Жесткая командно-административная система, восторжествовавшая в Стране Советов к середине 20-х гг., достигла своего апогея в 30-40-е — начале 50-х гг., в том числе и в Казахстане. Ей в полной мере были присущи такие отрицательные явления, как подавление свободы человека, игнорирование его прав, отчуждение людей от средств производства, формирование политики влияния на власть управления государством. В стране доминировал культ И. В. Сталина. Все какие-либо успехи приписывались его умению руководить, а крупные недостатки и провалы — «врагам народа» или всячески замалчивались. Все это отрицательно воздействовало на общественно-политическое развитие республики и обернулось тяжелыми последствиями. Под различными лозунгами с использованием громких политических ярлыков совершались нарушения законности, продолжались злоупотребления властью. Политическая система демонстрировала свою неспособность к саморазвитию.
Согласно сложившейся традиции, руководящая роль воспринималась как непосредственное, чисто административно-командное вмешательство партийных органов во все стороны жизни общества. Решая вопросы, находящиеся в компетенции государственных органов, Коммунистическая партия максимально привлекала к выполнению народнохозяйственных и социально-культурных задач государственные и общественные организации, лишая их тем самым самостоятельности.
Послевоенные планы развития советского общества органически вписывались в сталинскую антидемократическую, тоталитарную модель социализма. Но народ, перенесший все тяготы и лишения войны, стал иным, чем в предвоенные годы. Произошла известная переоценка ценностей, связанная с утверждением мирного настроя в общественной жизни. В сознании современников все более отчетливо зрело понимание необходимости поворота к социальным программам, к демократии. Нараставшее противоречие между обществом и административно-приказными методами партийно-государственного руководства было реальным фактором переходного периода от войны к миру.
Однако переходу к комплексным программам общественного обновления на всех уровнях общественного сознания мешала устойчивая социально-политическая структура. Более того, победа в тяжелейшей войне создала в послевоенный период уверенность в эффективности действующей системы руководства, а большинство руководителей уверовали в непогрешимость административных методов правления.
Идеология социализма в 40-е — нач. 50-х гг. достигла своего апогея. В этих сложных условиях под неусыпным контролем партийных комитетов развивались общественные науки. Особенно негативно отразилось на дальнейшем положении общественных наук постановление ЦК ВКП (б) «О журналах—«Звезда» и «Ленинград» (14 августа 1946 г.), которое знаменовало собой начало нового витка преследования инакомыслия. В русле указанного постановления строили свою работу и партийные комитеты Казахстана. В постановлении Пленума ЦК КП Казахстана (март 1947 г.) нижестоящим партийным комитетам прямо предписывалось «шире развернуть большевистскую критику политических ошибок и националистических извращений в освещении истории, в литературе и искусстве и обеспечить безусловное выполнение постановлений ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам...».
В то время, когда в Ленинграде и Москве фабриковались «Ленинградское дело», «дело врачей», в Казахстане было организовано «дело Бекмаханова».
Молодой, талантливый историк Ермухан Бекмаханов был членом интернационального коллектива ученых, работавших над подготовкой «Истории Казахской ССР», в который входили видные советские историки А. П. Кучкин, А. М. Панкратова, Б. Д. Греков, Н. М. Дружинин и др. В июне 1943 г. книга вышла в свет. Одни рецензенты считали ее первой и удачной попыткой создания обобщающей истории Казахстана, другие приняли ее как «книгу антирусскую, в которой идеализированы национальные восстания против России». Оценка антиколониальных восстаний, данная в «Истории», вызвала в научной среде ожесточенные дискуссии.Научные взгляды Е.Бекмаханова, высказанные им в монографии «Казахстан в 20-40-е гг. XIX в.» (1947 г.), были объявлены развитием концепции буржуазных националистов: политически вредными. В1950 г. в газете «Правда» в статье «За марксистско-ленинское освещение вопросов истории Казахстана» книга Е. Бекмаханова была осуждена.
Статья «Правды» явилась началом непосредственной политической расправы над Бекмахановым. 10 апреля 1951 г. ЦК партии Казахстана принял постановление о статье в газете «Правда», в котором признал статью правильной и осудил «буржуазно-националистические взгляды Бекмаханова». В июне 1951 г. ЦК КП Казахстана вновь вернулся к статье в газете «Правда» и принял ряд дополнительных мероприятий по реализации постановления от 10 апреля 1951 г.
После ряда проработок, доктор исторических наук Е. Бекмаханов был уволен из Академии наук и в 1951—1952 гг. работал в одной из средних школ Чуйского района Джамбулской области, а 4 декабря 1952 г. был осужден судебной коллегией Верховного суда Казахской ССР на 25 лет. Только после смерти И. В. Сталина дело по обвинению Е. Бекмаханова было пересмотрено и прекращено за отсутствием состава преступления. Весной 1954 г. он вернулся в Казахстан.
«Дело Бекмаханова» было не единственным в 40-х—начале 50-х гг. Жертвами подобных несправедливых политических обвинений стали видные ученые-обществоведы республики А. Жубанов, X. Жумалиев, Б. Сулейменов, Е. Исмаилов, талантливый писатель Ю. Л. Домбровский. Необоснованно были обвинены в допущении политических и буржуазно-националистических ошибок А. Абишев, К. Аманжолов, К. Бекхожин, С. Бегалин и другие известные ученые и писатели. Президент АН Казахской ССР К. Сатпаев и выдающийся писатель и ученый М. Ауэзов, подвергшиеся гонениям, вынуждены были выехать из Казахстана в Москву. Ряд ученых-биологов, медиков и геологов, обвиненных в космополитизме, также были изгнаны из научных учреждений и кафедр вузов республики.
Зревшее в послевоенные годы в обществе понимание необходимости перемен было умело подавлено административной системой с помощью рядамер идеологического и репрессивного характера. Но духовная атмосфера середины 40-х — начала 50-х гг. была лишь приглушена, но не сломлена.
Уже в первые годы после смерти Сталина (март 1953 г.) наметились две линии, два подхода к вопросу о характере возможных перемен. В 1953—1954 гг. развернулась дискуссия о характере противоречий в социалистическом обществе, роли личности и народных масс в истории, соотношении теории и практики, коллективности руководства и т. д.
Важной вехой на пути демократизации общественной жизни стало пресечение преступной деятельности Л.П. Берии. Со смертью И. В. Сталина и устранением от власти Л. П. Берии завершилась одна из самых мрачных страниц жестокого режима, существовавшего в СССР.
Процесс демократических преобразований в стране стал протекать более активно. Но кончина И.В. Сталина не означала демонтаж построенной им командно-административной системы. Тысячи осужденных по-прежнему сидели в лагерях, а многие политические деятели, так же причастные к нарушению прав человека, как и сам Сталин, продолжали занимать высокие правительственные посты.
Большое воздействие на общественную жизнь республики оказало освоение целинных и залежных земель. В преддверии освоения целинных земель произошли кадровые изменения. На VII съезде Компартии Казахстана вместо Ж. Шаяхметова первым секретарем ЦК Компартии Казахстана был избран П.К. Пономаренко, секретарем — Л.И. Брежнев. Вопрос о смещении Ж. Шаяхметова был решен в Кремле, без консультаций с партийной организацией Казахстана, без совета с коммунистами.
В феврале 1956 г. в Москве прошел XX съезд КПСС, ключевым вопросом которого был вопрос о преодолении культа личности Сталина. Партия коммунистов, во главе с Первым секретарем ЦК КПСС Н.С. Хрущевым попыталась проанализировать причины возникновения, сущность и характер проявления культа личности И. В. Сталина и его последствия.
Отмечая мужество и смелость Н. С. Хрущева и его сподвижников, Нашедших в себе силы для борьбы с культом И. В. Сталина, неограниченной властью узкого круга лиц, следует подчеркнуть, что наметившийся слом авторитарной системы не был доведен до конца.
Выпустив тысячи невинно заключенных людей из лагерей, реабилитировав некоторых видных деятелей партии, государственный и партийный аппарат вскоре свернул эти реформы. Многие невинно осужденные продолжали томиться в тюрьмах, не получила объективной политической оценки деятельность Л. Троцкого, Л. Каменева, Г. Зиновьева, Н. Бухарина. Замалчивались или преподносились односторонне трагические страницы прошлого: история Октябрьской революции, истоки и характер гражданской войны, голод 30-х гг. и истребление крестьянства. Половинчатость шагов послесталинского руководства проявилась и в том, что, вернув на Родину чеченцев, ингушей, калмыков, балкарцев, она не восстановила в правах корейцев, немцев, крымских татар и турок-месхетинцев. Предпринятые попытки анализа причин экономического отставания страны были быстро пресечены.
ЦК КПСС и Советское правительство, проведя в 1954 г. и 1956 г. комплекс мер, направленных на устранение излишней централизации и расширение прав союзных республик, целым рядом принятых актов свело на нет провозглашенный рост суверенитета. Выработка общей линии в области экономики, назначение и смещение кадров и многое другое оставалось в руках узкого круга лиц, республики оставались отчужденными от них.
Отчужденными от управления обществом оставались и сами трудящиеся. По-прежнему структура общества была построена по принципу сверху — вниз, при котором людям оставалось выполнять только те решения, которые вырабатывались в верхах. Энтузиазм, рожденный победой над фашистской Германией, стал у народа сменяться усталостью. Всплески общественной активности наблюдались чаще всего в период выборов в Верховные Советы. Практически всю полноту власти в руки взяли партийный и хозяйственный аппарат. Тесно встроенными в командно-административную систему и лишенными прав, инициативы оказались профсоюзы и комсомол. Но народ не терял веры в будущее и надежды на лучшую жизнь.
Скоро стало подавляться и политическое инакомыслие. Людей, открыто указывавших на пороки общества, преследовали. Но пресекать инакомыслие прежними методами было невозможно, поэтому политические обвинения стали более скрытыми.
По-прежнему строго контролировала КПСС работу Советов, единолично направляла работу хозяйственных, научных, учебных, армейских, общественных учреждений и организаций.
Политический курс, открытый решениями 1964 г., рождался на базе не оправдавших себя в прошлом подходов к осуществлению реформ. На октябрьском 1964 г. Пленуме ЦК КПСС произошла смена руководства партии и страны. Группа деятелей высшего политического руководства СССР в глубокой тайне подготовила смещение Н.С. Хрущева.
Политика реформирования экономики в 1962—1969 гг. свидетельствовала, что к середине 60-х гг. наступил предел перемен. Проводимые мероприятия не предусматривали крупных радикальных преобразований, затрагивавших экономику. Возникавшие проблемы решались путем субъективистских импровизаций, рассчитанных в основном на эффект организационных перестроек. Непродуманные и часто сменявшие друг друга реорганизации нести серьезную угрозу нестабильности, снижения жизненного уровня и социальных гарантий. Положения не облегчила и идея коммунистической перспективы.
Неудачные попытки реформирования экономики и ее милитаризация, нерациональное размещение производительных сил, непродуманные и частые реорганизации системы управления народным хозяйством отрицательно влияли наэкологическую ситуацию в республике. Тяжелая экологическая ситуация складывалась во всех промышленных городах Казахстана, особенно в Усть-Каменогорске, Чимкенте, Джамбуле, Алма-Ате. Очень тяжелые последствия имели испытания ядерного оружия в Казахстане. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР в 1948 г. был сооружен ядерный полигон, расположенный на стыке трех областей: Семипалатинской, Павлодарской и Карагандинской.
Первое испытание ядерного заряда было проведено 29 августа 1949 г. Стоимость одного экспериментального устройства и его подземное испытание, по мнению ученых, в среднем составляет 30 млн. руб. Несмотря на долголетнее молчание военных, а затем попытки объявить воздействие полигона на здоровье населения не внушающим беспокойство, влияние полигона на окружающую природу, состояние здоровья людей было опасным.
По мнению ученых С. Балмуханова, И.Я. Часникова, В.К. Жадыкова, радиационному облучению за годы проведения ядерных взрывов неоднократно подвергались и жители г. Семипалатинска, а также прилегающих районов Павлодарской, Карагандинской областей Казахстана и некоторых районов Алтайского края РСФСР.
Поданным самого Министерства Обороны СССР, с 1949 г. по 1963 г. на полигоне было проведено 113 взрывов в атмосфере мощностью от нескольких тонн до 100 клт, начиная с 1964 г., проводились только подземные испытания. До 19 октября 1989 г. на Семипалатинском полигоне было проведено 343 испытания мощностью от нескольких тонн до 150 килотонн.
Врачам и фельдшерам запрещалось ставить истинный диагноз умершим от рака, лейкоза, других заболеваний, связанных с ионизирующей радиацией. Медицинские обследования в регионе были запрещены Минздравом СССР, а полученные военными медиками результаты хранились в глубокой тайне и скрывали масштабы вреда, нанесенного деятельностью ядерного полигона. Только начиная с 1962 г. стали проводиться выборочные медицинские обследования состояния здоровья людей, подвергшихся воздействию радиации.
Такое отношение к людям привело к тому, что у населения, проживающего близ полигона, стали развиваться различные болезни. Симптомы лучевой болезни часто фиксировались у жителей Абайского района Семипалатинской области, Егиндыбулакского района Карагандинской области. Отдельные голоса встревоженных влиянием полигона на здоровье населения оставались гласом вопиющего в пустыне. Страна продолжала накапливать оружие. Тайно от населения, в 1969—1970 гг. было проведено три подземных ядерных взрыва и на территории Мангышлакской области. Подземные ядерные взрывы производились в горных породах.
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)