Новая концепция регионального развития в Независимом Казахстане:
теория и практика
Казахстан в советский период развивался как союзная республика в единой экономической системе, поэтому размещение производительных сил осуществлялось согласно общесоюзной схеме. При этом интересы отдельных регионов Казахстана учитывались слабо. Казахстан не проводил самостоятельной региональной политики, соответственно слабое развитие получала и теория регионального развития. Между тем, для Независимого Казахстана с его протяженной территорией и значительным разнообразием социально-экономических и природно-климатических условий траектория развития во многом определяется преобразованиями на региональном уровне. Поэтому Президент РК Н.А.Назарбаев в своих Посланиях на-роду страны подчеркнул, что нельзя добиться форсированной диверсификации без реформы регионального развития, а индустриализация страны должна формировать новую парадигму региональной политики .
В основе любой региональной политики и комплекса мер, предпринимаемых органами государственной власти для регулирования социально-экономического развития регионов, лежит определенная модель или теория. От выбора теоретической основы региональной политики зависят эффективность реализации, и, следовательно, стабильность темпов экономического роста, рациональное использование имеющихся на территории ресурсов, возможность выравнивания уровней социально-экономического развития регионов страны и повышение качества жизни ее населения. В этой связи особого внимания заслуживает изучение и адаптация региональных теорий к условиям Независимого Казахстана, их использование в решении прикладных задач обеспечения устойчивого развития регионов.
В 90-е годы 20-го столетия, совпавшие с рыночными экономическими реформами, становлением государственной независимости и глубоким экономическим кризисом, основные принципы теории регионального развития использовались слабо. Поэтому формирование рыночных отношений в каждом из регионов республики осуществлялись на фоне глубоких кризисных явлений и в экономике, и в социальной сфере. Тем не менее, за 20 лет Независимому Казахстану удалось пройти сложный путь перехода от планово-административной к новой демократически-рыночной парадигме регионального развития.
Если в начале 90-х годов на всей территории республики наблюдался самый большой экономический спад за всю современную историю развития, сопровождающийся беспрецедентным ростом уровня инфляции, разрушением накопленного экономического потенциала, массовой безработицей и ростом уровня бедности, то уже в 1999 г. была достигнута макро-экономическая стабилизация в большинстве регионов республики, а затем обеспечен подъем экономики, повлекший за собой позитивные сдвиги в социальных процессах. Так, начиная с 2000 г. вплоть до 2008 г. ежегодные темпы прироста валового регионального продукта (ВРП) составили по разным регионам страны от 9,5 до 13,5%, но и в период воздействия последствий мирового экономического кризиса положительная тенденция роста сохранилась.
Итогом проведенных социально-экономических преобразований явилось то, что Казахстан первым среди стран СНГ получил статус страны с открытой рыночной экономикой, а его банковская система международными экспертами была признана лучшей на постсоветском пространстве.
Оценивая состояние экономики регионов Казахстана за годы реформ, можно сказать, что показатели их развития оставались лидирующими на территории СНГ, а по прогнозам специалистов устойчивый рост экономики планируется и в предстоящее десятилетие, несмотря на негативное влияние мирового экономического кризиса. Таким образом, в последние годы стартовые импульсы для реализации поставленных стратегических задач в Казахстане были заложены. Однако экономический подъем еще нельзя назвать самодостаточным, а рост экономики устойчивым и долговременным, поскольку он в значительной и пока еще возрастающей степени был обеспечен за счет благоприятной конъюнктуры мировых сырьевых рынков.
Территориальные особенности, разный стартовый уровень, различия в структуре и спе-циализации хозяйств, неоднозначность остроты и глубины кризисных процессов в первые годы рыночных реформ, темпов и форм их осуществления поставили регионы нашей страны в неравные условия, что способствовало углублению их дифференциации. Об этом свиде-тельствует анализ социально-экономического развития регионов республики за весь период рьшочных преобразований.
Изначально и в течение всего периода реформ 90-х годов первые места по экономическим показателям, в том числе по общему объему и среднедушевому показателю валового регионального продукта (ВРП), устойчиво занимали индустриальные регионы - Восточно-Казахстанская, Карагандинская, Павлодарская области и г.Алматы, так как здесь был сосредоточен наиболее крупный экономический потенциал Казахстана. Так, доля Восточно-Казахстанской области в общем объеме валового регионального продукта республики в 1991-1999 гг. колебалась в пределах 10,6-10,7%, доля Карагандинской области - 19,1-11,7%, Павлодарской - 10,3-6,1%, г.Алматы - 6,7-17,7%. Наименыпую долю в структуре ВРП занимали Атыраус-кая (2,8%), Западно-Казахстанская (4,1%), Кызылординская (2,0%) и Мангистауская (2,6%) области. Но уже в конце 90-х годов ситуация кардинально поменялась вследствие некоторых особенностей регионального развития Казахстана.
Во-первых, одной из главных особенностей регионального развития в последние годы явилось то, что в результате либерализации экономики произошли сдвиги в территориально-отраслевой структуре, которые можно охарактеризовать как действие внешнеэкономического фактора, адаптацию к запросам мирового рынка. От этого выиграли регионы-поставщики топлива и сырья на экспорт, которые стали лидерами экономики и инвестиционной активности (Атырауская, Актюбинская, Западно-Казахстанская, частично Кызылординская, Мангистауская). Эти регионы оказались наиболее привлекательными для иностранного капитала.
Во-вторых, резко снизили свои позиции регионы, отраслями специализации которых были сельскохозяйственное производство и военно-промышленный комплекс. Так, доля Костанайской области в республиканском ВРП упала с 9,6% в 1991 г. до 4,3% в 2009 г., Акмолинской- с 7,8% до 3,2%, Алматинской - с 7,7% до 4,5% в 2009 г., Северо-Казахстанской - с 9,4% до 2,7%, Южно-Казахстанской - с 8,5% до 5,5% соответственно [5, с.34; 6, с.152; 7, с.17].
В результате, за годы независимости и рыночных преобразований сложилась новая иерархия регионов. Если раньше экономический профиль Казахстана определяли такие, так называемые, индустриальные регионы, как Восточно-Казахстанская, Карагандинская, Павлодарская области, то теперь начинают доминировать регионы добычи топлива на экспорт, а также районы концентрации торгово-баіжовского капитала (гт. Астана и Алматы).
Так, доля Атырауской области в общем объеме промышленного производства республи-ки возросла за последние 10 лет в 11,6 раз, Мангистауской - в 4,3 раза. В то же время доля Восточно-Казахстанской области снизилась с 13,8% в 1993 году до 5,8% в 2004 году и 5,4% в 2009г, Североказахстанской - с 6,9 до 0,9% и 0,3%, Жамбылской - с 6,5 до 1,6% и 1,3% соответственно [8,с.53; 4,с. 19-20]. В Атырауской области удельный вес нефтегазодобычи в общей структуре промышленного производства области возрос до 89,2%, а доля пищевой промышленности снизилась до 0,5%. В Карагандинской области доля металлургии повысилась до 72 %, при снижении удельного веса легкой - с 6,4 до 0,3 %, пищевой - с 9,2 до 3,5% [8, с.165-190].
Основным фактором, сформировавшим структурные сдвиги в регионах, является нерав-номерное привлечение инвестиций в основной капитал. Инвестиции преимущественно на-правлялись в регионы, где развиваются добывающая и перерабатьшающая сырье промышленность, а также в города Астану и Алматы. Так, доля Атырауской области в освоении инвестиций в основной капитал составила в 2004 году 24,6%, а в 2009 г. - 23,9%, Западно-Казахстанской области - 17,7 % и 5,3%, г. Астаны - 9,5 % и 8,2%, г. Алматы - 12,2% и 8,3% соответственно. Удельный вес иностранных инвестиций в объеме инвестиций в основной капитал составил в Западно-Казахстанской - 98 %, Кызылординской - 86 %, Актюбинской
- 69 %, Североказахстанской - 57 %, Мангистауской - 58 % и Алматинской - 55 % [5, с.377; 7,с.18; 8, 50].
О региональной
неравномерности экономического роста более правомерно судить по ряду удельных и
относительных, и потому наиболее сопоставимых по регионам показателей, важнейшим
из которых является ВРП на душу населения (табл.2).
Индикатор |
1999 г. |
2008 г. |
||
регион (область) |
значение удельного показателя |
регион (область) |
значение удельного показателя |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 .ВРП на душу населения, тыс.тенге |
||||
максимальное значение |
Атьграуская |
289,7 |
Атырауская |
3626,0 |
минимальное значение |
Жамбылская |
43,8 |
Южно-Казахстанская |
310,4 |
разрыв |
6,6 |
11.7 |
||
2.0бщий обьем инвестиций, в % к ВРП |
||||
максимальное значение |
Западно-Казахстанская |
87,6 |
Атырауская |
45,9 |
минимальное значение |
Акмолинская |
5,9 |
Южно-Казахстанская |
10,2 |
разрыв |
14,8 раза |
4,5 раза |
З.Объем продукции промышлепности (товаров и услуг) на душу населения, тыс.тенге |
||||
максимальное значение |
Атырауская |
466,8 |
Атырауская |
4292,2 |
минимальное значение |
Жамбылская |
23,6 |
Северо-Казахстанская |
109,7 |
разрыв |
19,8 раза |
39,1 раза |
||
4.Производство продукции сельского хозяйства на душу населения, тыс.тенге |
||||
максимальное значение |
Северо-Казахстанская |
62,6 |
Костанайская |
267,5 |
минималъное значение |
Мангистауская |
2,3 |
Мангистауская |
10,1 |
разрыв |
27,0 раз |
26,5 раза |
||
5.Коэффициент обновления основных фондов, % |
||||
максимальное значение |
г.Астана |
15,8 |
г. Алматы |
24,8 |
мииимальноезначение |
Жамбылская |
3,2 |
Восточно-Казахстанская |
7,4 |
разрыв |
4,9 раза |
3,4 раза |
||
б.Уровень безработицы, % |
||||
максимальное значение |
Кызылординская |
16,1 |
г.Алматы |
7,4 |
минимальное значение |
Западно-Казахстанская |
7,8 |
Карагандинская |
6,2 |
разрьгв |
2,1 раз |
1,2 раза |
Анализ
приведенных данных свидетельствует - сутцественный рост основных экономических
показателей по регионам страны за последние 10 лет сопровождался сохранением, а
то и увеличением дифференциации регионов. Так, разрыв между максимальным
показателем ВРП на душу населения (Атырауская область) и минимальным
(Жамбылская область) увеличился с 6,6 раз в 1999 г. до 12,6 раз в 2005 г. и
только в последние годы стал сокращаться и в 2008г. составил 8,7 раз. В то же
время разрыв между этими показателями в Атырауской и Южно-Казахстанской
областях достиг 11,7 раз [3, с. 194]. По показателю объема
промышленной продукции на долю населения разрыв между максимальным и
минимальным значениями не только увеличился, но и поменял полярность: в начале
периода реформирования (1993 г.) по Карагандинской области он в 20,7 раз превышал
показатель Кызылординской области, в 1998 г. - в 7,8 раз, а в 2008
г. - всего в 1,1 раз. Уже в 2005 г. лидирующие позиции заняла Атырауская
область, объем промышленного производства которой в 28,6 раз превышал показатели
Северо-Казахстанской области, а в 2008г. превышение достигло 39,1 раза.
Сохранился разрыв по показателю валовой продукции сельского хозяйства на душу
населения: если в 1993 г. разрыв между Костанайской и Мангистауской областями
по этому показателю составлял 26,6 раза, то в 2008 г. - 26,5 раз [5, с.34].
Экономическая неравномерность развития регионов обусловила сохранение значительной социальной дифференциации Казахстана. Существенные региональные различия наблюдаются по таким показателям, как денежные доходы на душу населения, уровень безработицы. Так, разница между максимальными (в Мангистауской области) и минимальными (в Жамбылской) денежными доходами на душу населения составила 2,8 раза. Уровень безработицы в г. Апматы в 1,2 раза выше, чем в Карагандинской области.
По степени диверсификации отраслевой структуры промышленности регионы можно подразделить на три группы:
Первая группа - моноотраслевые области (предприятия одной отрасли производят свы-ше 50% всего объема промышленного производства области) - Атырауская, Актюбинская, Западно-Казахстанская, Кызылординская и Мангистауская. Все четыре области имеют боль-шие запасы нефти и газа, которые интенсивно осваиваются.
Вторая группа - хорошо диверсифицированные области (относительно равномерно представлены все отрасли промышленности) - Актюбинская, Восточно-Казахстанская, Кара-гандинская, Костанайская, Павлодарская. Карагандинская область может перейти в первую группу, так как в ней черная и цветная металлургия начинают преобладать над развитием других отраслей промышленности.
Третья группа - слабо диверсифицированные области или аграрно-промышленные (две-три отрасли производят свыше 70 % всей промышленной продукции) - Северо-Казахстанская, Акмолинская, Алматинская, Жамбылская и Южно-Казахстанская. Данные регионы преимущественно аграрные, переработка сельскохозяйственных продуктов занимает от 20 до 45 % промышленного производства. Южно-Казахстанская область тяготеет к переходу в первую группу, так как нефтеперерабатывающая промышленность постепенно занимает все большую долю в ее промышленном производстве (около 50 %).
Отдельно можно выделить регионы - центры развития (г. Астана и г. Алматы).
Таким образом, несмотря на проведение рыночных реформ в области регионального раз-вития Казахстана, ключевыми проблемами в этой сфере остаются:
- высокая дифференциация по уровню социально-экономического развития и качеству жизни населения между территориями с «сырьевой» и «несырьевой» направленностью экономики;
- растущий разрыв в ряде регионов, включая сырьедобывающие, в уровне жизни городского и сельского населения; отставание регионов по основным показателям уровня жизни от среднего республиканского уровня.
Наличие важных региональных проблем, унаследованных от предыдущего этапа развития и еще более обострившихся в новых экономических и политических условиях, требует корректировки региональной политики государства и совершенствования механизмов ее реализации.
В целях научного и институционального обеспечения регионализации социально-экономических преобразований в республике были предприняты определенные шаги. Так, уже в 1996 г. Постановлением Правительства РК была утверждена первая Концепция региональной политики, а в декабре 2001 г. (Постановление № 1598) - вторая, доработанная Концепция региональной политики Республики Казахстан на 2002-2006 годы [9]. Исходя из необходимости прогнозирования территориального развития страны, в 2000 г. была возобновлена разработка долгосрочных региональных программ, составлена Схема развития и размещения производительных сил Казахстана до 2015 г. с учетом особенностей рыночных способов хозяйствования (Постановление № 367 от 7 марта 2000 г.).
Благодаря принятым мерам, а также влиянию благоприятных факторов в последние годы в большинстве регионов Казахстана наблюдается подъем экономики. Однако основные региональные проблемы еще не решены.
Для решения перечисленных проблем в настоящее время разработана Стратегия территориального развития Республики Казахстан до 2015 года [10], утвержденная в 2006 г., предполагающая переход от политики выравнивания региональных различий к политике формирования и всемерной государственной поддержки «полюсов роста», способных стать «локомотивом» подъема всей экономики территории. В целом такой подход к формированию региональной политики соответствует мировым тенденциям в регионалистике и практике территориального развития.
С восстановлением положительной динамики экономических процессов главной задачей экономической политики государства стало обеспечение устойчивого экономического роста в каждом регионе страны. В этой связи появилась необходимость в развитии региональных теорий с целью обоснования новой региональной политики, соотвстствующей современным
реалиям глобализации, учитывающей специфику Казахстана и его регионов, обеспечивающей рациональное размещение производительных сил, их устойчивое развитие и на этой основе повышение качества жизни населения, проживающего на каждой территории нашей страны.
Современные региональные концепции экономического развития во все большей мере связаны с возрастанием роли отдельных территорий в экономике страны, с изменением степени вмешательства государства в экономические процессы, с новыми аспектами освоения пространства, внесенными НТП (новые виды энергии, транспорта и др.). Изменились традиционные и появились новые факторы размещения, связанные с расширением процессов глобализации, появлением новых технологических укладов, развитием информационных и телекоммуникационных сетей и технологий, развитием производственной и рыночной инфраструктуры. Региональное развитие стало рассматриваться не с точки зрения строительства физических объектов (предприятий, дорог и т.п.) на территории страны, а с позиции нематериального подхода. Другими словами, в научном плане и в практической деятельности многих стран доминирующей становится концепция регионального развития, ориентированная на знания, инновации.
Доминантой новых теоретических концепций регионального развития в период независимости в казахстанской региональной экономической науке стало осмысление идей Президента страны относительно перспектив экономического роста в Казахстане и его регионах в долгосрочной перспективе до 2030 года. Начиная с конца 90-х годов, двадцатого столетия, в отечественной регионалистике стали просматриваться принципиально новые направления исследований, которые постепенно складываются в новую региональную парадигму. Исследования перестали носить, чисто прагматический характер, обосновывая комплексные региональные программы, которые, начиная со второй половины 90-х годов стали разрабатывать в каждом регионе Казахстана. Вновь стали актуальными временно забытые проблемы оптимального размещения производительных сил и рационального расселения населения. Новым направлением региональной экономической теории является признание субъектности региона или формирование парадигмы партнерства между центром и территориями.
В соответствии с Концепцией перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию [11] главной целью Локальной программы устойчивого развития для Казахстана явилось содействие сбалансированному развитию регионов (районов, городов, поселений страны), минимизация их негативного влияния на окружающую природную среду.
В результате в начале XXI века в Казахстане, также же, как и в некоторых республиках СНГ (Россия, Азербайджан), сложились высокие темпы экономического роста - 8-10%. Не-смотря на негативное влияние глобального экономического кризиса (2007-2009 гг.), в республике в современных условиях сохраняется положительная динамика экономического роста, имеются значительные внутренние резервы для развития регионов и проведения курса на выравнивание региональных различий.
Как показал анализ, в современных исследованиях и программных документах Казахстана все больший акцент делается на точечный подход в региональной экономике. На этот подход нацеливает и Президент РК Н.А.Назарбаев в Послании народу страны, подчеркивая необходимость начать формирование центров экономического роста на западе, в центре, на севере, юге и востоке страны.
Теория поляризованного развития частично уже получила реализацию в Стратегии территориального развития Республики Казахстан до 2015 года. Ее отличием от ранее действовавших программных документов является ориентир на формирование «точек роста» или принцип поляризованного развития, предполагающий реализацию следующих приоритетов:
- формирование рациональной экономической организации территорий страны и совершенствование их специализации с целью повышения конкурентоспособности на основе механизмов кластерного развития;
- изменение системы расселения населения и концентрация экономических и трудовых ресурсов в зонах опережающего роста с благоприятными для жизнедеятельности природно-климатическими условиями;
- уігучшение инфраструктурного обеспечения территорий;
- формирование экономического пространства Казахстана как центральноазиатского торгово-экономического и сервисно-технологического центра и его эффективная интеграция с мирохозяйственной системой.
В Казахстане в качестве центров роста развиваются, прежде всего, регионы, где складывается наиболее благоприятная среда для повышения инновационной активности, в частности имеются предприятия обрабатывающей промышленности как потенциально наиболее активные инноваторы, развита рыночная инфраструктура, финансовый сектор и сектор услуг. В этом отношении наилучшие перспективы имеют в первую очередь гг.Алматы и Астана, а также ряд староиндустриальных центров (гг.Караганда, Петропавловск, Павлодар, Усть-Каменогорск, Уралъск).
При реализации стратегии поддержки «точек роста» в нашей стране возможно принятие мер которые позволят обеспечить минимально приемлемый уровень жизни и объем государственных услуг в беднейших регионах. В Казахстане это такие регионы, как Жамбылская Южно-Казахстанская и Северо-Казахстанская области. При этом цель нового подхода в региональной политике в условиях экономического роста должна заключаться не столько в выравнивании уровня экономического развития регионов, как это делалось при советском планировании, а в обеспечении благосостояния населения и сокращении бедности на всей территории страны.
Таким образом, в новых условиях посткризисного развития Независимого Казахстана целесообразно формирование и осуществление «новой региональной политики», характеризующейся следующими отличительными чертами.
Во-первых, переносом акцента с государственных, безвозмездных субсидий на поддержку децентрализованных инициатив на уровне местных органов власти и самоуправления. Такая политика себя оправдала и дала положительный результат, например, в Италии, Китае.
Во-вторых, стимулированием и поддержкой роста в беднейших регионах, что нашло отражение в активной региональной политике Бразилии, имевшей эффект в относительно бедных северо-восточных регионах страны.
В-третьих применением комплексного подхода, обеспечивающего использование конкурентных преимуществ региона и страны и содействие развитию региональных «точек роста». При таком подходе наибольше внимание уделяется инвестициям в инновации и научно-техническую сферу, в человеческий капитал, поскольку такие вложения дают наибольшую отдачу.
В-четвертых, в настоящее время в условиях глобализации мировой экономики получил распространение достаточно широкий подход к составу производительных сил, куда, наряду с традиционными экономическими показателями, включены новые элементы, такие как ин-формационные, организационные и географическое положение.
Выгодное географическое положение Республики Казахстан в центре Евразииского континента позволяет ей быть международным транспортным коридором, и использование территориального преимущества при достаточной развитости транспортной инфраструктуры может сыграть значительную роль в формировании эффективной структуры хозяйства страны.
Перечисленные подходы к осуществлению региональной политики направлены на модернизацию хозяйства регионов, экономический рост, создание условий для социального развития и обеспечение экологической безопасности.