80-90-е годы XIX века - время массового распространения ростовщичества в Казахской степи. Казахские шаруа почти поголовно оказалось во власти ростовщического капитала, ростовщики продавали за долги имущество казахского населения. Купечество в казахских степях, пользуясь нуждой казахских шаруа, продавало предметы первой необходимости в долг под огромные ростовщические проценты. Ростовщичество получило широкое распространение и среди местной администрации. Средством наживы для скупщиков была и раздача товаров в долг, нередко на кабальных условиях. Казахи платили скотом, шерстью, кожами, а денежные знаки в большинстве случаев служили только мерилом стоимости товаров и во многих сделках совершенно не участвовали. Кочевое население не могло с точностью определить стоимость произведенных ими продуктов, а фабричные изделия (мануфактура, галантерея) нередко оценивалась неправильно и неоправданно высоко по сравнению со скотом. Под давлением налоговой политики царизма, в частности, заменой им натуральных повинностей денежными, по мере распространения ярмарочной и стационарной торговли происходило вытеснение натурального, менового вида торговли денежным. В деле вовлечения скотоводческого хозяйства в рыночные отношения, налаживания, укрепления его связи с переселенческой деревней и городскими поселениями наиболее удобной формой торговли являлась ярмарочная торговля. В соответствии с утвержденными Министерством внутренних дел «Правилами» от 12 ноября 1870 года в Тургайской области первоначально проводились две ярмарки: одна в Илецком уезде при укреплении Акгюбе, с 15 июля по 15 августа, а другая - при Иргизском укреплении, с 10 сентября по 10 октября ежегодно. Главной целью ярмарок считалось «доставление киргизам Тургайской области удобства для сбыта своего скота и снабжения себя весьма нужным, а также для облегчения покупки скота у киргизов русскими торговцами». Надзор за общественным порядком на ярмарках поручался ярмарочным комитетом, состоявшим из представителей городской администрации, двух местных казахов и двух приезжих русских торговцев, ветеринарного врача. За каждое предоставляемое для торговли место взыскивался ярмарочный сбор в зависимости от объема продаваемых товаров в пользу городской казны. Сроки проведения ярмарок менялись в дальнейшем, в зависимости от природных и экономических катаклизмов, в особенности с состоянием животноводческого хозяйства казахских аулов, со сбором урожая переселенческого крестьянства. Основным покупателем хлеба были казахи, поэтому они ярмаркой почти не интересовались. Но обложение казахов кибиточным и другими налогами в денежной форме вынуждало их сбывать на рынках скот и продукцию скотоводства. В феврале 1871 года принято новое правительственное распоряжение о денежном сборе со скота, продаваемого на ярмарках. Но, несмотря на эти факты, ярмарочная торговля заняла в экономической жизни области важное место. С середины 90-х годов в структуре скотоводческого хозяйства казахского населения произошли изменения, благоприятствовавшие оживлению ярмарочной торговли. С переходом к земледелию и оседлости казахи больше стали разводить крупный рогатый скот и овец, пользовавшихся большим спросом на российских рынках. Соответственно происходит сокращение поголовья лошадей и верблюдов. В последствии торговля стала приобретать денежную форму.
Литература:
1. Русская жизнь (Оренбург). 1893.С.26
2. Обзор Тургайской области за 1894 год. Оренбург, 1895.С.27.
3. Памятная книжка Тургайской области. Оренбург, 1899.С.472.
4. Сундетов С.А. О генезисе капитализма в сельском хозяйстве. А,- А.Д970.С.32-35.
Нурушева Гульмира Келдыбаевна
Казахстан, Костанайский государственный университет им. А.Байтурсынова