Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

КОНСТИТУЦИОННЫЕ РЕФОРМЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

2466
КОНСТИТУЦИОННЫЕ РЕФОРМЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ  - e-history.kz
Встав на путь коренных преобразований, Казахстан провозгласил непререкаемым приоритетом верховенство Закона и защиту интересов, прав и свобод граждан

Главная задача современного Казахстана по пути дальнейшей демократизации общества заключается в совершенствовании современной Конституции, которая должна отвечать требованиям новой исторической эпохи и способствовать дальнейшему продвижению демократических реформ, успешному политическому, социально-экономическому и культурному развитию страны [1].

Конституция – это закон, который должен отвечать реалиям дня, а если созрела необходимость во введении изменений и дополнений, то их надо закреплять и осуществлять. Это необходимо для того, чтобы действующая Конституция закрепляла не декларативные постулаты, а существующие демократические достижения государства.

Обращаясь к истокам независимости страны, очевидно, что «Казахстану нужен был такой Основной закон, который бы шел «нога в ногу» с новыми реалиями и перспективами и сосредотачивал на своих страницах опыт предыдущих поколений и уверенность на лучшее будущее. Конституция независимого Казахстана должна была закрепить основные принципы, по которым народ собирался строить открытое и демократическое общество» [2, с.50].

28 января 1993 г. Верховный Совет Республики Казахстан принял первую Конституцию суверенного независимого государства, которая имела большое значение в укреплении государственной независимости Казахстана, создании новых органов государства, призванных служить народу, выражающих его волю в провозглашении широких прав и свобод граждан. Но, вскоре после вступления в силу первой казахстанской Конституции, стали очевидны её недостатки, прежде всего, оторванность от реальных социально-экономических и политических процессов. Основной Закон не оправдал ожиданий. В нём не были определены цели и приоритеты развития государственных, экономических и социальных процессов. Отсутствие в Основном Законе механизмов преодоления разногласий, возникающих между различными государственными институтами, явилось одной из причин объективного нарастания противоречий между исполнительной и законодательной ветвями власти. Конституция образца 1993 года стала правовым препятствием на пути совершенствования государственного устройства, дальнейшего развития социально-экономических и политических реформ.

Роспуск Верховного Совета 12-го созыва явился тем толчком, который сфокусировал внимание Н. А. Назарбаева на работе над новым проектом Конституции. Скрупулезно изучив около 20 конституций стран мира и юридическую литературу по этому вопросу, он привлек ученых и практиков юриспруденции, составивших костяк Экспертно-консультативного органа при Президенте по разработке проекта новой Конституции. Экспертно-консультативный совет изучил десятки конституций других государств - как стран СНГ, так и дальнего зарубежья. Это положительно сказалось на качестве новой Конституции, в которой были учтены ошибки, допущенные при разработке ее предшественницы [3, с.73].

Одной из новелл Президента была необходимость прямого закрепления основополагающих принципов деятельности Республики в первой статье будущей Конституции. В Основном Законе должны быть определены главные приоритеты государственной политики. К ним относятся: общественное согласие и политическая стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение демократическими методами наиболее важных вопросов государственной жизни, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте. В Конституции 1993 года было заявлено, что Казахстан является демократическим государством. Декларативный характер некоторых новелл говорил, что становление демократии Казахстану еще только предстоит. Поэтому закономерно, что Казахстан должен быть не только демократическим, светским, правовым, но и социально ориентированным государством. Республика Казахстан выбрала путь строительства такого государства.

Было подготовлено несколько вариантов проекта Конституции, которые широко обсуждались в прессе. Итоги показали, что приблизительно в 33 тысячах коллективных обсуждениях проекта приняло участие более трех миллионов граждан. Было высказано почти 30 тысяч предложений и замечаний. В 55 статей проекта Конституции было внесено множество поправок и дополнений [4, с.77].

В результате 30 августа 1995 года состоялся высочайший акт волеизъявления наших граждан, подавляющее большинство которых сказало «да» новому Основному закону страны [5].

Эволюцию своего развития претерпел вопрос формы правления. В Конституции 1993 года четкого ответа на этот вопрос не было. В первые годы независимости в Казахстане имелись одновременно признаки как президентской, так и парламентской республики. С одной стороны, Президент являлся Главой государства. С другой стороны, раздел III Конституции «Государство, его органы и институты», в котором глава о Верховном Совете предшествовала главе о Президенте, предполагал верховенство высшего представительного органа в государственной иерархии. Казахстанцы сделали свой выбор, и действующая Конституция провозгласила Казахстан президентской республикой. Выбор президентской формы правления, был не случаен. Именно эта форма правления являлась оптимальной в условиях становления Казахстана и создавала все наиболее благоприятные предпосылки для успешного реформирования политической и экономической систем общества.

Статус Главы государства – это статус «находящегося над ветвями власти», фактически исполняющего «арбитражные функции», согласовывающие работу органов государственной власти. Все это «позволяет … создать наиболее благоприятные предпосылки для успешного необратимого реформирования политической и экономической систем общества. То же самое и в социальном плане». Надсистемное положение Президента характерно и в отношении Правительства. Если по Конституции 1993 года Президент являлся Главой государства, возглавлявший единую систему исполнительной власти, то по Конституции 1995 года Президент уже не входит в эту ветвь. Юридически была определена самостоятельность Правительства. За Президентом сохранялась ключевая роль в отношении Правительства при его формировании, определении стратегических направлений, а также подотчетности Правительства перед Президентом. Этим определялись основные черты казахстанской модели президентской формы правления, которая в последующем развитии перешла в президентско-парламентскую форму правления.

Конституция учредила двухпалатный Парламент, дискуссии о необходимости которого долго велись в обществе, но так и не были реализованы в Конституции 1993 года.

Новая Конституция установила новые подходы к определению статуса Правительства и его полномочий. Возглавляя систему исполнительных органов, руководя их деятельностью и самостоятельно принимая управленческие решения, Правительство несет и всю полноту ответственности за состояние дел в экономике и социальной сфере.

Особенностью Конституции 1995 года является то, что в ней впервые был закреплен новый государственный орган - Конституционный Совет, пришедший на смену прежнему Конституционному суду. По мнению Н. А. Назарбаева, «в условиях президентской формы правления Конституционный Совет является наиболее оптимальной моделью органа, призванного стоять на страже конституционной законности. … Он должен служить своего рода дополнительным фильтром, гарантирующим качество принимаемых в стране законодательных актов. При этом он стоит в стороне от политических баталий».

Существенным достижением новой Конституции является признание института местного самоуправления, которое призвано обеспечить самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Одним из важнейших аспектов реформирования политической сферы казахстанского общества, инициируемой Главой государства является совершенствование Основного Закона. В связи с этим, 16 мая 2007 года Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев выступил на совместном заседании Палат Парламента Республики Казахстан с предложением по изменению и дополнению Конституции страны.

Глава государства предложил пойти по пути таких изменений, когда республика остается президентской, но с существенным расширением полномочий Парламента Республики Казахстан, что практически трансформирует модель республики из президентской в президентско-парламентскую. Мажилису отводятся ключевая роль в утверждении Президентом страны кандидатуры Премьер-министра и состава правительства, полномочия по контролю над деятельностью Правительства [6].

Главным аспектом развития парламентаризма в Казахстане становится качественное изменение роли политических партий в государстве и обществе. Переход на пропорциональную избирательную систему при формировании Мажилиса Парламента – один из самых принципиальных моментов политической реформы. Опыт развития демократии однозначно говорит о том, что пропорциональные выборы по партийным спискам дают гораздо лучшее, чем мажоритарная система, отражение в составе представительного органа реального соотношения сил на партийной арене страны. При этом главным фактором является то, что политические партии обретают широкие возможности влияния на государственную политику, на деле становятся каналом трансляции интересов населения в сферу государственной власти. Конституционная реформа создала условия для принципиального изменения правового статуса политических партий и, на их основе - укрепления полномочий и авторитета Парламента. Это открывает совершенно новые возможности, как для развития партийной системы Казахстана, так и парламентской деятельности. Как сказал Н. А. Назарбаев выступая на XI внеочередном съезде НДП «Нур Отан», «мы уже живем и действуем в новой политической реальности», когда партии эффективно встраиваются в политическую систему страны [7].

В развитии парламентаризма принципиальным моментом его юридического выражения являются вопросы формирования Правительства и парламентского контроля над его деятельностью. В данных вопросах конституционная реформа продвинула Казахстан на новые рубежи. Мажилис и представленные в нем политические партии сегодня имеют мощные рычаги влияния, начиная с консультаций, которые проводит Президент страны по кандидатуре будущего Премьер-министра, и вплоть до возможностей объявить вотум недоверия Правительству и отдельным министрам. Вместе с тем, срок президентского правления сокращен до пяти лет. Этот шаг подчеркивает твердость демократических устремлений казахстанского лидера, а также делает равными сроки полномочий ключевых избираемых субъектов власти.

Выборы депутатов Мажилиса, проводимые по пропорциональной избирательной системе, традиционной для стран западной демократии, которая обеспечивают репрезентативность и учитывают специфические особенности казахстанского общества. Новая форма проведения выборов в Казахстане предоставила политическим партиям дополнительные возможности по усилению своей роли в политической системе страны, обеспечив реальное отражение расклада политических сил и действительную волю населения.

Согласно статьям 50-51 Конституции, «Мажилис состоит из 107 депутатов, 98 депутатов избираются по пропорциональной системе, а 9 депутатов избираются Ассамблеей народа Казахстана» [8, с.19]. Учет интересов крупных этносов и послужит дальнейшей консолидации общества. Таким образом, численность депутатов Парламента увеличилась на 38 человек и составила 154 депутата. Это нормальная пропорция для 16-миллионного населения республики.

Установлена ответственность Правительства не только перед Главой государства, но и перед всем Парламентом для обеспечения исполнительной властью высокой эффективности и качества государственных услуг, общественной подотчетности и прозрачности деятельности.

Для выражения Мажилисом вотума недоверия Правительству достаточно будет простого большинства голосов депутатов, а не двух третей, как это было раньше.

В то же время в Конституции сохранены моменты, когда недоверие Правительству может быть выражено всем Парламентом. Согласно статье 53 Конституции, это возможно по итогам отчета Правительства об исполнении бюджета, или когда Премьер-Министр сам ставит вопрос перед Парламентом в связи с непринятием закона, инициированного Правительством [9, с.21].

В соответствии с рекомендациями Государственной комиссии изменена схема формирования Конституционного Совета, Центральной избирательной комиссии. Формирование состава этих органов осуществляется на более демократической основе, с равноценным участием обеих палат Парламента. Две трети состава Конституционного Совета, ЦИКа и Счетного комитета формируются Парламентом. Эти изменения значительно повысили роль законодательного органа.

С учетом намеченного баланса взаимоотношений между Президентом, Парламентом и Правительством претерпел изменения и раздел Конституции, посвященный Правительству. Главная роль в утверждении Премьер-министра, а значит и всего Правительства, согласно статье 56, отводится Мажилису. Конституционная обязанность Премьер-министра ставить перед вновь избранным Мажилисом вопрос о доверии Правительству станет еще одним важным фактором влияния на судьбу Правительства. Повышение ответственности институтов исполнительной власти перед представительной стало одной из самых существенных новелл в Конституции.

Важным условием политической модернизации уникального по своему этническому составу государства является обеспечение межнационального согласия. На решение этой важной задачи нацелена деятельность созданной в 1995 году Ассамблеи народа Казахстана. Она стала уникальным инструментом реализации национальной политики государства, в основе которой лежит принцип равенства возможностей всех граждан независимо от национальной и религиозной принадлежности. В статью 44 Конституции введена норма о формировании Ассамблеи народа Казахстана Президентом страны. Таким образом, Ассамблея получила конституционный статус организации, обеспечивающей представительство различных этнических групп в общественно-политической жизни. Обеспечение представительства Ассамблеи в Парламенте подняло на новую ступень роль и авторитет этого органа, и будет служить дальнейшему укреплению мира и согласия в стране.

Расширены гарантии прав и свобод граждан страны. Изменения, внесенные в статьи 15 и 16 раздела «Человек и гражданин» Конституции, существенно укрепили механизм защиты прав и свобод человека и гражданина, что в очередной раз подчеркивает демократический характер нововведений. Если по статье 15 в прежней редакции смертная казнь устанавливалась законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления, то по новой редакции — как исключительная мера наказания за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, а также за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время. Если по статье 16 в прежней редакции арест и содержание под стражей допускались только в предусмотренных законом случаях и лишь с санкции суда и прокурора, то по новой редакции - лишь с санкции суда, как принято в общемировой практике.

В статье 2 раздела I «Общие положения» в прежней редакции было записано, что статус столицы Республики определяется законом. В новой редакции статьи провозглашено, что «столицей Казахстана является город Астана» [10, с.4]. Ныне, новая столица - Астана, по воле народа, приобрела долгожданный конституционный статус.

Конституционные реформы позволяют говорить о политическом статусе партии «Нур Отан». У «Нур Отан» твердые позиции. Тому показатель неизменно высокие результаты на выборах всех уровней. Для ее членов главное - интересы страны и ее граждан, и в своих действиях, и в своих решениях они всегда исходят только из этих интересов. 18 августа 2008 г. казахстанцы сделали свой выбор, отдав безусловное предпочтение партии «Нур Отан» и ее лидеру Президенту страны. И это неудивительно - сегодня ни одна другая партия не может составить ей реальную конкуренцию. Это относится, в первую очередь, к авторитету лидера, ведь казахстанцы знают, что Н.А. Назарбаев - гарант того, что все обещанное будет исполнено в срок. По сути, нет конкуренции и на уровне программ и предвыборных платформ, которые у «Нур Отана» базируются на ясно доказавшем свою обоснованность и успешность политическом курсе главы государства.

Поправки в Конституцию страны коренным образом усовершенствовали политическую систему нашей страны. Реализация конституционных преобразований и инициативы Первого Президента Казахстана взаимосвязаны. И поправки к Конституции нужно оценивать в логике всех других предложений. Это единый комплекс мер по укреплению демократии, усилению государства, созданию дополнительных политических условий для долгосрочного стабильного развития Казахстана.

Арман СУЛЕЙМЕНОВ

Список использованных источников

1. Новый этап демократизации Казахстана - ускоренное развитие свободного демократического общества. Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева на совместном заседании Палат Парламента Республики Казахстан. Официальный сайт Президента Республики Казахстан www.akorda.kz

2. Назарбаев Н.А. Казахстанский путь. – Караганда, 2006. - с.50

3. Там же, с.73

4. Кенжалиев З.Ж., Ким В.А. Развитие конституционного законодательства Республики Казахстан / Под. ред. З.Ж. Кенжалиева. – Алматы: Жеті Жарғы, 2008. – С. 77

5. Выступление Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева на международной научно-практической конференции «Конституция: личность, общество и государство», посвященной 10-летию Конституции Республики Казахстан www.kisi.kz 6. Жумагулов Б. Это был уникальный год в нашей истории // Литер. – 2007. - 28 декабря

7. Выступление Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева на XI внеочередном съезде НДП «Нұр Отан» официальный сайт Президента Республики Казахстан www.akorda.kz

8. Конституция Республики Казахстан. – Алматы, 2008. - с. 19 9. Там же, с. 21 10. Там же, с. 4

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?