В январе 2004 года была принята Государственная
программа «Культурное наследие», которая стала ориентиром в культурной политике
Республики Казахстан на 2004-2006 гг.
[1].
Реализация подобных программ в культурной сфере стало возможной в результате, во-первых, экономического развития страны, выхода страны из экономического кризиса, в котором она пребывала в конце прошлого столетия, во-вторых, необходимости комплексного изучения, систематизации, введения в научный оборот документов, расположенных на территории стран Ближнего и Дальнего зарубежья, а также изучения материалов, хранящихся в государственных или частных архивах. Научно-исследовательские экспедиции в зарубежные архивы и библиотеки дали превосходные результаты: удалось приобрести более 5 тысяч рукописей и печатных изданий. За три года учеными страны была проведена реставрация мавзолеев, мечетей и медресе, некрополей. Археологи исследовали более 30 городищ, стоянок и курганов. Ими к изданию готовится Свод исторических и архитектурных памятников Казахстана – сегодня их более 35 тысяч. Два из них - мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи и археологический комплекс Тамгалы - включены в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО и тем самым находятся под защитой ЮНЕСКО. Глава государства отметил огромное значение программы для самосознания народа и национальной самоидентификации и сделал акцент на потенциале программы «Культурное наследие» в контексте межэтнического и межнационального взаимопонимания народа Казахстана. Впервые в истории Казахстана, в мировой истории был опубликован перевод уникальной рукописи, которая хранится во Франции, – «Генеалогия казахских ханов». Сборник документов включает в себя комментарии, пояснения и указатели на казахском и русском языках. Глава государства подчеркнул, что книжные серии по истории, археологии, этнографии и культуре будут издаваться и дальше.
Руководитель археологической секции Карл Байпаков рассказал о раскопках, которые свидетельствуют о зарождении государственности на территории Казахстана задолго до принятой в советской науке даты. Реставрируются Жаркентская мечеть и дом в Уральске, в котором жил татарский поэт Габдулла Токай, а также Вознесенский собор в Алматы и Военно-Николаевская церковь в Туркестане [2].
Сбор памятников историко-культурного наследия занимал особое место в культурной политике Советского Казахстана. В 20-е годы XX века сбором этнографического, археологического материала занималось Общество изучения Казахстана. Сотрудники Общества изучения Казахстана при рассмотрении вопросов народных движений, помимо архивных материалов, использовали народные предания в качестве источника сведений о народных восстаниях под руководством И. Тайманова и М. Утемисова, К. Есимханова, К. Касымова и т.д. Члены Общества изучения Казахстана собирали памятники народного творчества, систематизировали их и издавали в виде сборников песен, публиковали труды ученых об истории и культуре казахского народа и т.д. Таким образом, сотрудниками общества изучения Казахстана было положено начало изучению и охране памятников истории и культуры республики [3].
Еще в 30-е годы XX века научным сотрудников Казнаркомпроса М. Гавриловым было отмечено, что Казахстан богат не только полезными ископаемыми, сырьем, но и древней, самобытной культурой. На территории казахских степей можно обнаружить следы давно ушедших культур, мало изученных учеными. «В самом деле, - пишет М. Гаврилов, - древнейшие памятники, массы городов, городищ, разбросанных по Казахстану, ведь до сего времени еще не только не изучены, не описаны, они не зарегистрированы» [4].
В послевоенный период были выдвинуты новые, исключительные требования к охране памятников культуры. Сохранением и охраной памятников истории и культуры стали заниматься специализированные учреждения и органы при Министерствах культуры, образования, Институт истории, этнологии и археологии им. Ч.Валиханова, организованный при Академии наук Казахской ССР. Специализированные учреждения занимались координацией, проведением исследований, изучением, составлением научной оценки и популяризацией памятников, решением вопросов теории и практики охраны, вопросов консервации, реставрации и культурного использования памятников истории и культуры, предоставлением специальной методической помощи в процессе охраны памятников и при выполнении задач консервации, реставрации и культурного использования, решением вопросов организации ученых, преподавателей вузов, учителей городских и сельских школ для воспитания у будущего поколения чувства ответственности за состояние памятников истории и культуры, уважительного отношения к истории. Институты охраны памятников истории и культуры достаточно тесно сотрудничали с другими учреждения, школами, с музеями и т.д. При областных историко-краеведческих музеях создавались краеведческие кружки, в которые входили, помимо специалистов, краеведов, историков, географов, школьники и студенты. Подобные краеведческие кружки большую популярность получили в Семипалатинской, Северо-Казахстанской, Восточно-Казахстанской областях [5]. Вследствие того, что территория области простирается на большой площади, достаточно трудно проследить за состоянием памятников. Поэтому для сохранения археологических памятников и своевременного проведения реставрационных работ замечается особая роль районных отделов музеев, учителей истории и географии сельских школ. Стоит отметить, что при раскопках, производимых казахстанскими археологическими экспедициями, активно принимали участие студенты педагогических институтов, университетов и учащиеся школ, что, на наш взгляд, является важным моментом для воспитания у подрастающего поколения чувства бережного и уважительного отношения к истории и культуре. Музеи республики в некоторой степени способствовали учету памятников культуры в области, их охране, подлежащему использованию, консервации, реставрации, их культурному использованию, популяризации и пропаганде среди населения. Вопросами учета памятников, их паспортизацией практически занимались только музей и райкультпросветотделы, в результате таких действий работа по установлению охранных зон исторических и археологических памятников не была организована на должном уровне и многие памятники истории и культуры оказались неучтенными, неизученными, неохраняемыми [6]. Одним из основных требований для сохранения памятника истории и культуры является учет памятников, благодаря которому становится возможной их охрана. Этим на протяжении всего прошлого столетия занимались музейные работники. Музей занимался сбором предметов материальной культуры кочевого быта казахов, в связи с этим принимали активное участие в комплексных экспедициях, археологических экспедициях. Например, совместно с Северо-Казахстанской археологической экспедицией работал областной историко-краеведческий музей СКО.
Область изучения, охраны и трансляции памятников историко-культурного наследия достаточно серьезное и тонкое дело, поэтому ученые, сотрудники областных, районных и местных управлений, отделов охраны памятников истории и культуры должны участвовать в решении различных дел, которые могут в конечном итоге затронуть интересы охраны памятников. К таким делам могут быть отнесены строительство зданий и коммуникаций, водохозяйственных, горных сооружений, приводов электричества и т.д.В связи с продажей земельных участков особого и более внимательного отношения со стороны работников земельных комитетов требуют земли, где располагаются памятники истории и культуры, поскольку продавать такие земли и строить там здания запрещено. Государством некоторые памятники истории и культуры, расположенные на территории республики, были объявлены национальным достоянием, национальными памятниками истории и культуры, то есть они являются значительной составной частью культурного наследия республики и требуют особой охраны. К тому же группа недвижимых памятников - ансамбли и комплексы памятников, территории, представляющие особую историческую, научную, художественную или иную культурную ценность - могут быть объявлены историко-культурными заповедниками [7]. Одним из направлений современной культурной политики является создание на базе древних и средневековых городищ, поселений, курганов заповедников-музеев, которые будут включены в систему инфраструктуры туризма республики [1, 89].
Действуют особые правила об исследовании и раскопках археологических памятников культуры. Право на проведение археологических исследований и археологических работ имеет лишь Институт археологии им. А.Х. Маргулана, областные и региональные археологические экспедиции. Все движимые археологические памятники, найденные при раскопках или случайно, являются достоянием государства и приносятся в музеи для сохранения.
При проведении раскопочных работ или же введении хозяйственных работ на территории, где располагается памятник истории и культуры, необходимо соблюдать принцип общей ответственности за сохранность объектов истории и культуры, то есть ответственности граждан и организаций, административно управляющих, всех уровней.
Институты по изучению, охраны, реставрации объектов историко-культурного наследия также осуществляют контроль за проведением в жизнь политических, воспитательных и культурных функций определенных памятников истории и культуры.
В начале 90-х годов прошлого столетия, в условиях распада единой союзной системы организации культуры, ее казахстанская часть приобрела тенденцию к развалу и распаду. Традиционные формы культурной организации и культурной жизни распадались на глазах. Крайне сложной было положение работников культуры и искусства. По данным госкомитета республики в сфере культуры было занято: в 1990 году – 90 тыс. человек, в 1995 году – 65 тыс. [8, 64].
Культурная политика представляет собой неотъемлемую часть государственной политики страны. В законе Республики Казахстан «О культуре»от 24 декабря 1996 года N 56-1 государственная политика в сфере культуры определяется как «комплекс мер, принимаемых государственными органами по возрождению, сохранению, развитию и распространению культуры» [9]. В условиях существования СССР существовала только одна модель культуры – советская модель, которая была представлена соответствующими ей институтами, широко распространена и влияла на все сферы общественной жизни. В период социально-культурных преобразований в сфере культуры были сохранение структуры сложившегося культурного пространства и создание условий для безболезненного перехода к новым экономическим отношениям. После упадка экономики в 90- е годы XX века, начиная с 2000 года, объявленного в Казахстане Годом культуры, ситуация в сфере культуры заметно улучшилась и в работе учреждений культуры наметились положительные тенденции. Начиная с 2000 года увеличилась число музеев, возросла вместимость концертных залов, расширилась сеть клубов в сельской местности [10].
Государственная политика Республики Казахстан в сфере культуры проводится на основе принципов свободы творческой деятельности граждан; равенства прав и возможностей всех граждан в создании, использовании и распространении культурных ценностей; охраны исторического и культурного наследия; развития систем образования и воспитания, способствующих приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, эстетическому воспитанию детей, учащейся молодежи во всех учебных, воспитательных организациях, независимо от формы собственности; исключения монополистических тенденций в сфере культуры; сочетания бюджетных, коммерческих и благотворительных начал в финансировании культуры; сочетания государственных и общественных начал организации культурной деятельности; сочетания профессиональной и непрофессиональной (любительской) творческой деятельности; развития культурных связей с казахами, проживающими за границей, как одного из факторов сохранения целостности и взаимообогащения казахской национальной культуры. Государство гарантирует гласность, открытость при разработке основных направлений развития культуры [9].
Несмотря на демократизацию управления в культурной сфере, на создание и принятие ряда законов, направленных на улучшение и стабилизацию положения в культурной сфере, есть проблемы, которые требуют безотлагательного решения. К таким проблемам относятся: низкая социальная защищенность работников культуры и искусства, представителей творческих специальностей (художников, артистов кино и театра, людей, музыкантов), изношенность оборудования и приобретение новых инструментов, декораций и т.д. Эти проблемы особенно заметны на селе, где нет собственного театра, кинотеатров, где клубы используются не по назначению. «Программа развития сферы культуры на 2006-2008 годы», утвержденная Правительством Республики Казахстан, своей целью в рамках стратегии вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира ставит интегрирование казахстанской культуры в мировое культурное пространство с сохранением лучших традиций классического и народного искусства, тем самым решая проблемы, о которых говорилось выше, и своей задачей ставит следующее: «совершенствование нормативно-правовой базы; …создание условий для развития искусства и деятельности одаренных личностей; международное сотрудничество и презентация лучших достижений казахстанского искусства за рубежом; материально-техническое обеспечение…» [10, 10].
Необходимо сказать, что в настоящее время, в условиях развития культуры и создания условий для сохранения, реставрации культурного наследия казахского народа, пришло время говорить не о популяризации, а о трансляции культурного наследия, культурного опыта, историко-культурного богатства последующим поколениям. В задачу государственных органов должно входить обеспечение всесторонней охраны памятников культуры и возможности трансляции богатого историко-культурного наследия казахского народа по вертикали – из поколения в поколение. Современная культурная политика, проводимая в Республике Казахстан, в первую очередь, направлена на обеспечение сохранности и эффективного использования историко-культурного достояния страны.
В области археологии, этнологии, культурологии и истории перед современным обществом стоит задача привлечения школьной и студенческой молодежи к акциям, направленным на защиту и охрану памятников старины, участию в археологических раскопках, этнографических исследованиях и других мероприятиях, способствующих росту культурного уровня подрастающего поколения и повышению заинтересованности студентов к изучению и сохранению памятников историко-культурного наследия республики.
Ильясова Г.С.
(СКГУ им. М. Козыбаева)
Литература:
1. Государственная программа "Культурное наследие" на 2004-2006 годы» // Собрание актов Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан. 2004. № 2. с. 82-97.
3. ЦГА РК. ф.693. оп. 1. д.68. л.3, 21.
4. ЦГА РК. ф.693. оп. 2. д.29. л.3.
5. ЦГА РК. ф. 1876. оп. 1. д.300. л.116
6. ЦГА РК. ф. 1876. оп. 1. д.300. л.118.
7. Об охране и использовании истоpико-культуpного наследия: Закон Республики Казахстан от 2 июля 1992 года // Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1992 г., N 15.
8. Цит.по: Еримбетов Н.К. Становление культурной политики Республики Казахстан: Диссертация на соискание ученой степени кандидата политологических наук. А., 2002 – 129 с.
9. Закон Республики Казахстан «О культуре»от 24 декабря 1996 года N 56-1. А., 1997.
10. Программа развития сферы культуры на 2006-2008 годы // Кітапхана. 2006. № 1. с. 4–21.