Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

О приоритете национальной истории

2609
О приоритете национальной истории - e-history.kz

3 марта 2022 года в Северно-Казахстанском университете им. М. Козыбаева прошел республиканский съезд учителей истории «Историческое образование в школе: новая концепция, открытое сознание, современный взгляд».

В мероприятии приняли участие министр образования и науки РК Аймагамбетов А.К., президент Национальной академии образования имени И.Алтынсарина Бейсембаев Г.Б., директор Института истории и этнологии им. Ч.Ч.Валиханова КН МОН РК Кабылдинов З.Е., председатель Правления-ректора ЕНУ им. Л.Н. Гумилева Сыдыков Е.Б., а также преподаватели вузов, методисты среднего образования, учителя истории. 


На съезде обсудили вопросы необходимости создания новой концепции преподавания истории в контексте обновленного содержания образования. По новым концептуальным основам преподавания истории в школе на секции выступил директор Института истории государства КН МОН РК Еркин Аманжолович Абиль. Он поделился некоторыми мыслями на эту тему.

Самое главное, по мнению Еркина Аманжоловича, в историческом образовании в Казахстане необходим приоритет национальной истории.


76638491_3162347440502407_8321875800336891904_n.jpg

Национальная история рассматривается как часть всемирной истории. Однако, главной задачей национальной образовательной системы является не только формирование системы знаний, умений и навыков, но и формирование национального сознания, национальной идентичности.

Поэтому и преподавание истории должно быть максимально подчинено этой задаче. Концепция и содержание дисциплины «Всемирная история» должны быть пересмотрены таким образом, чтобы дополнять преподавание национальной истории, а не наоборот.

В большинстве стран мира, кроме постсоветского пространства, всемирная история вообще не преподается или преподается сокращенно, даются только основные мировые события и события, имеющие значение для национальной истории.

В настоящее время, при разработке учебных программ в целях синхронизации программ «Всемирной истории» и «Истории Казахстана», программы по национальной истории «подгоняются» под периодизацию Всемирной истории. Более того, 60 % содержания курса Всемирной истории – история России. Фактически, у нас преподавание курса национальной истории составлено по лекалам курса истории России.

В результате, на «средневековую» историю, период очень важный для понимания этногенеза и политогенеза казахов, уделяется совсем мало времени (6 класс – VI-XVIII века, т.е. 12 столетий за один учебный год), а львиная доля учебного времени, причем в старших классах, выделяется на изучение истории XVIII – XX века, когда казахская государственность и казахское общество находились в упадке и подверглись колонизации.

В результате, материалы по древней и средневековой истории, времени расцвета Цивилизации Великой степи, изучаемые в младших классах, успешно забываются, формируется мнение об «отсталости» казахского традиционного общества и его «несамостоятельности».

На съезде было предложено пересмотреть преподавание национальной истории, в 5 классе вернуть пропедевтический курс «Рассказы по истории», общий курс истории преподавать с 6 по 11 класс (а не с 5 по 9, как сейчас), расширить преподавание истории древнего и средневекового периодов национальной истории.

Будет пересмотрено содержание курса «Всемирная история».

Данные предложения поддержаны министром образования и науки РК А. Аймагамбетовым.

В ближайшее время начнется работа по созданию новой учебной программы.

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?