С каждым годом возрастает интерес отечественных и зарубежных исследователей, посещающих Архив Президента РК, к истории советской культуры, где самостоятельным направлением можно выделить исследования периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
В архивном фонде Центрального Комитета КП(б) Казахстана (ЦК КП(б)К) Архива Президента Республики Казахстан хранится самый информативный комплекс по истории эвакуации в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Казахстан. Здесь отложились документы о приеме, размещении, устройстве как крупных предприятий, учреждений, трудовых и творческих коллективов, так и отдельных людей. В разделах управленческой документации, в протоколах и в приложениях к ним, рассматривались сложные вопросы эвакуации, которые требовали оперативного решения и исполнения. В переписке с руководством страны, с союзными учреждениями, с местными партийными организациями имеются отдельные списки эвакуированных, просьбы, пожелания и требования по условиям их размещения и трудоустройства, а также решения бытовых и продовольственных проблем.
В июле 1941 года для организации приема и размещения прибывающего в Казахстан эвакуированного населения были созданы отделы по приему эвакуированного населения, которым поручалась организация эвакуационных пунктов, контроль за их работой, питанием, медобслуживанием, расселением и другими вопросами, связанными с эвакуацией населения .
«27 октября с.г. (1941 г.) в Алма-Ата прибыла группа 130 человек ведущих творческих работников кинематографии (студий Мосфильма и Ленфильма) – режиссеры, операторы, актеры, художники и т.д. В числе прибывших 40 орденоносцев и 21 лауреат Сталинской премии. В этом составе находятся лучшие художники советской кинематографии (Эйзенштейн, Пудовкин. бр.Васильевы, Трауберг, Козинцев, Эрмлер, Александров, Любовь Орлова, Крючков, Борис Чирков и другие). В ближайшие дни сюда прибудет оборудование студии Мосфильм и остальной творческий, административный и обслуживающий персонал студии примерно в 150-160 человек», – сообщала в письме от 31 октября 1941 г. на имя секретаря ЦК КП(б)К Скворцова Н.А. работник отдела пропаганды и агитации ЦК Л.И. Балагурова.
Для организации кинопроизводства решено было объединить киностудии Мосфильм, Ленфильм и Алма-Атинскую киностудию художественных фильмов, которая была образована в сентябре 1941 г., так была создана Центральная объединенная киностудия художественных фильмов, сокращенно ЦОКС. Решение Совнаркома СССР о ЦОКС датируется 15 ноября 1941 г. Однако фактически студия приступила к работе в октябре 1941 г.
28 октября состоялся Художественный совет ЦОКС, на котором решались вопросы по фильмам «Котовский», «Машенька», «Парень из нашего города», «Бесценная голова», «Секретарь райкома», «Джамбул».
В то же время самостоятельно продолжила работу Алма-Атинская студия кинохроники. В статьях по истории советского кинематографа военного времени нередко ошибочно говорится, что в ЦОКС вошла Алма-Атинская студия кинохроники. Для внесения ясности в этот вопрос помогают архивные документы. В переписке ЦК КП(б) Казахстана хранятся письма ЦОКС, исполненные на официальном бланке учреждения, по которому можно установить, что Центральная объединенная киностудия художественных фильмов относилась к союзному учреждению Управлению по производству художественных фильмов Комитета по делам кинематографии при СНК СССР. ЦОКС находилась по адресу город Алма-Ата улица 8 Марта, дом 17. Директором ЦОКС был назначен работник Союзного Комитета М. В. Тихонов, его заместителем – С.Е. Толыбеков. Здесь же в переписке отложились письма и Алма-Атинской студии кинохроники, которая находилась в ведомстве Управления по производству хроникально-документальных фильмов того же Комитета по делам кинематографии. Адрес Студии кинохроники – город Алма-Ата, улица Красина дом 38, директором был С. Ахмедов.
В 1944 г. после реэвакуации Московской и Ленинградской киностудий, в Казахстане после расформирования ЦОКС организована Алма-Атинская киностудия художественных и хроникальных фильмов, в которую войдет и студия кинохроники. Сегодня это известная киностудия «Казахфильм».
На Алма-Атинской студии кинохроники снимались фильмы, киножурналы, дублировались на казахский язык популярные кинокартины . В июне 1942 г. в письме директора Студии С. Ахмедова в ЦК КП(б) Казахстана говорилось: «В условиях происходящей войны Алма-Атинская студия кинохроники из республиканской стала производственным предприятием всесоюзного значения и роль студии в системе хроникально-документальной кинематографии по сравнению с прошлыми годами неизмеримо возросла» . В первое полугодие 1942 г. на студии были подготовлены 24 номера «СоюзКиноЖурнал», несколько выпусков всесоюзных журналов «Пионерия» и «Советское искусство», 3 документальных фильма: «8-ая гвардейская», «Гвардейцы тыла» о металлургах Казахстана и «Подарок» о шахтерах Караганды. На второе полугодие 1942 г. было запланировано производство документального фильма «Казахстан - фронту», согласованное с председателем Комитета по делам кинематографии при СНК СССР И.Г. Большаковым.
Заявка на фильм «Казахстан - фронту» была сделана в январе 1942 г. режиссерами Д. Вертовым и В. Туриным, об этом говорится в письме заместителя директора ЦОКС С.Е. Толыбекова в ЦК КП(б) Казахстана. В художественно-документальном фильме должна быть показана гигантская работа трудящихся Казахстана в тылу и на фронте в борьбе против немецко-фашистских захватчиков.
Режиссеры Вертов и Турин подчеркивали «необходимость в создании большого эпического художественно-документального фильма, который зафиксировал бы для современников и для истории все возрастающую роль Советского Казахстана в деле укрепления фронта, в деле помощи Красной Армии, в деле непосредственного участия в решающих боях… Это должен быть фильм о прыжке в будущее, который делает сейчас эта замечательная своими природными богатствами республика» . Авторы подчеркивали, что это будет «изобразительный поэтический отчет казахского народа о героической работе в напряженные месяцы отечественной войны, в тылу и на фронте» .
В творчестве часто бывает так, что когда в процессе работы многократно вносятся изменения и в конечном результате от замысла остается немного: меняются авторы, исполнители, сюжеты и т.д. Так случилось и с фильмом «Казахстан - фронту», в окончательном варианте фильм был назван «Тебе, фронт!». Заканчивал картину Дзига Вертов один, он был и режиссером, и автором сценария, хотя изначально предполагалось привлечь к написанию сценария казахских писателей. Фильм был снят на Алма-Атинской студии кинохроники в 1942 г.
Письмо заместителя директора ЦОКС Толыбекова С. в ЦК КП(б) Казахстана о съемках художественно-документального фильма о Казахстане. АП РК Ф.708. Оп. 6/1. Д. 563. Л.1
Сегодня Дзигу Вертова (1895 - 1954) – Давида Абелевича Кауфмана называют одним из основателей и теоретиков кинодокументалистики, автор жанра кинопублицистики. Фильмы, снятые Вертовым, новаторские не только для того времени, но и для сегодняшнего дня. О его картине 1929 г., снятой им совместно с братом Михаилом Кауфманом «Человек с киноаппаратом», говорят и пишут специалисты мирового кинематографа, подчеркивая, что этот фильм стоит в одном ряду с лучшими документальными лентами за всю историю существования кино.
В документах Архива Президента РК имеется краткая характеристика режиссера: в списке ведущих творческих работников, находящихся в распоряжении ЦОКС на 17 марта 1942 г. о Вертове сказано:
«Орденоносец, один из основателей советского хроникально-документального кинематографа. Им сделан ряд картин, в том числе «Песня о Ленине» [Три песни о Ленине, 1934 г.].
Вертов прибыл в эвакуацию в Алма-Ату вместе со своей супругой Елизаветой Свиловой осенью 1941 г. Один из лучших кинодокументалистов страны, он был вынужден работать над небольшими сюжетами для документального киножурнала «Советский Казахстан». Фильм «Тебе, фронт!» стал одной из последних полнометражных картин режиссера.
Предложение режиссеров Вертова Д.А. и Турина В.А. о съемках художественно-документального фильма о Казахстане. АП РК Ф.708. Оп. 6-1. Д. 563. Л.2
Приступая к работе над фильмом «Казахстан - фронту» Вертов подчеркивал, что фильм не может быть обычным игровым фильмом из-за необходимости охватить большой материал, но в то же время, фильм не может быть и обычным хроникальным из-за необходимости сильного эмоционального образного воздействия на зрителя. Не особый любитель «актерского кино», как он называл художественные фильмы, Вертов через монтаж документальных и постановочных кадров добивается эффекта документальной хроники, когда постановка помогает достоверно показать зрителю окружающую действительность.
Из дневника режиссера:
«14 августа [1943]. Алма-Ата
Жизнь моя все такая же странная. Делаю на хронике разные журналы, оборонные очерки. Снял один большой фильм о Казахстане в дни Отечественной войны («Тебе, фронт!»).
Но большинство замыслов не осуществлено из-за непонимания, из-за противодействия посредников. И, как говорится в казахской поговорке, «у дерева, отягощенного плодами, верхушка клонится вниз…».
Многие из замыслов перезрели. Упали. Никто не подобрал. Сгнили. Другие плоды-замыслы были сорваны и присвоены еще в недозрелом виде, а друзей сильных, то есть точки опоры, нет» .
Фильм «Тебе, фронт!» был несколько раз отредактирован по требованию партийного руководства, о чем тяжело переживал автор. Летом 1943 г. руководство Казахстана представило картину фронтовому кинозрителю. Вместе с другими подарками от Казахстана кинокартины «Тебе, фронт», «Кореген», «Белая роза», «Знамя победы» и киножурналы Казкинохроники № 21, 22, 23 и 24 были вручены 8-й Гвардейской им. Героя Советского Союза генерала-майора И.В. Панфилова стрелковой дивизии в честь двухлетней годовщины воинского формирования.
Уникальный фильм «Тебе, фронт!» хранится в Центральном государственном архиве кинофотодокументов и звукозаписи РК. Картина почти неизвестна не только зрителям, но и знатокам творчества Дзиги Вертова, вложившего весомый вклад в идеологическую задачу советского кино в годы Великой Отечественной войны: поднять боевой дух на фронте и в тылу, вселить уверенность, что советский народ победит.
Жанар САТАЕВА,
Пресс-секретарь Архива Президента РК
Источники:
1. АП РК. Ф. 708. Оп. 1/1. Д. 2. Л. 340.
2. АП РК. Ф. 708. Оп.6/1. Д. 565. Л. 14.
3. АП РК. Ф. 708. Оп.5/1. Д. 139. Л. 211.
4. АП РК. Ф. 708. Оп.6/1. Д. 567. Л. 78.
5. АП РК. Ф. 708. Оп.6/1. Д. 563. Л. 1.
6. АП РК. Ф. 708. Оп.6/1. Д. 563. Л. 2.
7. АП РК. Ф. 708. Оп.6/1. Д. 563. Л. 2 об.
8. АП РК. Ф. 708. Оп.6/1. Д. 563. Л. 10
9. Вертов Дзига. Статьи, дневники, замыслы. Москва. 1966. С.246
10. Рассекреченная война: «особые папки» ЦК КП (б) Казахстана. 1941–1945 гг. Сборник документов. / Е. М. Грибанова (ответ.), А. С. Зулкашева, Г. Н. Мурзагалиева, Е. В. Чиликова. – Алматы: ДП «Эдельвейс», 2010. С. 435
Иллюстрации к статье:
1. Письмо заместителя директора ЦОКС Толыбекова С. в ЦК КП(б) Казахстана о съемках художественно-документального фильма о Казахстане АП РК Ф.708. Оп. 6/1. Д. 563. Л.1
2. Предложение режиссеров Вертова Д.А. и Турина В.А. о съемках художественно-документального фильма о Казахстане АП РК Ф.708. Оп. 6-1. Д. 563. Л.2
3. Фотография Дзиги Вертова на сайте КИНО-ТЕАТР.РУ https://www.kino-teatr.ru/kino/director/sov/273603/bio/
4. Кадры из фильма «Тебе, фронт!» (режиссер Дзига Вертов) Из фондов Центрального государственного архива кинофотодокументов и звукозаписей РК