На Мангышлаке и Устюрте – регионе абсолютного преобладания кочевого образа жизни – на основе древних традиций в ХVIII-XIX веках выросла исключительно своеобразная архитектурная школа. Казахи-кочевники, используя неисчерпаемые запасы камня и опыт туркменских мастеров, явили свету уникальный феномен архитектуры из камня особого качества. Памятники этого региона, пожалуй, наиболее яркое и совершенное проявление культуры казахского народа. Слитые с природной средой, в которой кочевники достигли наиболее полного самовыражения, памятники Мангышлака и Устюрта представляют грандиозный заповедник природных и рукотворных форм, находящихся в идеальной гармонии. Со свойственной им свободой формотворчества народные мастера создали архитектурные ансамбли, в которых архаические формы своеобразно сочетаются с формами, рожденными пластическими устремлениями, сходными с тенденциями модернистской архитектуры.
В истоках мангышлакского зодчества ясно прослеживаются как отголоски эпохи бронзы (постройки из громадных каменных плит и блоков), так и раннесредневековые строительные приемы тюрков (островерхие мавзолеи). Во множестве вариантов самого массового типа надгробного памятника – кулпытаса – отразились все возможные изводы древнейшей праформы – вертикали – от менгира до сложной трехчастной модели мира. Эта универсальная мифологема с принятием казахами ислама не утратила своей конструирующей роли для культовой архитектуры. Полнее и ярче всего проявилась она в пространственно-развитом мемориальном памятнике – купольном мавзолее.
В районе песков Сам, на Устюрте и Мангышлаке имеется огромное число памятников каменной архитектуры, подавляющее большинство которых сосредоточенно в бейитах, количество которых достигает нескольких сотен. Наиболее известны некрополи Сисем-ата, Шопан-ата, Караман-ата, Касымбай, Карагаш, Бейсембай, Сагындык, Сенек и др.
Бейиты складывались, как правило, около древних сакральных объектов, чаще всего курганов. Их пространственная структура обусловлена религиозными представлениями и социально-родовой организацией общества. Мастера всегда учитывали окружение и подчиняли вновь возводимые сооружения складывавшимся ансамблям. Это говорит о наличии тонкого композиционного чутья у зодчих, многие из которых были великолепными профессионалами. Профессионалами как в социальном плане (так как существовали за счет своего ремесла), так и в смысле самого высокого мастерства. Доступные им средствами они выразили свое стремление к созиданию, отражающему их установившиеся понятия о формах пространства.
Главная достопримечательность Тамшалы – обнажение водоносного глинистого пласта на потолке небольшого грота, сформированного полукруглой стеной ущелья. Пресная вода сочится со скального уступа и падает струями с трехметровой высоты. Падающие капли создают шум, будто идет дождь. Зимой струи воды только обрастают льдом, но продолжают свое стремительное падение на встречу с землей. И вот тут-то происходят удивительные вещи: вода создает природный орган. Ледяная колоннада внутри испещрена всевозможными ходами, по которым водяные струи и капли журчат и постукивают разными оттенками звуков. Благодаря этой воде земля вокруг в несколько километров одета в зеленый наряд. Вокруг ущелья густо растут заросли ароматной мяты и мелиссы. Особенно летом к Тамшалы съезжаются много местных жителей и гостей региона.
По словам исследователей, люди обосновались здесь со средних веков. Доказательством тому служит место укрепления Караган, расположенное вверх по Тамшалы. Наша экспедиция после Тамшалы отправилась в этнографический музей в городе Форт-Шевченко, этот музей занимает особое место среди исторических памятников Мангыстау. Таких музеев в Казахстане всего два. Первый находится в городе Усть-каменогорск, а второй – в Форт-Шевченко.
Форт-Шевченко - исторический город. В древности, на месте этого города был городище Кетык-Кала. По словам сотрудников Мангистауского государственного историко-культурного заповедника, городище Кетык-Кала исполняло роль торгово-экономического коридора между Европой и Азией. Кетык-Кала был большим морским портом. Позже, в 1716 году, по указу императора Петра І, в этот край прибыла экспедиция под руководством А. Бекович-Черкасского. В 1746 году под руководством штаб-капитана Иванина было построено укрепление Новопетровск. В 1857 году рядом с укреплением строится поселок Форт-Александровск. С 1939 года он переименован в Форт-Шевченко. В конце XIX и начале XX веков сюда переселилось множество русских крестьян. Занимались они рыбным промыслом. Рыболовство и тюленевый промысел – одни из древних промыслов казахских и туркменских племен, живших на восточном побережье Каспийского моря.