Глобализация, как исторически сложившийся процесс, проникая во все сферы общественной жизни, модернизирует систему мироустройства. Основными звеньями этой системы являются страны с развитой открытой экономикой, либеральными национальными режимами торговли и потоков капитала. Доступ к инвестициям, новым технологиям, знаниям, товарам, услугам, взаимодействие с транснациональными компаниями оказывает положительное воздействие на их экономики и сопровождается ростом производительных трудовых ресурсов, строительством новых высокотехнологичных предприятий промышленности и сферы услуг, возрастанием потребительского спроса. Однако блага глобализации доступны не всем, распространенные неравномерно по регионам и странам, они приобретаются в жесточайшей конкурентной борьбе на мировых рынках товаров и услуг, устоять в которой по силам не каждому государству. Особенно уязвимы страны с деформированной экономикой, не имеющие возможности трезво оценить складывающуюся мировую обстановку и оказавшиеся на обочине мировых процессов развития в силу неспособности самостоятельно противостоять негативным последствиям глобализации. Сегодня ни одна страна, оказавшаяся в международной изоляции, не может быть конкурентоспособной на мировом рынке, а существующие вызовы и угрозы подрывают их благополучие, стабильность. Понимая, что в политическом и экономическом плане изолировано от внешнего мира существовать невозможно, эти страны объединяют усилия для сохранения национальной безопасности.
В современных условиях ключевой тенденцией мирового развития стало региональное взаимодействие государств вне зависимости от уровня их социально-экономического развития и политического веса на мировой арене. Международный опыт показывает, что интеграция в мировую хозяйственную систему, позволяющая эффективно реализовать внешние факторы развития, адекватно подготовиться к вызовам глобализации и модернизации, возможна на основе регионального объединения стран в различного рода межгосударственные союзы.
Процесс межгосударственного регионального экономического сотрудничества с целью формирования единого рыночного пространства с различной интенсивностью распространился по континентам планеты. Наиболее реальные и практические процессы региональной интеграции идут в Западной Европе (ЕС) и Северной Америке (НАФТА). Активно развиваются торговые и кооперационные связи в Тихоокеанском регионе. Уже сейчас эти интеграционные объединения в рамках экономик нескольких стран или региона серьезно влияют на ситуацию в мире. Экономическая взаимозависимость создает предпосылки для политической кооперации между соседствующими государствами, тем самым предотвращая возможность возникновения военных конфликтов.
Создание объединений, формирование единого экономического пространства - длительный и сложный процесс. Предпосылками, ускоряющими региональную интеграцию, являются уровень и степень специализации и разделения труда, единство границ и географическое месторасположение. Наиболее значимо влияние этих факторов проявляется на Азиатском континенте, где проживает более половины населения планеты и производится четвертая часть мирового ВВП. Особенностью Азии является ее «большая география» в силу того, что страны расположенные в различных ее частях значительно удалены друг от друга. Это естественно находит отражение в их политических и экономических интересах. Многообразие континента проявляется в религиозных, этнических и культурных особенностях азиатских стран. В некоторых регионах Азии ощущаются последствия затяжных исторических конфликтов, сохраняется недоверие и высока социально-политическая напряженность.
Стремясь занять выгодные позиции на международной арене, азиатские страны наращивают экономики, жестко соревнуются и борются за политическое и экономическое влияние в регионе, за рынки сбыта. Используя различные модели социально-экономического развития, каждая страна ищет свою нишу в глобальной хозяйственной системе.
Азиатский континент в совокупности обладает богатыми территориальными, природными и людскими ресурсами, успешно реализует потенциал развития торговли, экономики, транспорта, энергетики и других сфер и потому сюда постепенно смещается центр геополитических интересов великих держав. Наличие разноплановых факторов развития, естественно, находит отражение в межстрановых отношениях и взаимодействии стран, строящихся с учетом региональной, национальной, экономической и социальной специфики каждой из них.
В настоящее время конкретной формой взаимодействия развивающихся стран против негативных внешних факторов выступает Ассоциация Юго-Восточной Азии (АСЕАН), играющая важную роль не только в развитии отсталых стран, но и в создании более привлекательного имиджа региона, в частности, для размещения инвестиций. В целом же реальные и глубокие интеграционные отношения между азиатскими странами развиваются медленными темпами из-за различий в уровне их социально-экономического развития, которые к тому же существенно отстают от лидеров мировой экономики.
Динамика развития стран Азиатского континента неравномерна. По темпам роста экономик на каждом историческом отрезке времени лидерство переходило от одних стран к другим. После Второй мировой войны высоких темпов роста экономики достигла Япония, в глазах мировой общественности ставшая олицетворением Азии. В настоящее время признанными лидерами являются в Восточной Азии Китай, а в Южной – Индия, выступающие генераторами не только регионального, но и мирового развития. Внешняя политика этих стран предусматривает через интеграцию плавное вхождение в мировые экономические процессы.
Сегодня на азиатском континенте одним из самых перспективных геополитических регионов выступает Центральная Азия. Располагаясь между быстрорастущими регионами, Китаем и Россией и мусульманским миром Центральная Азия имеет возможность политического влияния, способствовать продвижению религиозных, национальных идей и приоритетов, а также безопасности в различных ее проявлениях. Центральная Азия насыщена углеводородными и минеральными ресурсами. Здесь находятся около 5% доказанных мировых запасов природного газа и около 3,5% запасов нефти и угля, имеются хорошие перспективы для их экспорта. В настоящее время активно идет процесс полномасштабного освоения углеводородных богатств со дна крупнейшего водоема Евразийского континента – Каспийского моря. Центральная Азия стала местом, где интересы центрально-азиатских республик тесно переплетаются с интересами таких крупных мировых игроков как США, Китай, ЕС.
Последние два десятилетия страны Центральной Азии находятся в транзитном состоянии, проходя сложный путь политических и социально-экономических преобразований, связанных со сменой общественно-экономической формации, которые в корне изменили возможности использования внешних факторов развития. Более 70 лет Центральная Азия была частью территории Советского Союза, внутри которого осуществлялось взаимодействие республик между собой. Международная торговля стран, входящих в социалистический блок, осуществлялась через Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), первое в истории региональное интеграционное объединение. Распад СЭВа, а затем в 1991 году СССР, привел к разрушению некогда существовавшего единого экономического пространства и управления, объединявшего социалистические страны. Одновременно исчезли административные каналы, по которым осуществлялась мировая торговля. Здесь следует отметить, что социалистическая система прекратила свое существование в период, когда в мировой экономике наоборот набирали силу интеграционные процессы.
Продуктом дезинтеграции СССР явилось появление на карте Центральной Азии пяти новых суверенных государств как самостоятельных участников международных политических и экономических отношений. Ускоренный переход из рамок единого экономического пространства с плановой системой обеспечения в рыночную экономику, где все внешние экономические взаимоотношения зависели от действия рыночных механизмов и международных правил, сопровождался разрушением существовавших
производственных и торговых связей, и привел к экономическому хаосу. Эйфория от приобретения политической и экономической независимости в этих странах сменилась проблемой выживаемости, сохранением государственности в глобализирующемся мире, определением своего места в мировой экономической системе.
В условиях глубокого кризиса страны Центральной Азии начали осуществлять сложный процесс от дезинтеграции к реинтеграции в мировую рыночную систему. Построение экономики, основанной на действии системы рыночных институтов и механизмов, показало, что восстановление и модернизация производств до мирового уровня возможна после проведения экономических реформ, либерализации внешней торговли и привлечения иностранного капитала. Естественно встал вопрос о дальнейших взаимоотношениях между бывшими советскими республиками, но уже в качестве самостоятельных независимых государств. С инициативой действовать сообща и помогать друг другу выступил Казахстан.
Казахстан - страна, где у лидера государства изначально сложилось четкое осознание опасных последствий разобщения новых независимых государств в условиях, когда стал вопрос о национальном выживании в условиях нарастающих вызовов и угроз глобализации, убежденность в том, что выжить и занять достойное место среди развитых государств в качестве равноправного партнера можно через интеграцию и, в первую очередь, в сфере экономики. Именно в экономической глобализации через участие в мировой экономической системе усматривалась возможность экономического роста.
Сформулированный Президентом Казахстана постулат «Сначала экономика, затем политика» поставил во главу угла проблему формирования стабильной экономической базы в консолидации с другими экономиками и крупными экономическими структурами. Последовательные и настойчивые действия Президента Казахстан завершились принятием Алматинской декларации 21 декабря 1991 г. и созданием на постсоветском пространстве Содружества независимых государств (СНГ), которое по составу участников, численности населения, объемам производства, рынкам сбыта было вполне адекватно условиям рыночной экономики. Это было поистине историческое решение, объединившее молодые суверенные государства в единое Содружество, позволившее им избежать многих потрясений и других трудностей в процессе укрепления своей независимости. Однако, несмотря на то, что страны Содружества имеют многолетнюю историю совместного сосуществования, тесно связаны географически, культурно и этнически, а также общность менталитетов народов населяющих постсоветское пространство потенциальные возможности гармоничного вхождения в мировую хозяйственную систему не были реализованы. Процесс регионального взаимодействия и сближения оказался сложнее, чем ожидалось. Во многом это связано с недопониманием роли и возможностей СНГ, со значительными различиями во внутренних характеристиках социально-экономического роста стран Содружества, характере и динамике перехода к рыночной системе хозяйствования, значительных расхождениях в национальных законодательствах. При этом каждая страна борется за свои интересы, используя сохранившиеся с советских времен наиболее выгодные связи по кооперации. Поэтому на территории СНГ действует много программ на двусторонней основе в основном в таких областях как границы, таможня, хотя общий региональный интеграционный контекст гораздо шире. Заключаются торгово-инвестиционные рамочные соглашения как гибкий инструмент диалога, механизм дискуссий, позволяющий странам выносить на обсуждение различные вопросы, связанные с торговлей, инвестиционным развитием, экономикой, региональным сотрудничеством, системами регулирования и т.д. Однако, несмотря на множество подписанных двух- и многосторонних договоров и соглашений не всегда удается соблюсти паритет интересов и нейтрализовать дезинтеграционные факторы, усложняющие процессы политического и экономического взаимодействия национальных экономик. Сохраняющаяся деформация производственных процессов, в частности, например, усиление сырьевой направленности промышленности, отсутствие единой политики в области торговли обусловили переориентацию ряда государств Содружества на страны дальнего зарубежья. Развивающиеся центробежные экономические и политические тенденции, выразившиеся в имевших место «цветных революциях», нерешенные территориальные претензии стали серьезной угрозой для сохранения экономического пространства СНГ.
В последние годы в странах СНГ, наиболее приверженных и активных в аспекте интеграции, идет поиск оптимальных вариантов для решения этой жизненно важной задачи. С предложениями по совершенствованию политических и экономических межгосударственных связей выступают многие государства. Наиболее широкий спектр неординарных идей по модернизации взаимодействия государств СНГ исходит от Президента Казахстана Н.А. Назарбаева. В частности, это проблемы, связанные формированием единого экономического пространства, поиском оптимальных путей решения возникающих нестандартных ситуаций, снятию барьеров, препятствующих взаимовыгодному сотрудничеству. Так, на ХI Международном экономическом форуме, проходившем в середине 2007 г. в Санкт-Петербурге, он отметил необходимость активизации интеграционных процессов в финансовой сфере стран Содружества и выдвинул идею формирования единого финансового рынка. Инициатива получила поддержку финансового и банковского сообщества в странах СНГ и уже 12 декабря 2007г. в г. Алматы состоялось учреждение Евразийского клуба банкиров стран СНГ. Среди основных задач новой финансовой структуры можно отметить повышение эффективности интеграционных процессов и лоббирование интересов банковского сектора, гармонизация финансового законодательства, совершенствование валютно-финансовых операций и другие, необходимые для формирования единого финансового рынка. Учредители клуба считают, что клубная форма позволяет вести неформальный диалог по наиболее актуальным проблемам (налогообложение, кредитование и т.д.), анализировать ситуацию в финансовой сфере как в рамках СНГ, так и в рамках сложившихся региональных объединениях.
На состоявшемся в 2007 г. в г. Санкт-Петербурге неформальном саммите глав государств СНГ было отмечено, что Содружество в последние годы переживает противоречивый период своего существования и развития. В целях объединения возможностей и интересов в рамках этой организации Президент Казахстана Н.Назарбаев предложил проект концепции реформирования СНГ с целью придания новых жизненных сил интеграционным процессам. Доработанная с учетом устремлений членов Содружества Концепция дальнейшего развития СНГ и план по ее реализации получили поддержку и были утверждены на октябрьском саммите организации в Душанбе, прошедшем под председательством Казахстана в Содружестве. Модернизация модели интеграции стран-участниц СНГ происходит по сценарию, предложенному Президентом Казахстана и осуществляемому как на уровне двусторонних отношений, так и многосторонних связей в рамках СНГ.
В странах СНГ после глубокого системного кризиса идет процесс стабилизации социально-экономической ситуации: отмечается увеличение объемов производства, розничного товарооборота, инвестиций в основной капитал, оборота внешней торговли. В 2005 г. объем ВВП по сравнению с предшествующим годом возрос на 7%, а в 2006 г. – на 7,5%, что выше среднемирового уровня. Нарастание масштабов экономики усилило взаимозависимость и взаимосвязанность их с элементами мирового хозяйства, адекватно увеличились и интеграционные элементы в различных сферах международной деятельности. Быстро растущая экономика ускорила осознание странами необходимости объединения усилий для осуществления крупномасштабной модернизации интеграционных процессов как во внешнеэкономической, так и в политической сферах, в качестве стратегического ресурса вхождения в глобальные системы, и стала благоприятной основой для регионального взаимодействия.
Государства Содружества, находясь под воздействием разных центров притяжения, реализуют накопившийся потенциал для совместной деятельности через различного рода политические альянсы и экономические группировки. Это позволяло в рамках интеграционных проектов, крупных международных организаций решать межстрановые проблемы, выходящие за рамки двусторонних отношений. На пространстве Содружества возникли такие интеграционные структуры как Единое Экономическое Пространство (ЕЭП), Ассоциация Грузии, Украины, Азербайджана, Молдовы (ГУАМ), Союзное государство Россия-Белоруссия и др. Объединения значительно разнятся по составу участников, масштабам экономики, а также в политическом и социально-экономическом плане. Однако, несмотря на имеющиеся структурные различия, следует отметить некоторую однотипность проблем, присущих для этих объединений. Сюда следует отнести, в частности, то, что между ними не развиты утвержденные механизмы сотрудничества, договоренностей и нормативно-правовая база взаимодействия. Всем международным организациям предстоит довольно серьезная и сложная работа по приведению к единому знаменателю множества составляющих по функционированию общего рынка.
Локомотивом многих интеграционных процессов в Европейской части СНГ выступает Россия, в Центральной Азии – Казахстан. Эти страны, являясь главными и стратегическими партнерами в региональных объединениях, значительно повышают экономический потенциал своим членством в составе межгосударственных объединений.
Казахстан географически расположен в центре евразийского континента на пересечении культур и традиций, а также транспортных артерий между Европой и Азией, имеет выгодную для республики стратегическую позицию. Находясь между геополитическими силами двух континентов, при усиливающейся роли азиатского, Казахстан оказывается в центре мировых экономических процессов. Используя эти факторы в числе ключевых, у президента Казахстана Н.Назарбаева возникла идея евразийства, выдвинутая им в 1994 г. Суть ее заключается в создании Евразийского союза, на основе интеграции Европы и Азии через Казахстан, где республике, по его замыслам, отводилось место не только связующего звена в сфере экономики и политики, но и авторитетного участника масштабных геополитических процессов. Основной курс на основе продуктивной интеграции – осуществить строительство евразийской модели государства.
В целях успешного вхождения в мировое сообщество и усиления политических и экономических связей на Евразийском пространстве в основу внешней политики Казахстана положен принцип «многовекторной дипломатии», в соответствии с которым республика должна развивать углубленные равноправные отношения по всем важным для страны направлениям на принципах доверия, уважения и равенства. Для объединения экономического и политического потенциала стран Евразии, успешного противостояния вызовам современности, создания эффективных механизмов обеспечения безопасности и устойчивого роста было признано целесообразным развивать вектор масштабных интеграционных проектов, взаимодействующих и связанных между собой.
Сегодня результаты выстроенной многовекторной внешней политики, реализация и модернизация интеграционных возможностей Казахстана в евразийском и мировом масштабах являются одним из главных достижений главы государства и вызывают нескрываемый интерес мирового сообщества.
В логическом развитии идеи Евразийского Союза присутствует этапность интеграционного процесса от простого к сложному, от двусторонних контактов к образованию крупных объединений государств. По некоторой аналогии с Европейским Союзом доминирование процессов укрепления и модернизации интеграционных отношений происходило при формировании Евразийского сообщества стран СНГ. Инициируемый Президентом Казахстана процесс по возрастающему спектру направлений экономической интеграции происходил в динамичной последовательности: зона свободной торговли, Таможенный союз, объединение с Центральноазиатским союзом с целью устранения дублирующих функций и создание в 2001 г. Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).
В настоящее время, по оценкам международных политиков, ЕврАзЭС является самой весомой, интегрированной и перспективной моделью экономического сообщества на постсоветском пространстве. Членами объединения являются две европейские страны – Беларусь и Россия и четыре азиатские – Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. В совокупности Сообщество обладает богатым природным, человеческим и экономическим потенциалом. В рамках ЕврАзЭС объединено три четверти населения СНГ, производящего почти 80% объема ВВП. Как межгосударственная организация она зарегистрирована в ООН, что подтверждает ее международно-правовой статус. В последнее время по линии Сообщества идет процесс активизации согласованных действий, направленных на достижение реальной экономической интеграции, обеспечение динамичного развития стран-участниц через эффективное использование их экономических потенциалов в интересах повышения уровня жизни своих народов. В странах Сообщества, после длительного спада производства, идет процесс стабилизации социально-экономической ситуации, увеличиваются масштабы производства. Общий объем ВВП в 2006 г. по сравнению с 2004 г. возрос на 69,7%. Изначально в ЕврАзЭС вошли страны различные по уровню развития и степени рыночного реформирования экономики, по масштабам и емкости внутренних рынков. Поэтому в рамках Сообщества по темпам роста масштабов производства выделились страны лидеры и аутсайдеры. Если Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан продолжают восстанавливать экономики и поднимать социальную сферу, то Россия и Казахстан, превысив послекризисные объемы производства, решают вопросы качественного рота и модернизации всех сфер общественной жизни.
Страны-лидеры играют особую роль в обеспечении безопасности, устойчивого развития, экономического роста и демократических преобразований на постсоветском пространстве. В интеграционных процессах они выступают центрами экономической силы, вокруг которых формируются поля взаимодействия совпадающих национальных интересов менее развитых стран. В Центральной Азии одним из наиболее стабильных и динамично развивающихся государств является Казахстан, который интересен как страна-партнер, имеющая значительный потенциал в таких важных аспектах регионального сотрудничества как торговля, энергетика, транспорт, водопотребление, дорожное строительство и различных сферах бизнеса.
Стабильное развитие Казахстана обусловливают не только финансовые ресурсы и природные богатства, но и во многом оно зависит от укрепления и модернизации внешнеэкономических и политических институтов. Темпы роста ВВП опережают темпы общемирового роста и на протяжении семи последних лет превышают 10%. По этому показателю страна идет в ногу с такими странами как Китай, Индия, страны АСЕАН. В 2006 г. экономика Казахстана выросла на 10,6% по сравнению с 2005 г. и составила 80,4 млрд. долл. Войдя в десятку наиболее стабильно развивающихся стран планеты, республика, в числе немногих государств, перешла в группу стран со средним уровнем доходов. Новый статус предполагает, что страна по своему общему уровню развития из реципиента становится донором международной помощи. Основываясь на успешном ходе экономических реформ, проводимых в стране ведущими международными рейтинговыми агентствами, Казахстану первому среди стран СНГ присвоили рейтинг «инвестиционного» класса. Повышение инвестиционного имиджа означает признание мировым сообществом улучшение социально-экономического развития страны.
Особенно позитивна позиция Казахстана и его лидера в готовности внести свой вклад в развитие Евразии. Через создание институтов развития республика выступает активным инициатором инвестиционных проектов, становится крупным региональным экспортером капитала в соседние страны. В настоящее время сумма казахстанских инвестиций за рубеж превышает 26 млрд. долл. Это сделало Казахстан более привлекательным для центрально-азиатских стан не только благодаря многовекторной внешней политике, демократическим преобразованиям в обществе, но и наличию свободных финансовых ресурсов, возможностью использовать опыт реформирования экономики. Казахстан стал лидером в экономическом сегменте взаимоотношений государств Центральной Азии, входящих в Сообщество.
В настоящее время ЕврАзЭС решает торгово-экономические задачи. Это связано с тем, что на территории стран-участниц имеет место элемент дезинтеграции; объемы товарооборота, экспорта и импорта усиливаются не в направлении стран Сообщества. Динамика экспорта из Беларуси, Казахстана, России более интенсивна в страны дальнего зарубежья, тогда как торговые связи Кыргызстана и Таджикистана в основном развиваются на внутренних рынках СНГ. В 2005 г. Казахстан экспортировал продукцию в 16 стран мира. Его основными торговыми партнерами выступают страны Европы, на долю которых приходится 61,4% казахстанского экспорта, в том числе на страны ЕС – 39,5%. Под влиянием мирового рынка экспорт стран ЕврАзЭС в основном составляет продукция ресурсопроизводящих отраслей – топливно-энергетического и минерально-сырьевого. Так, экономика России и Казахстана в последние годы развивается благодаря высокому мировому спросу на нефть и минеральные ресурсы. Достигнутый объем производимых благ и услуг показывает, что имеющийся стратегический потенциал у евразийской группировки еще практически не реализован. Несмотря на довольно высокий научно-технический и интеллектуальный потенциал, страны ЕврАзЭС имеют сравнительно низкую конкурентоспособность на мировых рынках. Во многом это связано с тем, что в этих странах рост производства обеспечивают ранее созданные производственные мощности, работающие в основном на внутренний рынок, где уровень конкуренции не адекватен мировым условиям. Сложившийся в каждой стране уровень технологического развития определяет величину добавленной стоимости, закладываемой в производимую продукцию. В Беларуси, Казахстане, России доля добавленной стоимости в промышленности в 2004 г. находилась на уровне 34,2% до 39,4%, что соответствует показателям, сложившимся в странах со средним доходом, но значительно ниже, чем в странах с высоким доходом.
Относительно стран ЕврАзЭС следует отметить, что на сегодня здесь доля высокотехнологичного экспорта незначительна и составила в 2003 г. 3,6% от фабричного экспорта, в том числе в Казахстане – 8,7%, России – 18,9%, Кыргызстане – 1,9%. Очевидно, что для выхода на мировой рынок с наукоемкими технологиями странам ЕврАзЭС еще предстоит создавать отрасли с полным производственным циклом от добычи сырья и кончая востребованной в мире продукцией.
Поэтому модернизация составляющих интеграционного потенциала приобретает для стран ЕврАзЭС стратегическую ценность. В Послании Президента Н. Назарбаева народу «Новый Казахстан в новом мире» изложен конкретный план действий по всесторонней модернизации страны на предстоящее десятилетие. Осуществляемый вектор политики экономической модернизации страны многоплановый и опирается, в частности, на стратегию индустриально-инновационного развития, национальную модель конкурентоспособности, инновационные системы, госхолдинги, социально-предпринимательские корпорации, институты развития, технопарки и другие структуры. Перед ними поставлена задача реализации внутренней и внешней политики, отвечающей современным вызовам и угрозам, отхода от концепции «догоняющей модернизации» к более динамичной, опережающей модернизации всей системы социально-экономических и общественно-политических отношений.
Важнейшим потенциалом ЕврАзЭС как интеграционного объединения следует считать сам процесс его успешного функционирования в сторону выполнения изначально поставленной цели по формированию Таможенного союза и единого экономического пространства. На данном этапе для ЕврАзЭС главным приоритетом является завершение создания единого Таможенного союза, предполагающего в первую очередь единые таможенные тарифы, что выводит торгово-экономическое сотрудничество на новый уровень и не только в рамках ЕврАзЭС. Речь идет о вступлении в ВТО в качестве единой таможенной территории.
В перспективе следующим этапом интеграции на государственном уровне определено создание единого экономического пространства, которое может быть достигнуто лишь при гармонизации всего экономического регулирования, и завершающим – введение единой валюты.
Азиатский континент, где в условиях бедности сосредоточены большие людские ресурсы разных религий и традиций, подвержен рискам, среди которых особое место занимают терроризм, религиозный и политический экстремизм, сепаратизм. В процессе глобализации и усиления конкуренции многие государственные, этноконфессиональные и социально-экономические проблемы обостряются. По мнению многих международных аналитиков, Центральная Азия не является главным источником субрегиональных и глобальных угроз, но, располагаясь на пересечении культур и религий Европы и Азии, центральноазиатские страны восприимчивы к мировым и региональным политическим процессам и потому могут стать одновременным источником и жертвой распространения терроризма, экстремизма, наркотрафика. Основанием для подобных утверждений является то, что на постсоветском пространстве сохраняется конфликтный потенциал. С распадом некогда единого государства в различных частях потсоветского пространства стали возникать местные очаги противостояния, неустойчивость границ, процессы национального возрождения и другие, которые могли иметь катастрофические последствия для многих государств и народов. Поиск путей обеспечения стабильности и безопасности, инициированный Казахстаном и Россией, завершился подписанием в Ташкенте 15 мая 1995 г. Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Государства-участники Договора подтвердили обязательства воздерживаться от применения военной силы или угрозы силой в международных отношениях и обязались разрешать все разногласия между собой и другими государствами мирными средствами. ОДКБ является Евразийской структурой как в географическим плане, так и в политико-правовом смысле. Однако модель безопасности в рамках Договора несовершенна и, по мнению Президента Казахстана, развитие взаимодействия стран-участниц должно осуществляться по трем направлениям: организационно-структурному, политическому, оборонному. Так же он считает, что «во многом мы еще не достигли такого уровня военно-политической интеграции, когда можно сказать, что полноценная система коллективной безопасности на территории СНГ создана».
Президент Казахстана, являясь приверженцем дальнейшей политической модернизации на глобальном, региональном и национальном уровнях, направляет усилия на укрепление системы коллективной безопасности на евразийском геополитическом пространстве. По его глубокому убеждению, для этого необходимы всеобщие усилия государств, независимо от их размеров, численности населения, а также экономического потенциала. Свою идею необходимости создания эффективной и универсальной структуры по обеспечению безопасности на Азиатском континенте лидер Казахстана концептуально представил на 47-й сессии Генеральной ассамблеи ООН в октябре 1992 г. Актуальность предложения заинтересовала не только руководителей азиатских государств, стран Ближнего и Среднего Востока, но и влиятельные международные организации, как ООН, Лига арабских государств (ЛАГ), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Практически, идея создания многостороннего механизма безопасности и сотрудничества в Азии с конкретными мерами и действиями воплотилась в созыве Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). В 2002 г. в г. Алматы был проведен первый Саммит СВМДА, значительно расширивший возможности для многостороннего диалога, равноправного взаимодействия азиатских стран в целях укрепления безопасности и стабильности на Азиатском континенте.
Президент Казахстан неоднократно заострял внимание на том, что на основе Совещания по взаимному действию и мерам доверия в Азии в перспективе можно создать организацию по безопасности подобной которой не было вообще на Азиатском континенте. На прошедшем в июне 2006 г. в Алматы втором саммите Совещания были сделаны крупные шаги в этом направлении, раскрыты перспективы межрегионального сотрудничества, был принят всеобъемлющий политический документ - Декларация второго саммита, в котором обозначены ключевые проблемы безопасности и сотрудничества в Азии, технология решения проблем. Форум СВМДА получил международное признание, постоянными ее членами являются 18 государств, статус наблюдателей на форуме имеют около девяти государств, а также ООН и ЛАГ. Секретариат СВМДА расположен в Алматы с правами юридического лица на территории Республики Казахстан.
Свершилось крупное достижение внешнеполитической инициативы лидера Казахстана – механизм совещания запущен в сферу реальных практических действий по укреплению межрегионального доверия. По оценкам международных экспертов, СВМДА - не только переговорный процесс по актуальным проблемам сотрудничества в сфере безопасности, но и наиболее эффективная организация по обеспечению коллективной безопасности и сбалансированной дипломатии в Азии.
На Евразийском геополитическом пространстве за последние годы сформировалась принципиально новая система субрегионального сообщества Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). У истоков интеграционного процесса стоял Казахстан. Президент страны Н.Назарбаев активно инициировал и поддерживал созидательные инициативы, вносил большой вклад в формирование правовой базы зарождающейся международной организации. Впервые члены ШОС начали сотрудничать в начале 1990-х годов, пытаясь укрепить стабильность в Центральной Азии после образования новых постсоветских республик, не имевших опыта охраны своих границ. В зоне, подверженной глобальным рискам, важной задачей являлось сохранение суверенитета и территориальной целостности. Иными словами, основой объединения были сугубо политические мотивы в стремлении совместно решать проблемы безопасности, в частности, борьба с терроризмом, экстремизмом, сепаратизмом и незаконным оборотом наркотиков на территории Центральной Азии. Но для превращения центральноазиатского региона в зону стабильного развития необходима была более универсальная система безопасности, построенная на принципах доверия, сотрудничества и добрососедства. В 1996 г. руководители Казахстана, Китая, Кыргызстана, России и Таджикистана подписали Шанхайское Соглашение об укреплении мер доверия в военной области в районе границ, положившее начало новому региональному формированию «Шанхайской пятерки».
15 июня 2001 г. в г. Шанхае на очередном ежегодном саммите «Шанхайской пятерки» в организацию был принят Узбекистан и подписана Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества, Конвенция по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом и Соглашение о точке стыка государственной границы между Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном.
Территория стран-участниц интеграции составляет 60% территории Евразии. ШОС в экономическом и социальном отношении - рациональный союз с совокупным демографическим потенциалом в четверть населения земного шара. В 2006 г. совокупный объем ВВП этих государств составил 8,3% от общего мирового объема. Темпы роста ВВП стран Сообщества опережают темпы общемирового роста. Ведущими центрами, вокруг которых строится сотрудничество в рамках ШОС, являются Китай и Россия. Наиболее крупный партнер по интеграции – Китай, на территории которого проживает 86,7% населения и 72,8% объема ВВП произведенного странами ШОС. На долю России соответственно приходится 10,2% и 24,7%, а на страны Центральной Азии - 3,1% и 2,5%. Столь значительные различия в численности людских ресурсов и масштабах экономик не означают, что ШОС обязательно будет выражать позицию какой-то одной страны, играющей ведущую роль в организации. ШОС основана на принципах равенства и консенсуса.
Принятая оптимальная модель взаимодействия, вне зависимости от политического или экономического веса той или иной страны, предоставляет право принимать участие в принятии решений. Подтверждением этому является высокий уровень взаимоотношений, складывающихся у Казахстана с Китаем и Россией. Лидеры Китая и Казахстана объявили о стратегическом партнерстве, что предполагает реализацию крупных программ экономического и политического сотрудничества двух государств. Построен нефтепровод Атасу-Алашанькоу, на очереди строительство газопровода Казахстан-Китай. В Казахстан аккредитованы представительства более 50 крупных китайских компаний, действуют совместные предприятия.
Казахстано-российские отношения так же характеризуются как стратегическое партнерство. Государства продолжают укреплять сложившиеся между ними торгово-экономические, гуманитарные и чисто человеческие связи. Президенты Казахстана и России постоянно встречаются на двустороннем уровне и в рамках интеграционных объединений. Между Казахстаном и Россией существует широкая правовая база тесного сотрудничества во всех сферах взаимоотношений. Россия является крупнейшим торговым партнером Казахстана. Доля двухстороннего товарооборота между Россией и Казахстаном составляет около 21% от всего товарооборота Казахстана.
7 июня 2002 г. в г. Санкт-Петербурге во время второй встречи глав государств-участников ШОС после обсуждения вопросов формирования механизмов ШОС были подписаны три документа – Хартия Шанхайской организации сотрудничества, Соглашение между государствами-членами Шанхайской организации сотрудничества о Региональной антитеррористической структуре и Декларация глав-государств Шанхайской организации сотрудничества, заложившие правовую основу развития объединения, и которые явились началом формирования принципиально новой системы субрегионального сотрудничества через тесное взаимодействие шести государств. За короткий период с момента создания ШОС превратился в полноценный и действенный орган по решению политических проблем Евразийского региона. Уже в 2004 г. на заседании глав правительств государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (г. Бишкек) было отмечено, что институциональное строительство ШОС завершено. Начал работу секретариат организации, региональная антитеррористическая структура и ее исполнительный комитет, регулярно проводятся межгосударственные советы на разных уровнях, совещания руководителей министерств и ведомств. Членство Китая с его мощной хозяйственной системой в составе этого блока позволило не только урегулировать и координировать приграничные вопросы между странами, но и активизировало сотрудничество стран в сфере торгово-экономических отношений.
В настоящее время ШОС – одна из самых крупных территориальных международных организаций планеты, обладающая большим миротворческим и экономическим потенциалом, что позволяет в известной степени не только нивелировать политические противоречия, но и координировать ситуацию в социально-экономической сфере евразийского континента. Главная ее цель – через тесное социально-экономическое и политическое сотрудничество обеспечить территориальную безопасность стран-участниц ШОС. Дальнейшая активизация внешнеполитической и экономической деятельности в рамках членства в ШОС полностью отвечает интересам Казахстана. В формате ШОС республика имеет возможность реализовывать инициативы по развитию собственной экономики и участвовать в совместных экономических проектах со странами-партнерами по интеграции. В 2006 г. на юбилейном саммите глав государств-членов ШОС президент Казахстана Н.Назарбаев отметил готовность Казахстана и далее расширять рамки двустороннего сотрудничества в области экономики, торговли, энергетики и образования, а также активизировать тесное взаимодействие с Китаем в борьбе против «трех злых сил»: терроризма, сепаратизма и экстремизма.
Подчеркивая важность сотрудничества в рамках организации по борьбе с сепаратизмом и терроризмом, основную цель в этой сфере деятельности ШОС видит в том, чтобы страны-участницы, помогая друг другу, улучшали жизнь своих народов. Государства-члены ШОС убеждены, что успех борьбы с современными опасностями во многом зависит от решения социально-экономических проблем, таких как ликвидация нищеты, массовой безработицы, неграмотности, дискриминации по расовым, этническим и религиозным признакам. Со временем такой подход расширил круг рассматриваемых вопросов, и проблемы безопасности стали решаться на базе экономического сотрудничества, включив в себя самые разные сферы: политику, экономику, безопасность, культуру и т.д. В программе многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС, в качестве основных приоритетов названы энергетика, транспорт, телекоммуникации, сельское хозяйство, туризм, кредитно-банковская, водохозяйственная и природоохранная системы, содействие прямым контактам субъектов малого и среднего бизнеса. Реализация этой программы, включающей в себя свыше 120 проектов в разных отраслях, превратит ШОС в мощный центр притяжения в Азии не только в военно-политической, но и в экономической сфере.
Для интенсификации отношений стран-членов в торгово-экономической сфере в рамках ШОС создан специальный фонд развития этой организации, способствующий инвестиционной активности стран-участниц ШОС. Проект ШОС стал комплексным.
Решив основные проблемы организационного становления, расширив формат и увеличив политический вес организации, государства-члены ШОС особое внимание уделяют углублению эффективного сотрудничества по приоритетным направлениям своей деятельности с целью превращения региона Евразии в зону безопасности, один из надежных моторов региональной и мировой экономики. В социально-экономической сфере основной акцент делается на наращивание усилий стран-участниц по экономической реконструкции региона путем поощрения эффективного регионального сотрудничества в торгово-экономической, природоохранной, культурной, научно-технической, образовательной, энергетической, транспортной, кредитно-финансовой и других областях, представляющих общий интерес; содействия всестороннему и сбалансированному экономическому росту, социальному и культурному развитию в регионе посредством совместных действий на основе равноправного партнерства в целях неуклонного повышения уровня и улучшения условий жизни государств-членов; координации подходов при интеграции в мировую экономику.
На юбилейном саммите глав государств ШОС в Шанхае Президент Казахстан Н. Назарбаев сказал: «Создание ШОС стало закономерным итогом стремления народов, исторически связанных культурными, языковыми и торговыми узами к мирному развитию, добрососедству и сотрудничеству. ШОС олицетворяет собой новую культуру межгосударственных отношений, которые в будущем станут определять облик и характер нашего региона».
В настоящее время ШОС успешно развивается и расширяется. В декабре организация получила статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН. В 2005 г. Секретариатом ШОС заключены меморандумы о взаимоотношениях с секретариатами АСЕАН и СНГ, а в мае 2006 г. - с Интеграционным комитетом ЕврАзЭС. ШОС имеет положительный опыт сотрудничества с ЭСКАТО ООН и другими организациями.
ШОС, следуя принципу открытости, готова установить контакты с международными организациями и государствами, независимо от их географического положения. На саммите ШОС в Астане (5 июля 2005г.) после рассмотрения официальных обращений Индии, Пакистану и Ирану был предоставлен статус наблюдателя при организации. Ранее этот статус получила Монголия. Решающим фактором объединения этих государств в ШОС явились существующие внешние угрозы и вызовы безопасности государствам региона. Кроме того, это свидетельствует не только о совпадении их политических и экономических интересов с целями и задачами, стоящими перед организацией, но и перспективах взаимодействия в рамках межгосударственной региональной структуры. Участие в ШОС создает благоприятную институциональную основу для взаимодействия с Россией, Казахстаном, Узбекистаном и другими странами Центральной Азии.
На встрече в Москве, прошедшей в конце 2005 г. Пакистан и Индия заявили о своем желании стать полноправными членами ШОС. Аналогичные намерения выразили Иран с Монголией. В случае присоединения этих стран к организации, ШОС будет представлять интересы свыше 40% населения мира, а совокупная доля в общем объеме мирового ВВП возрастет до 11%.
В мае 2007 г. в Астане во время встречи в формате «Тройка ЕС - Центральная Азия» глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмаер акцентировал особую заинтересованность укрепления сотрудничества Евросоюза с Шанхайской организацией сотрудничества.
Если следовать географической логике, то не исключается возможность последующего присоединения и других стран Евразии с учетом их согласия следовать принципам и обязательствам, заложенным в основу ШОС. Естественно, что все это внесет позитивные коррективы в перспективы развития ШОС в целом. Стабильно высокий экономический рост Китая, России, Казахстана и других стран организации окажет влияние на изменение геополитического положения в мире и стратегии соотношения производительных сил в Азии.
Сформированная усилиями Н.Назарбаева внешнеполитическая концепция «многовекторной дипломатии» способствует сотрудничеству с крупными странами и интеграционными межконтинентальными блоками. Казахстан наладил стратегическое партнерство со многими странами мира, среди которых мировые лидеры - США, Китай, Россия, страны Евросоюза. Здесь нельзя не отметить большую роль Казахстана в установлении контактов центральноазиатских стран с регионами планеты. В недавно одобренном Европейским Союзом Стратегии в отношении Центральной Азии большая заслуга в определении приоритетов в установлении моста взаимопонимания между Европой и Азией принадлежит лидеру Казахстана.
Исходя из стратегического расположения страны и перспектив участия в различных азиатских интеграционных объединениях. Казахстан конструктивно взаимодействует с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона в рамках Азиатского диалога по сотрудничеству.
Признанием растущего международного авторитета Казахстана явились прошедшая с 15 мая по 24 мая 2007 г. в Алматы 63 сессия Экономической и социальной комиссии для стран Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). Впервые в истории комиссии сессия проведена в Центральной Азии, в Казахстане. Комиссия выполняет роль регионального промоутера целей и принципов Хартии ООН, обсудила проблемы обеспечения своевременного и полного осуществления целей и задач в области развития, включая цели развития тысячелетия. На сессии было отмечено, что Казахстан успешно выполняет Цели развития тысячелетия, последовательно осуществляет выполнение стратегии развития страны «Казахстан-2030», «Стратегический план 2010» и остается приверженным идее расширения и углубления взаимодействия между государствами. Выступая на форуме, Президент Казахстана Н.Назарабаев подчеркнул необходимость активизации диалога центральноазиатских стран с АСЕАН: «В целях дальнейшего развития межрегионального сотрудничества между Центральной Азией и АСЕАН было бы целесообразно учреждение политического и экономического диалога АСЕАН + Центральная Азия». При этом Казахстан, как транзитная страна, обеспечит транспортный коридор между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом.
На этом же форуме в ходе министерской встречи заместитель Генерального Секретаря ООН, исполняющий секретарь ЭСКАТО Ким Хак Су, находясь под глубоким впечатлением от Послания Президента Казахстана «Новый Казахстан в новом мире», высоко оценил цель превращения республики в «региональный локомотив» экономического развития и успешного участника регионального сотрудничества и интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Шестнадцать лет демократических и экономических преобразований позволили Казахстану приобрести высокий международный имидж, являющийся прямым результатом внутренних достижений, последовательной миролюбивой политики. Активный политический диалог на всех уровнях, многоплановое сотрудничество являются основными внешнеполитическими инструментами республики. Казахстан установил дипломатические отношения более чем с 50 государствами мира. В международных отношениях Казахстан признает плюрализм мнений и интересов, что позволяет ему быть членом многих международных политических институтов.
Международные обозреватели подчеркивают, что важнейшая заслуга в этом принадлежит лидеру Казахстана, его личному вкладу в развитие, стабилизацию и укрепление межрегиональных отношений. Здесь необходимо отметить мудрость и дальновидность Президента республики как политика, сумевшего преодолеть стереотип отношений, характерный для советского периода, и в сложных условиях современного мира сохранить стабильные предсказуемые отношения со всеми государствами мира. В результате прямых контактов у него сложились доверительные связи с лидерами стран не только ближнего, но и дальнего зарубежья.
Оценивая масштабы регионального и глобального сотрудничества, в своем выступлении в Москве перед профессурой и студентами Московского государственного института международных отношений МИДа России в конце 2007 г. Президент Казахстана Н.Назарбаев подчеркнул, что «за годы независимости Казахстан сформировал «пояс добрососедства» по всему периметру границ, установил партнерские доверительные отношения с ведущими мировыми державами и региональными государствами».
Динамичность развития экономики Казахстана, международная активность в создании региональных и глобальных моделей интеграционных формирований привлекают внимание мирового сообщества к инициативам его лидера. В глобальном измерении Казахстан рассматривается как наиболее успешное государство в Центральной Азии, с именем его лидера связаны такие инициативы как отказ от ядерного оружия и закрытие Семипалатинского испытательного ядерного полигона, проведением Евразийского медиафорума, съезда лидеров мировых и традиционных религий, участие в антитеррористической борьбе и миротворческих миссиях в Таджикистане, Афганистане, Иране, участие в программе НАТО «Партнерство во имя мира» и многое другое. Серьезным экономическим и политическим успехом увенчались инициативы Казахстана по созданию и модернизации таких важных интеграционных структур как СНГ, ЕврАзЭС, СВМДА, ШОС, воплотивших идею Евразийства.
Признанием огромных успехов Казахстана в деле укрепления мира, межэтнического и межрелигиозного согласия явилось единогласное решение министерской конференции Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе об избрании Республики Казахстан на председательство в этой организации в 2010 г. Казахстан станет первым постсоветским государством и первой азиатской страной, которой выпала честь возглавить одну из самых авторитетных организаций в мире. Кроме того, это еще одно подтверждение активного вхождения Казахстана в мировое пространство, свидетельствующее о том, что сегодня наша республика воспринимается ведущими западными странами в качестве полноправного партнера.
Как будущему председателю ОБСЕ, Казахстану предстоит быть готовым охватить все измерения безопасности: военно-политическое, экономическое и экологическое, а также человеческое. Это, по-новому, в более широком плане ставит вопросы политической модернизации механизмов развития и сотрудничества в сфере стратегического партнерства со странами мира. ОБСЕ – уникальная диалоговая площадка, объединяющая евроатлантическое и евразийское пространство, председательство в которой позволит Казахстану углубить интеграцию мировой экономики и политики и активно участвовать в модернизации системы региональной и глобальной безопасности.
Сб. «Республика Казахстан: политическая модернизация» – Музей Первого Президента РК – 2008.
Зауре Чуланова,
заместитель директора Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК