформирована эффективная система власти. Введена национальная валюта. Созданы Вооруженные силы. Принят Основной закон страны. Установлены дипломатические отношения с зарубежными государствами. Казахстан стал членом авторитетных международных организаций.
Второе десятилетие – это период расширения горизонтов нашей государственности. За эти годы значительно упрочились позиции страны, вырос экономический потенциал. Мы юридически оформили все сухопутные границы. Реализовали программу «Культурное наследие», переосмыслили нашу историю. Новая столица, построенная на берегах Есиля, стала общенациональным символом. Запущены крупные инфраструктурные проекты, такие как строительство международного коридора «Западная Европа – Западный Китай».
В третьем десятилетии мы достигли еще больших высот в своем развитии. Мы окончательно решили все вопросы, связанные с государственной границей. Была принята Стратегия «Казахстан-2050», обозначившая цель вхождения в тридцатку развитых стран мира. Реализованы масштабные программы в самых разных сферах, в том числе программа форсированного индустриально-инновационного развития, «Нұрлы жол», «100 конкретных шагов». Наряду с политическими и экономическими реформами мы уделяли особое внимание духовной модернизации. Главные цели четвертого десятилетия – сильное государство и конкурентоспособная нация, отмечает К.К. Токаев. Для этого нам необходимо продолжить политико-экономические реформы и процесс модернизации общественного сознания, сформировать качественно новую национальную идентичность, адаптированную к вызовам времени.
Независимый Казахстан был основан как демократическое и правовое государство. По мере становления Казахстана как суверенного государства естественным явлением общественного развития стали многопартийность и создание общественных объединений. Средства массовой информации были освобождены от идеологического контроля, цензуры.
Независимость Казахстана имела также большое международное значение. На стыке Восточной Европы и Западной Азии появилось новое демократическое государство. Вскоре Казахстан в качестве независимого государства признали многие ведущие страны мира. С марта 1992 г. Республика Казахстан стала полноправным членом Организации Объединенных Наций. Республика взяла на себя обязательства по неукоснительному выполнению Устава Организации.
Казахстан последовательно ведет стратегический курс на углубленное и эффективное участие в существующих интеграционных структурах – ООН, СНГ, ЕАЭС, ШОС, ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности), ОБСЕ, СВМДА, ОЭС, развивает двустороннее сотрудничество со странами Европы и Азии, Америки. Это дает свободу для маневра и открывает возможности интеграции в мирохозяйственные и политические отношения.
Расширяется деятельность казахстанских представителей в организациях ООН. Казахстан стал членом Комитета по информации, Комитета Генеральной Ассамблеи ООН по мирному использованию Космоса, тесно сотрудничает с международным Советом ООН по контролю над наркотическими средствами. Принципиальным является вступление Казахстана в основные валютно-финансовые организации: Международный Валютный Фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, ВТО и др. Значимость членства в региональных организациях подчеркивает участие республики в Азиатском банке развития (АБР), Исламском банке развития (ИБР), Европейской энергетической партии и др.
Мы сегодня с особой гордостью отмечаем, что Казахстан в 2010 году первым из государств СНГ возглавил международную организацию ОБСЕ (Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе). Спустя 11 лет очередной Саммит Глав государств и правительств стран-членов ОБСЕ прошел в нашей столице, который принял документ особой исторической важности - Астанинскую Декларацию. Это, несомненно, наш реальный успех. Новая столица вобрала в себя все ценности прошлого и явила яркий лик будущего. Сегодня Нур-Султан – крупный деловой центр, который демонстрирует всему миру потенциал нового, уверенного в своих силах Казахстана. Ныне Нур-Султан, как было уже отмечено, превратился в крупный центр проведения саммитов и других важных международных встреч, стала примером развития для других городов страны. Именно в Нур-Султане в 2017 году состоялась Международная специализированная выставка ЭКСПО-2017 с инновационной повесткой дня «Энергия будущего».
И недаром наша столица находится в географическом центре Евразийского материка, откуда начинаются дороги во все четыре стороны света. Точно так же - весь Казахстан открыт для того лучшего, что накоплено человеческой цивилизацией. Независимость Казахстана была мечтой наших предков. Они видели её в открытости суждений, свободе осознанных поступков. Для современников же Независимость нашей страны состоит из индивидуальных прав и свобод всех и каждого из 19 миллионов граждан.
Т.М. АМИНОВ,
старший научный сотрудник Института истории государства КН МНВО РК