Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Становление нового государства

2924
Становление нового государства - e-history.kz
Основные положения Конституционного Закона«О государственной независимости Республики Казахстан»

Становление нового государства

Основные положения Конституционного Закона«О государственной независимости Республики Казахстан» раскрыты в семи главах, состоящих из 18 статей. Статья 1 принятого документа гласит, что Республика Казахстан - независимое, демократическое и правовое государство, самостоятельно определяющее и проводящее внутреннюю и внешнюю по­литику, территория которого является целостной, неделимой и неприкосновенной.

В последующих главах и статьях закона констатируется и регламенти­руется широкий круг вопросов. Отмечено, что граждане республики всех на­циональностей, объединенные общностью исторической судьбы с казахской нацией, составляют вместе с ней единый народ Казахстана, который является единственным носителем суверенитета и источником государственной влас­ти. Оговариваются вопросы гражданства Республики Казахстан. Констатиру­ется, что возрождение и развитие культуры, традиций и языка, укрепление национального достоинства казахской нации и представителей других наци­ональностей, проживающих в Казахстане, является одной из важнейших обя­занностей государства. Были определены органы государственной власти Республики Казахстан и экономические основы государственной независимости. Республика Казахстан обладает самостоятельной экономической системой, основывающейся на многообразии и равенстве всех форм собственности. Республика Казахстан провозглашена членом мирового сообщества, субъектом международного права. Особо оговорен вопрос охраны государственной независимости Республики Казахстан. Любое вмешательство в решение вопросов, составляющих неотъемлемое право республики, расценивается как посягательство на ее государственную независимость. В целях охраны своей независимости и территориальной целостности республика имеет право на создание собственных Вооруженных Сил.

В заключительном Положении констатируется, что Республика Казах­стан имеет свои государственные символы - герб, флаг, гимн. Столицей оп­ределен город Алматы.

Принятие Конституционного Закона «О государственной независимости Республики Казахстан» явилось началом подлинного суверенитета нового независимого государства, качественно новым этапом демократических преобразований в Казахстане, в продолжение демократических процессов, проходивших после декабря 1986 года. Конституционный Закон способс­твовал осознанию казахстанским обществом позитивных сторон прежней политической системы. Законодательно закреплялась решительная очистка экономики и политики от рецидивов тоталитарной системы.

Провозглашение реального суверенитета позволило добиться признания страны внешним миром. Конституционный Закон помог полностью урегулировать вопрос границы с Китаем, Туркменистаном, Узбекистаном, Кыргызстаном, Россией. Он заложил основы политики доверия, партнерства и стабильности на евразийском пространстве. Всем гражданам Казахстана обеспечивались условия полной уверенности в своей безопасности. Закон стал внутренним импульсом для всего казахстанского народа. Законодатель­но закреплялось доверие, согласие и стабильность в Республике Казахстан. Закон послужил основой будущей Конституции государства. Положения Конституционного Закона ставились выше норм действующей Конституции Казахской ССР 1978 года.

В целях обеспечения государственного суверенитета республики в 1991-1992-х годах были созданы соответствующие органы. Под руководством президента был утвержден новый государственный орган - Совет Безопасности. В соответствии с Законом «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Казахской ССР» от 25 августа 1991 года на данный орган возлагались функции выработки рекомендаций по охране суверенитета Казахской ССР, ее территориальной целостности, по реализации политики в области обороны. Существенное значение имели указы Президента: 16 марта 1992 года «О создании Республиканской гвардии Республики Казахстан», 10 октября 1992 года «О внутренних войсках МВД Республики Казахстан». В соответствии со статьей 16 Конституционного Закона был принят Закон Республики Казахстан «Об обороне и Вооруженных Силах Республики Казахстан», в котором определялась роль Вооруженных Сил в системе безопасности республики. Были приняты законодательные акты по защите основных прав и свобод человека. 20 декабря 1991 года был принят Закон Республики Казахстан «О гражданстве Республики Казахстан», который вносил существенные изменения в Конституцию Казахской ССР 1978 года. В нем не признавались гражданство СССР, институт двойного гражданства.  

Строительство новой казахстанской государственности в первой поло­вине 1990-х годов велось в стратегическом, институциональном и символи­ческом аспектах. После юридического оформления независимости Респуб­лики Казахстан перед обществом был поставлен целый ряд первостепенных задач: создание государственных институтов власти, признание государства на международной арене, вступление его в различные международные ор­ганизации.  

Стратегической целью было определено развитие суверенного госу­дарства с сильной президентской властью. Перед руководством страны сто­яли вопросы, от решения которых зависело не только эффективное функци­онирование общественно-политических институтов, но и само существова­ние казахстанской государственности: определение четких границ государс­твенности; решение неотложных проблем и проведение реформ; создание институциональных структур для обеспечения поддержки качественного развития общества; определение и укрепление государственной границы.

Данные задачи были оформлены в «Стратегии становления и развития Казахстана как суверенного государства», разработанной Н.А. Назарбаевым (1992). С учетом создавшегося вакуума в мировоззрении всего общества Стратегия закладывала фундамент для формирования политических ориен­тиров, связанных с самоопределением народа Казахстана.

Следующим базовым пунктом Стратегии явилось решение проблем в экономическом секторе. За основу была взята концепция немецкого эконо­миста, министра экономики, а позднее канцлера Федеративной Республики Германия (ФРГ) Людвига Эрхарда. Основой рыночных реформ должна была стать предоставляемая государством свобода предпринимательства и выбора сферы деятельности. Таким образом, уже в самом начале казахстанская экономика была ориентирована на использование опыта западных стран.

Стратегия была нацелена на изменение социальной психологии, на из­бавление от страха перед самостоятельным предпринимательством. Было объявлено о намерении ввести национальную валюту (тенге).  

В дальнейшем, оценивая значение Стратегии, Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев отмечал: «Это была сжатая программа. Четыре направления в политической и экономической сфере, четыре направления в сфере идейной консолидации. Я не менял ориентиров, провозглашенных тогда. Судите сами».

Межнациональное согласие, внутринациональное единство, идеология модернизации казахстанского общества, межконфессиональное согласие и религиозная терпимость - основные направления в идейной консолидации казахстанского общества. Тогда, в первой половине 1990-х годов, развитие демократических процессов в Казахстане рассматривалось, констатирует Президент, «как главный приоритет лишь у 4-5 % населения республики. В то же время более 60 % отдавали предпочтение таким приоритетам, как стабильный и нормальный уровень жизни, мир и спокойствие в республике, семейное благополучие, собственное здоровье и личная безопасность». Ре­алистичное понимание ситуации и задач позволило Н. А. Назарбаеву сфор­мулировать среднесрочный государственный подход: сначала - экономика, потом - политика.

Важным проявлением новой казахстанской государственности стала символика Республики Казахстан, разработанная при непосредственном участии Президента Республики Казахстан.

Символы государства Казахстан - это свидетельства его суверенитета и независимости, единства народа и власти. Они выражают идею казахстан­ской государственности, консолидации и устремленности к национальным и общечеловеческим ценностям. Целью государственной символики является, с одной стороны, закрепление основных приоритетов идеи государствен­ности: целостность, независимость, единство в сознании граждан страны, с другой стороны, формирование имиджа Казахстана на международном уровне как сторонника миролюбивого добрососедства. В государственных символах художественным образом отражаются основные черты казахской философии - фундаментальные национальные и общечеловеческие ценности, которые помогают сохранить историческую преемственность поколений. Государственные символы являются внешними формами идеологии национальной государственности.

Источник: Аяган Б.Г., Абжанов Х. М., Селиверстов С.В., Бекенова М.С. Современная история Казахстана: учебник для студентов неисторических специальностей (бакалавриата) высших учебных заведений. Под общей редакцией Б.Г. Аягана. – Алматы: Раритет, 2010. – 432 с. 145-155 с.

Материал предоставлен Институтом истории государства КН МОН РК


Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?