Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Об автономии туземных народов Сибири

1622
Об автономии туземных народов Сибири - e-history.kz

Вслед за принятием постановления «Об автономном устройстве Сибири», в октябре 1917 года в Томске был проведен I Сибирский областной съезд. На нем приняли решение о необходимости введения в Сибири своей собственной законодательной, судебной и исполнительной власти, открытия Сибирской областной думы и кабинета министров. Содействием организации этого съезда занималась новоиспеченная сибирская газета «Известия Сибирского организационного комитета». Со страниц «Известий…» говорилось о Сибири как о политической и экономической колонии России, а потому высказывались идеи за отделение Сибири от России или предоставление ей автономного статуса. Часть современного Казахстана, согласно административному делению того времени, входила в состав Сибири, вследствие чего газета нередко писала и о казахском населении сибирского региона. Так, в первом номере от 8 сентября 1917 года на страницах «Известий Сибирского организационного комитета» вышла статья Д. Портнягина «Автономия туземных племен Сибири», в которой автор в числе прочих народностей Сибири писал и о казахах и их шансах на получение автономии. Портал Qazaqstan Tarihy ознакомит читателей с этой статьей

По словам Портнягина, Сибирь и Туркестанский край к сентябрю 1917 года населяли 78 крупных и мелких по численности туземных племен. Несмотря на обширную литературу того времени по этнографии аборигенов Сибири и на обстоятельные работы исследователей этих народностей вопрос об этнографическом составе туземного населения Сибири можно было свести к двум школам - антропологической и лингвистической. Данные этих исследований установили, что Сибирские племена принадлежали к пяти основным племенным группам - тюрков, монгол, финнов, тунгусов и сборной арктических гиперборейцев, близкой к эскимосам и американским монголоидам.

Для расширения практических вопросов в области автономного устройства этих племен автор приедпочел лингвистические признаки, как наиболее определяющие. В то время большая часть туземных племен, при этом наиболее многочисленных по составу, группировалась по разговорному языку и по религии. Языки, на которых разговаривали туземные племена: тюркский, тюрко-персидский, монгольский, тунгусский, самоедо-остяцкий (финский) и языки крайнего севера востока Сибири. Ниже представлена небольшая таблица перечисленных языков, с указанием в ней религий, какую исповедовали говорящие на этих языках.


1.png


Сибирский областной съезд провозглашал верховенство принципа национального самоопределения, а потому язык и религия явились тем цементом, который смог бы послужить работе по предоставлению свободы малым народностям. Стоит отметить, что принцип национального самоопределения давно уже обсуждался сибирскими областниками и нашел свое выражение в постановлении Сибирской конференций представителей общественных организаций. Вопрос конференцией был решен тем, что туземные сибирские племена должны были получить персонально-территориальную и экстерриториальную автономию.

В одном из заседаний конференции профессор П.П. Гудков в своей геолого-топографической речи указал, что Сибирь делится на четыре зоны, рассекаемые по меридиану Енисеем и в широтном направлении магистралью Великого Сибирского пути. Каждая из этих четырех областей также могла получить свою автономию.

Тем не менее, Портнягин несколько иначе наметил границы территориально автономных групп туземных сибирских племен. Он разделил их следующим образом: во-первых, вершины Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи, вся Арало-Каспийская низменность, области Ферганская, Сыр-Дарьинская, Семиреченская, Акмолинская и Тургайская; во-вторых вершины рек Иртыша, Оби, Томи и Енисея; в-третьих низовья Оби-Енисея; в-четвертых, Даурия; в-пятых Якутская область и в-шестых Камчатка.

Татары, народы персидской крови и тунгусские племена должны были жить экстерриториально. Планировалось, что в некоторых местах последние народности займут небольшие автономные участки, но, в общей массе будут связаны экстерриториально. Такое явление уже намечалось в те годы. «Томские» татары, населявшие Томскую и Алтайскую губернии, были связаны Томским Губернским Мусульманским Советом, который решил созвать Обще-Сибирский Мусульманский Съезд в Томске по вопросу объединения всех сибирских татар. Кстати, на этот съезд также хотели пригласить и представителей туркестанских татар. Срок созыва съезда был намечен с таким расчетом, чтобы он прошел накануне Обще-Сибирского Учредительного Съезда и чтобы выборные на нем представители татарских организаций перешли непосредственно на Обще-Сибирский Учредительный Съезд.

К сожалению, казахи - главнейшая народность из сибирских туземцев - не прислали своих представителей на Сибирскую Конференцию. Между тем, на Сибирском съезде 28-29 августа 1905 года они участвовали, делегировав Алихана Букейханова.

Как пишет Портнягин, казахский народ делился на два племени кара-киргиз, именовавшие себя «кыргыз», и казак-киргиз, именовавшие себя «казах». Они, в свою очередь, делились, на роды, главнейшие из которых «Кипчак, Аргын и Нойман, Кирей и Юсун». Киргизы, как их называли русские, насчитывал около 4 миллионов представителей в Сибири и Туркестанском Крае (3 898 531) и, главным образом, жил в древнем Туране или Туркестане, прародине тюрков. Причем верховья рек Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи, горные массивы Алтая и Тянь-Шаня были заняты кара-киргизами, нижнее же течение этих рек, реки Эмба, Сары-Су и прилегающие степи занимали казак-киргизы. «Киргизы» по преимуществу были кочевники, хотя в удобных местах они переходили к земледельческой культуре, причем оседали не только кедей (бедняки), называемые джатаками, но и богатые скотоводы. А. Кауфман писал:

 

«Кочевой быт и кочевое хозяйство стоят в теснейшей зависимости от естественных условий, в особенности же от климата и характера растительного покрова. Кочевой быт - это непрерывное приспособление человека и его хозяйства к природе, которая всецело доминирует над ним и которой кочевник всецело подчиняется».

 

Сказанного было вполне достаточно, чтобы установить необходимость установления автономий кочевых племен. В Акмолинской и Семипалатинской областях казахи имели Советы киргизских депутатов, выразителей политических чаяний народа.

Далее Портнягин перешел к описанию следующих тюркских народностей, населявших Алтай, Кузнецкое Алатау и Минусинский край. Эти народы частично были скотоводы-кочевники, частично были бродячими звероловами, частично оседлыми землепашцами. Все они были организованы следующим образом; туземцы Томской и Алтайской губерний были объединены Алтайской Горной Думой; Енисейские, а с ними и Уряхайцы - Минусинской туземной Народной Управой. Последние еще до переворота враждебно относились к русским за самовольный захват их земель, однако это не помешало им послать депутацию в Петроград для переговоров о переходе в русское подданство. Участие же монгольских племен в этих союзах было вполне понятно, если принять во внимание их многовековую связь, общность культуры.

Представители этих народов участвовали в заседаниях Сибирской конференции, высказавшись за единую Сибирскую Думу. Особенно исчерпывающе высказался по вопросу об автономии туземных народов представитель минусинцев Майнагашев. Он начертил план объединения народов в автономные группы и указал, что на первое время наиболее отсталые из них не помышляли об автономии во всей ее полноте и что автономия - не есть сепаратизм, а только форма наиболее тесного и дружественного сожительства с сибирским крестьянином.

Последним многочисленным племенем тюркской народности, населявшим северо-восток Сибири компактной массой, были якуты (227 592). Они также не были представлены на Сибирской конференций, однако по вопросу как автономии Сибири в целом, так и отдельных ее народностей высказались вполне определенно в своих телеграммах на имя Сибирской конференции.

Бурятский народ, насчитывавший примерно 200 000 человек, по своей древней и своеобразной культуре стоит очень высоко. По словам Портнягин, этот народу в секунду мог организовать свое самоуправление. На конференции представитель бурят Вампилун Боэртан говорил: «Пусть русские не смотрят свысока на инородца, они могут кое-чему и поучиться у него. Что же касается дружеского сожительства народностей Сибири, то оно возможно не при отживших формах централистического государства; только федеративный строй на основах автономии народностей даст могущественный толчок к процветанию как отдельных областей, так и целого государства».

Перечисленные туземные народы являлись самыми многочисленными и культурными народами Сибири. Они давно уже имели и свою интеллигенцию, и свои аппараты самоуправления, и свое кодифицированное право.

Д. Портнягин писал, что по преимуществу кочевники были способны к земледельческой культуре. По его словам, среди них уже произошла классовая дифференциация, что и было отмечено исследователями их быта и экономического состояния (например, Кауфманом, Шкапским, Гродековым, Серошевским). Им, по словам Портнягина, недоставало только автономии, которая открыла бы им широкие ворота по пути прогресса и цивилизации и теснейшим образом связала бы их с сибиряком.

Автор:
Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?