Огромный вклад в краеведение Восточного Казахстана внес Борис Герасимов. Он родился в 1872 году в Усть-Каменогорске в семье ссыльного. После окончания Томской духовной семинарии был рукоположен в сан иерея. В 1901 году в Семипалатинске был построен Никольский собор куда Борис Герасимов был назначен настоятелем. Церковную службу он совмещал с преподаванием. Борис Георгиевич в совершенстве владел латинским, греческим, английским и французским языками, читал русскую и зарубежную классическую литературу, своими богатыми знаниями был полезен на ниве образования.
Герасимов внес неоценимый вклад в изучение родного края. Можно сказать, что при его непосредственном участии в 1902 году был создан Семипалатинский подотдел Русского географического общества. За вклад в краеведение Семипалатинской области в июне 1925 года Борису Герасимову была присуждена золотая медаль.
К сожалению, Борис Герасимов не смог избежать волны репрессий. В августе 1937 года он был арестован по подозрению в контрреволюционной деятельности, Бориса Герасимова обвинили в создании шпионской организации церковников. В ноябре 1937 года НКВД приговорил церковников к высшей мере наказания – расстрелу. Борис Герасимов был казнен в ночь на 1 января 1938 г.
Мария Любимова и Ольга Никулина
В 1973 году дочери Бориса Георгиевича – Мария и Ольга передали в государственный архив Восточно-Казахстанской области документы отца.
В Восточно-Казахстанском областном государственном архиве находится на хранении личный фонд Бориса Георгиевича Герасимова (1872-1937 гг.), русского священника, ученого, краеведа. Его перу принадлежат более 100 научных трудов, более двух тысяч статей по истории, этнографии, археологии, географии.
Известно, что Герасимовым была написана «История казахского народа», которая не была напечатана. К сожалению эта рукопись не сохранилась. По свидетельству дочери Герасимова, ее приобрел один ученый из Казахстана. В областной архив были переданы лишь случайно сохранившиеся разрозненные части рукописи. Некоторые фрагменты из нее публикует портал Qazaqstan Tarihy.
Сильный народ
В жизни киргизского народа бывали такие моменты, когда он оказывался буквально во враждебном кольце разных народностей. Так, в первой половине ХVIII столетия на киргизов обрушились с востока – монголы, с юга джунгары или калмыки, с запада – волжские калмыки, с севера – башкиры и сибирские казаки. Положение народа было угрожающее. Что ж, киргизский народ погиб или растаял в массе других враждебных ему народностей? Нет. Перенеся массу страданий, он героически отстоял себя и даже вытеснил своих врагов – башкир и калмыков из древних казахских земель.
Но киргизы – сильный народ и в духовном отношении. Он немало выделил из себя выдающихся личностей, появление которых свидетельствует о больших запасах духовной силы киргизского народа.
Касым-хан
Касым-хан, объединитель киргизского народа, являлся незаурядной личностью. Это был человек несомненно государственного ума, недаром же он пользовался большой популярностью среди народа. Обладая огромной военной силой в 300 тыс. человек, Касым, однако, отличался миролюбием. Когда его приглашали воевать, он отвечал: «Казах, как народ кочевой, должен думать о зимовках, а не о войне». Он настолько поднял значение киргизского народа, что с ним очень считались другие азиатские народы.
Сырым батыр
Весьма интересной личностью является батыр Срым. Ему по справедливости должно быть присвоено имя киргизского национального героя. Он был ярым противником самодержавия, мечтал освободить киргизский народ от русской зависимости, предполагал объединить киргизов в одну «Восточную Республику тюркских племен», в этих целях он вел в Степи соответствующую пропаганду и поднял борьбу против русского ставленника Малой Орды – хана Нурали. Его партизанские действия были описаны историками.
Обладая выдающимися качествами – умом, настойчивостью, батыр Срым упорно стремился к своей цели: объединить свой народ для свободной политической жизни. К сожалению, он погиб насильственной смертью, а с ним вместе и его мечты – видеть свой народ независимым.
Абылай хан
Хан Средней Орды Аблай – также недюжинная личность. Имея своими соседями Россию, Китай и Джунгарию, из которых каждый стремился подчинить Среднюю Орду себе, Аблай повел дело так, что названные державы считали, что Аблай подчиняется только им. В действительности же Аблай держался независимо, и все его старания были направлены к тому, чтобы сохранить киргизский народ от политического рабства. Аблай, без сомнения, – крупный государственный ум и большой дипломат. Он был весьма популярен в Степи.
Кенесары хан
Но славу своего популярного деда Аблая совершенно затмил его внук – султан Кенесары Касимов. Он задался целью вернуть киргизскому народу, находившемуся в подданстве России, прежнюю политическую независимость, восстановить его былое величие. В этих целях в 40-х годах прошлого столетия он поднял восстание против русских. Выступление было очень смелое и небезуспешное. В течение 8 лет Кенесары был господином Степи. Его отряды, так называемые «кенесаринцы», исколесили всю степь от Оренбурга до Каркаралов и от Петропавловска до Туркестана, громя русские поселения и захватывая в плен людей. Попытка Кенесары кончилась неудачей: в 1847 году вместе с братом своим, удалым Наурызбаем, Кенесары погиб в борьбе с кара-киргизами. Восстание Кенесары не являлось бессмысленным бунтом. Наоборот, это акт определенного политического благородства, в основе которого лежало горячее желание вывести родной народ из политической кабалы. Кенесары, конечно, прекрасно понимал, чем грозило ему это его выступление, но в интересах народа он решил пожертвовать собой. Степь полна рассказов и преданий о нем. Нет надобности много говорить о том, что это был большой ум, мечтавший о широких политических перспективах для киргизов, конечно же, имевших право еще в те времена на самостоятельное существование.
Особенности казахского народа
Таким образом, мы не только не видим рабского преклонения киргизского народа перед ханской властью, но, наоборот, отмечаем замечательное явление: во-первых, народ стоит на страже своих интересов и прав и во-вторых, дорожит своим национальным достоинством.
Даже из приведенной беглой исторической справки о судьбах киргизов видно, что этот народ вовсе не принадлежит к числу тех народностей, которым грозит вымирание, и сопоставление их с вымирающими инородцами холодного Севера совершенно неосновательно.
Численность казахов в первой четверти ХХ века
Но обратимся, наконец, к цифрам статистики киргизского населения и посмотрим, что они говорят. По данным Центрального статистического управления Всероссийской народной переписи 1897 года – 3 млн. 300 тыс., в 1914-м – 4 млн. 500 тыс., в 1920 г. – 6 млн 100 тыс., в 1925 году – 6,5 млн. Это наглядная картина физической мощи киргизского народа.