Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Кыпчаки в XI-XIII веках

11664
Кыпчаки в XI-XIII веках - e-history.kz

Существуют три точки зрения по поводу происхождения племени Кыпчак. Согласно первой точке зрения, высказанной Гумилевым Л.Н. Кыпчак – это древнее племя эпохи Хунну, упоминаемое в китайских летописях как Кюеши еще в III веке до н.э. Данное предположение вызвало критику как лингвистов (Кюеши легче этимологизируется как кучик, а не кыпчак), так и историков (слишком большой хронологический лаг между упоминанием кюеши и появлением кыпчаков). Вторую точку зрения высказал Кляшторный С.Г., который отождествил кыпчаков с племенем сеяньто китайских летописей и племенем сир из тюркских рунических надписей. Данное отождествление, по словам критиков, имеет серьезный недостаток, так как базируется на предположении, что отрывок из уйгурской надписи стоит прочитывать как тюрк-кыпчак. Существуют и другие варианты прочтения данного отрывка, поэтому эта версия также сомнительна. Третья версия называет кыпчаков самостоятельным племенем тюркского происхождения, переселившееся с кимаками на территорию Казахстана. Рост политического могущества кыпчаков связан с переселением целого ряда народов (кун, кай и др.) с территории Монголии.

Вопрос о переселении кунов, каев и других племен в Дешт-и Кыпчак слабо исследован в научной литературе. В свое время Ахинжанов С.М. посвятил этому вопросу целую главу в своей монографии [1]. При этом он выстроил следующую схему переселения народов: Каи-Куны-Шары-Туркмены-Печенеги [2]. Ахинжанов С.М. отождествляет Сары и Кыпчаков [3]. Одним из главных источников о переселении племен того периода был Марвази: «Среди них есть группа [людей], которые называются «кун», они прибыли из земли Китай, боясь китайского хана. Они христиане несторианского толка. Свои округа они покинули из-за тесноты пастбищ. Из их [числа] Акинджи ибн Качугар Хорезм-шах. Их преследовал народ, который называется кай. Они многочисленнее и сильнее их. Они прогнали их с тех пастбищ. [Тогда куны] переселились на землю шаров, а шары ушли в землю туркменов. Туркмены переместились на восточные [земли] гузов, а гузы переселились в землю печенегов, поблизости от берега Черного моря. К ним [тюркам] относятся киргизы. Это многочисленный народ. Их жилища [расположены] между северо-востоком и севером. Кимаки [живут] севернее их. Ягма и карлуки — западнее. Каджа и арак — между юго-западом и югом» [4].

Таким образом, мы видим, что названия Сарих и Карлук используются как синонимы.

Можно привести таблицу племен, участвовавших в миграции первой половины XI века:

Марвази

Ауфи, Шюкруллах, Шебангараи

Махмуд ал- Кашгари

Матфей

Китайские источники

Кай

Кай

Кай

«народ змей»

Бай Си (белые си)

Кимак

Кимак

Йемек

 

Кумоси (Кумохи, Си, Хи)

Кун

Кун

 

 

Хунь (телесское племя)

Карлук

Сарих

Ябагу (Ябагу-карлук у Гардизи)

«Рыжие»

Гэлолу (Карлук)

Баскиль, входящий в состав карлуков

Хски (Ауфи) Хайтли (Шебангараи), входящий в состав Сарих

Басмыл

 

Басими

 

Переселение этих родов повлияло на то, что кыпчаки тоже были вынуждены кочевать. Они вытеснили в середине XI века огузов из Приаралья, заняв их земли. Одна часть огузов бежала на Запад. Эта группа огузов стала служить русским князьям и известна в русских летописях как торки. Печенеги и торки пострадали от кыпчаков, которые в середине XI века захватили причерноморские степи. Печенеги и торки вынуждены были бежать из степей. Печенеги ушли дальше на Запад. Торки стали служить русским князьям. В 1055 году кыпчаки впервые появились у границ русских княжеств. Разбив печенегов, кыпчаки пересекли Днепр, далее они дошли до нижнего течения Дуная. В итоге западная граница кыпчакских владений оказалась по реке Дунай. В то время как восточная граница Дешт-и-Кыпчака проходила по Иртышу. Данная территория с середины XI века в арабо-персидских источниках стала называться Дешт-и-Кыпчак, что переводится с персидского как "Степь кыпчаков". В русских же летописях эта территория стала называться  Половецким полем. А сами кыпчаки в русских летописях упоминаются как половцы.

В 1061 году произошло столкновение русских войск удельного князя Переяславля и войска кыпчаков. В итоге армия князя потерпела поражение от кыпчаков.

Спустя семь лет (1068 год) кыпчаки разбили объединенное войско русских князей в битве на Альте. После победы кыпчаки разорили приграничные русские земли. После этой победы военные походы кыпчаков на русские земли приобрели постоянный характер.

Уже через одно поколение, в 1093 году, кыпчаки смогли одержать победу над объединенной армией русских князей в битве на реке Стугне. После этого кыпчаки начали участвовать в междоусобицах русских князей. С некоторыми из русских князей кыпчаки вступали в союз.

В 1096 году, спустя три года после победы на реке Стугне, русская армия разгромила кыпчаков, предводитель кыпчаков Тугор-хан погиб. Тугор-хан наводил ранее ужас на русские княжества и в русском фольклоре он сохранился как «Тугарин Змей».

В 1099 году русский князь в союзе с кыпчакскими ханами Боняком и Алтунопой нанес поражение венгерскому царевичу Коломану. С начала XI века кыпчаки стали более активно участвовать во внутриполитической жизни русских княжеств, заключая союзы с теми или иными князьями.

После Долобского съезда 1103 года русские князья решили бороться с кыпчакской угрозой. Совместными усилиями русских князей кыпчаки были вытеснены русскими князьями на Кавказ, за Волгу и Дон. На Кавказе часть кыпчаков во главе со своим ханом поступила на службу к грузинскому претенденту на престол Давиду Строителю. Дочь Кыпчакского хана была выдана замуж за Давида Строителя. Кыпчаки помогли ему отвоевать Грузию у Сельджуков.

В 1091 году кыпчаки оказали помощь Византийскому императору в войне с другим тюркским народом, печенегами. В результате военной операции печенеги были уничтожены в битве при Лебурне.

Не удовлетворившись добычей, в следущем году кыпчаки поддержали претензии византийского самозванца Лже-Диогена. Кыпчаки вошли на территорию Византии. Но военная кампания не имела больших успехов. В 1095 году византийцы нанесли сокрушительное поражение кыпчакам и те вынужденно вернулись в свои кочевья в степи.

В это же время восточные кыпчаки попали под влияние Хорезмского государства. Во второй половине XII века хорезмшах Ала ад-Дин Текеш женился на кыпчакской царевне, которую звали Теркен-хатун.

Вследствие династического брака часть кыпчакских родственников Теркен-хатун переселилась в Хорезм, кыпчакская знать стала играть важную роль в административно-политической системе Хорезма.

Родоплеменной состав Кыпчаков:

Существует ряд источников, повествующих о родоплеменном составе домонгольских кыпчаков.

1. Сведения Ан-Нувейри (умер в 1332 году), переведенные д'Оссоном А.К. (судя по сообщению, Ан-Нувейри заимствовал данный список из летописи Рукн ад-Дина Байбарса Давадар ал-Мансури (умер в 1325 году)): Токсоба, Йета, Бурджоглы, Илбарили (Бурлы), Кангуоглы, Анджоглы, Дурут, Карабароглы (Кулабаоглы), Джузнан, Карабиркли, Котян [5].

2. Булакское издание Ибн Халдуна (умер в 1405 году): Токсоба, Сета, Бурджогла, Элбули, Канааралы, Оглы, Дурут, Калабаалы, Джерсан, Кадкабиркли, Кунун [6]. Судя по датам жизни Ибн Халдуна, а также искаженным названиям (Китмир вместо Котян, Сета вместо Йета, Оглы вместо Анджоглы и т.д.), названия кыпчакских племен у Ибн Халдуна менее достоверны, чем названия у Ан-Нувейри. Также у Ибн Халдуна сказано, что «племя Дурут из Кыпчаков, а племя Токсоба из Татар» [7]. Многие авторы воспринимают этот отрывок не критично [8]. По нашему мнению, «из татар» – это личная вставка Ибн Халдуна, осуществленная во второй половине XIV века (у Ан-Нувейри данного тезиса нет). Это предложение по его мысли обозначало, что Токсоба подчиняется татарам (Джучи и Угедея).

3. Ибн Дукмак (умер в 1407 году). Его отличия от списка Ан-Нувейри минимальны: Джортан вместо Джузнан и Кангароглы вместо Кангуоглы [9].

4. ад-Димашки (умер в 1327 году). Факсимиле ад-Димашки опубликовано [10]. На странице 264 там опубликован список кыпчакских племен. Существуют разные варианты перевода ад-Димашки.

4.1. Кузеев Р.Г., ссылаясь на Навширванова Ш. [11], пишет: «лишь Ад-Димашки (XIII—начало XIV в.), отмечая приход части кыпчаков в Хорезм, перечисляет их разветвления: тау(таF), бузанки, башкырд, и др.» [12]. Навширванов Ш. здесь допустил ошибки при переводе ад-Димашки.

4.2. Ахинжанов С.М. приводил свой вариант племенного состава кыпчаков на основе сведений ад-Димашки: «К крупным племенам и родам он относит баргу, токсоба, итоба, барат, ильарас, бурджоглы, манкуроглы, йемек, а к мелким – таг, башкурт, куманку, бузанку, баджна, караборикли, уз, шортан» [13].

4.3. Кумеков Б.Е. приводит свой перевод: «борили, токсоба, йетиоба, дурут (дуртоба), аль-арс, бурджоглы, манкуроглу, имек (про имеков Кумеков Б.И. пишет (на основе сведений ад-Димашки): «они (имеки) уже стали хорезмийцами), среди мелких подразделений: таг, башкурт, куманлу, базанак (баджанак), баджна, карабориклу, уз, джортан» [14].

4.4. Питер Голден привел свой список кыпчакских племен из сообщения ад-Димашки: Брт (Барат/Берет/Барак), Бурджоглу, Бзанки, Джиртан (Джортан, Озун Джортан), Итба (Итоба), Каракориклу, Куманку (Куманлу), Минкузоглы, Беджене, Токсоба, Таг Йаскут (Таг Башкурт), аль-Урус, Имек. Здесь стоит отметить отличия от более ранних прочтений. Питер Голден объединяет два слова в один этноним (у Ахинжанова С.М. и Кумекова Б.Е. – два племени Таг и Башкурт, у Голдена П. – одно племя Таг Башкурт, у Ахинжанова С.М. и Кумекова Б.Е. – два племени Уз и Джортан, у Голдена П. – одно племя Озун Джортан). Скорее всего, здесь Голден П. не прав, и читать эти этнонимы надо отдельно.

 4.5. Ильясова З. перевела отрывок из Шамс ад-Дина ад-Димашки следующим образом: «Кыпчак – общины, все они из тюрок и бараку (брку), токсоба (тксба), йасаба (исба), барат, ал-арс, бурджоглу (бржаглу), манкуроглу (мнкураглу), йимак (имк). Они стали хуаразмиты (хорезмийцы). Из них еще есть другие поменьше племена таг (тг), башкут (ишкут), куманку (кмнку), базанки (бзанкий), бажна (бжна), караборуклу(крабуклу), уз (аз), жортан (жртн) и другие» [15].

Если вчитаться в этот отрывок станет ясно, что вполне возможно последние 8 наименований не имеют отношения к кыпчакам: Кыпчак – общины, все они из тюрок… Они стали хуаразмиты (хорезмийцы). Из них еще есть другие поменьше племена.

Слово из них, можно понимать не как «из Кыпчаков», а как «из Хорезмийцев» или как «из Тюрков», тогда становится ясным, что, вполне возможно, перечисленные 8 этнонимов были не кыпчакские рода, а отдельные народы, которые размером были меньше, чем кыпчаки (башкурт, уз (или ас), печенеги, черные клобуки и др.). Также «они стали хорезмийцами», судя по переводу, касается не столько племени имак, а сколько всех кыпчаков вместе взятых (точнее, их 8-и перечисленных родов). Под хорезмийцами, мы, конечно, подразумеваем не жителей Хорезма, а остатки армии Хорезмшаха и Джалал ад-Дина, которые долгое время играли большую роль на Ближнем Востоке и в Малой Азии.

Таким образом, список ад-Димашки включает в себя только 8 кыпчакских родов. Вполне возможно, найдутся в будущем источниковедческие связи между этим списком родов и списком родов из 11 кыпчакских племен.

Стоит отметить, вполне возможно, что «8 мелких кыпчакских племен» из ад-Димашки, на самом деле являются 8-ю мелкими народами (из тюрков или хорезмийцев).

Списки же Ан-Нувейри, ибн Халдуна и ибн Дукмака являются более поздними, возможно, в них есть заимствования из Шамс ад-Дина Димашки. Данный вопрос трудно будет решить без перевода и введения в научный оборот более полных отрывков о кыпчакских племенах из летописей Рукн ад-Дина Байбарса, Ан-Нувейри, ибн Халдуна и Ибн Дукмака.

 Ниже можно видеть сводный список кыпчакских племен согласно арабским авторам.

 

Написание ад_Димашки

Написания Ан Нувейри

Возможны интерпретации

Брку

 

Баргу (Ахинжанов С.М.)

Борили (Ильбари) (Кумеков Б.Е.)

Баргу – перекочевавшее в Дешти-Кыпчак племя Байырку (Баргут) (Сабитов Ж.М.)

Тксба

Токсоба

Токсоба – (девять родов – Кумеков Б.Е.), Тухсиоба (род Тухси – Голден П.)

Исба

Йета

Иетиоба (семь родов – Кумеков Б.Е.), Итоба («сын собаки» - Голден П.)

Барат

 

Барат, Бурет, Барак (Голден П.)

ал-арс

 

Асы, родственники Алан (Кумеков Б.Е.),

Урусоба (ал-урус) (Голден П.)

Бржаглу

Бурджоглы

 

Мнкураглу

 

 

Имк

 

Имак (Имек, Кимак)

Тг

 

Таг – огузское племя (Кумеков Б.Е.)

Ишкут

 

Башкурт (Ахинжанов С.М., Кумеков Б.Е.)

Кмнку

 

Куманлу (Кумеков Б.Е.)

Базанки

 

Берендеи (Рашоньи)

Баджанак (Печенег) (Кумеков Б.Е.)

Баджна

 

Баджна (входил в печенежский союз с Базанки и Башкурт) (Кумеков Б.е.)

Аз

 

Уз – Огуз (племя Огуз), Аз – Ас (племя Ас - Яс)

 

Ильбарили

Ильбари

 

Кангуоглы

Канглы

 

Анджоглы

Иланоглы («дети змеи») (Голден П.)

 

Дурут

Дуртоба (четыре рода – Кумеков Б.Е.)

 

Кулабаоглы

(от слова кул - раб) (Голден П.)

Джортан

Джузнан

(от слова «щука»)

Крабуклу

Карабиркли

Черные клобуки

 

Котян

 

 

Династии Кыпчакских ханов

Существует целый ряд первоисточников, свидетельствующих о кыпчакских ханах. Русские летописи свидетельствуют о династии Шаруканидов. Хорезмские летописи говорят о династии кыпчакских ханов, служивших Хорезмшахам. Их генеалогия хорошо разобрана Ахинжановым С.М. [16] Согласно Насави, Теркен-хатун, происходящая из династии кыпчакских ханов, принадлежала к роду байаут, ветви йемеков. Согласно Джузджани, она была дочерью хана кыпчаков. Согласно Джувейни, она была из рода Канглы. Здесь, скорее всего, Джувейни ошибается и путает ее с матерью Джалал ад-Дина, Айчичек, которая действительно происходила из рода Канглы.

Как писал Ахинжанов С.М.: «один из индийских султанов первой половины XIII века Улуг-хан Аджам назван Джузджани «ханом ильбари и шахом йемеков»» [17]. Далее у Джузджани сказано, что отец Улуг-хана Аджама в Туркестане был важной персоной среди племени ильбари и носил имя хана. Дед же Улуг-хана «был потомком Абар-хана Ильбари» [18]. Ахинжанов С.М. отождествляет его с Табар-ханом, которого упоминал Махмуд Кашгари. Пилипчук Я. пишет, что Улуг-хан Аджам (он же Гияс ад-Дин Балбан) попал в рабство, после того как монголы победили его племя, он был продан в Багдаде, оказался в Дели и, благодаря личным талантам, стал командовать войсками Делийского султаната, отразив с 1247 года большое количество монгольских набегов. В конце концов, он стал правителем в Делийском султанате [19]. Мы можем предположить, что Улуг-хан, бывший соратником Джалал ад-Дина и погибший от рук Румского султана, являлся отцом Улуг-хана Аджама [20].

Здесь стоит отметить, что более обоснованным является отождествление Кунана, предка Тутука, с Хунанем, вождем Цзубу, казненным в 1000 году [21]. [22]. А Абар легко отождествляется с другим вождем Цзубу – Уба, который в 1013 и 1015 годах терпел поражения от киданей, но позже был пожалован киданями титулом царя.

Пелльо П. отмечал, что Инасы из биографии Тутука – и есть известный всем Иналчук Каир-хан, двоюродный брат Теркен-хатун и «виновник» Монголо-Хорезмской войны. Пилипчук Я. поддержал это мнение [23]. Как мы знаем, Теркен-хатун (кузина Иналчука) была из племени байаут (данные Насави), а внучка Тутука (прямой потомок Иналчука) была также из этого рода (данные Юань Ши) [24], то есть сам Кунан, основатель династии Кыпчакских ханов, тоже был из племени байаут.

Здесь стоит остановиться на такой детали как подход исследователей к родоплеменной структуре кочевых народов. В европейской историографии превалирует «атомистический» подход к родоплеменной структуре, когда то или иное племя является неделимой единицей, кирпичиком, из которого состоит весь народ. Поэтому мы видим ситуацию, когда байаут, кимек, уран, кай, ильбари воспринимаются как таксоны одного уровня. Но здесь есть своя специфика. Воспринимать такие названия как Ильбари, Байаут, Кай (Уран) стоит, учитывая кочевые традиции деления родов на более мелкие подразделения. Еще Пелльо П. предположил, что горы, к которым переселились предки Тутука, Юйлиболи – это китайское название рода Ильбари. С учетом того, что «родственники Теркен-хатун» принадлежали к роду Уран (тюркская калька монгольского названия Кай) [25], можно предположить, что Кыпчакская династия имела следующее таксономическое деление. Этнос – Кыпчак, Племя – Кай (Уран), Род – Байаут, Подрод (название династии) – Ильбари.

Внучка Теркен-хатун Хан-султан была замужем за Джучи и родила ему несколько сыновей. Насави писал: «И [произошло] еще такое: Хан-Султан — старшая из дочерей султана ['Ала' ад-Дина] Мухаммада — была взята в плен [татарами] вместе с Теркен-хатун. Ее взял к себе Души-хан, и она родила ему детей. Затем Души-хан умер, и она сообщила своему брату, султану [Джалал ад-Дину], сведения о татарах, о новостях у них и об их положении. Она прислала султану, когда он осаждал Хилат, один из перстней их отца, украшенный бирюзой, с выгравированным на нем именем султана Мухаммада. Это был знак для посланца, что он прибыл от нее. Она сообщала брату, что ал-хакан уже приказал учить ее детей Корану» [26].

Иванов А.Н. на основе данных Насави и Муизз ал-Ансаб предположил, что детьми Джучи от Хан-Султан были Берке, Беркечар, Буре [27]. По другой версии третьего сына Джучи и Хан-султан звали Буда, а не Буре [28]. Также известно, что династия Османских султанов происходит из рода Кайы, а дед Османа утонул, переходя Евфрат. Предки Османа были в составе войск Джалал ад-Дина (Хорезмийцы) и были представителями боковой ветви Кыпчакских ханов, как и Улуг-хан аджам, правивший в Делийском Султанате. Здесь стоит отметить наше несогласие с генеалогией мамлюкского султана Куттуза. Буниятов З.М. приводит ценные сведения, что Куттуз (которого звали также Махмуд) был сыном сестры Джалал ад-Дина, а его отцом был некий Мамдуд, который был сыном дяди по отцу Джалал ад-дина (двоюродный брат по отцовской линии) [29]. Его матерью была сестра Джалал ад-дина, но не Хан-султан, так как известно, что Хан-Султан не была замужем за неким Мамдудом, ее мужем до Джучи был самаркандский султан Усман из династии Караханидов. Усман был казнен по настоянию Хан-Султан в 1212 году вместе со всеми представителями династии Караханидов [30]. Куттуз также упоминается в Юань Ши как Хотосы-хан, правитель народа Канглы, который был разбит Джэбэ и Субэдэем в Западном походе [31].

Ахинжанов С.М. рассматривал генеалогические связи в западной ветви Кыпчакской династии. Осень, умерший в 1082 году, был отцом Шарукана и Сугра. Отрок и Сарчан были сыновьями Шарукана. Кончак был сыном Отрока. Юрий был сыном Кончака. Гурандохта была дочерью Отрока и женой Давида IV Строителя. Ахинжанов С.М. доказывает, что Шаруканиды относились к «змеиному племени» [32].

Как известно, в 1108 году Юрий Долгорукий женился на Анне, дочери кыпчакого хана Аепы Асеневича [33], от которой имел 5 сыновей (в том числе Андрея Боголюбского) [34].

Кляшторный С.Г. считал, что болгарская династия Асеней вышла из дунайских кыпчаков [35]. Вполне возможно она была боковой ветвью династии кыпчакских ханов (потомков Осеня).

Осень и Асень, который в разных источниках указан как отец Аепы, Боняка и Шарукана, был одним человеком. Таким образом, эти трое ханов и еще Сугр были детьми Осеня. Прицак О. считает, что имя Аепа является искаженным Кай-оба [36]. Осень и Алп-Кара Уран, по нашему мнению, оба были потомками Кунана и Абара (Убы), правителей Цзубу. Цзубу в киданьских источниках назывались Кимаки (Кумоси).

 

1. Ахинжанов С. М. «Кыпчаки в истории средневекового Казахстана» Алматы. Гылым, 1995. С. 184-197.

2. Ахинжанов С. М. «Кыпчаки в истории средневекового Казахстана» Алматы. Гылым, 1995. С. 185-186.

3. Ахинжанов С. М. «Кыпчаки в истории средневекового Казахстана» Алматы. Гылым, 1995. С. 193-195.

4. Шараф ал-Заман Тахир Марвази. Глава о тюрках (перевод В. Храковского) // Труды сектора востоковедения, Том 1. АН КазССР. 1959. C. 212.

5. История Казахстана в арабских источниках. Том 1. Алматы. Дайк-Пресс. 2005. С. 64.

6. История Казахстана в арабских источниках. Том 1. Алматы. Дайк-Пресс. 2005. С. 65-66.

7. История Казахстана в арабских источниках. Том 1. Алматы. Дайк-Пресс. 2005. С. 66.

8. Исхаков Д.М., Измайлов И.Л. Этнополитическая история татар (III - середина XVI вв.). Институт истории АН РТ. Казань: Школа, 2007.

9. История Казахстана в арабских источниках. Том 1. Алматы. Дайк-Пресс. 2005. С. 64.

10. Ад-Димашки Нухбат ад-дахр фи аджаиб ал-барр ва-л-бахр. издательство Мерена. Санкт-Петербург. 1866. http://books.google.ru/books?id=CQ0ZAAAAYAAJ&pg=PT6&hl=ru&source=gbs_toc_r&cad=3#v=onepage&q&f=false

11. Навширванов В.Ш. Предварительные заметки о племенном составе тюркских народностей, пребывавших на юге Руси и в Крыму // Известия Таврического общества истории, археологии и этнографии. Том 3. Симферополь, 1929. С. 83-84.

12. Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. Москва. Наука. 1974. С. 172.

13. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. Алма-Ата, 1989. С. 263

14. История Казахстана с древнейших времен до наших дней в пяти томах. Том 1. Алматы, 1996. С. 426-427.

15. Ильясова З.С. Сабитов Ж.М. Сведения Нухбат ад-дахр фи аджаиб ал-барр ва-л-бахр ад-Димашки о тюркских племенах Дешт-и Кыпчака//Золотоордынское обозрение. Казань. 2016. № 3.

16. Ахинжанов С. М. «Кыпчаки в истории средневекового Казахстана» Алматы. Гылым, 1995. С. 120-125.

17. Ахинжанов С. М. «Кыпчаки в истории средневекового Казахстана» Алматы. Гылым, 1995. С. 208.

18. Ахинжанов С. М. «Кыпчаки в истории средневекового Казахстана» Алматы. Гылым, 1995. С. 208-209.

19. Пилипчук Я.В. Политическая и военная история кыпчаков в Индии в XIII в. //Военное дело кочевников Казахстана и сопредельных стран эпохи Средневековья и Нового времени. Астана, 2013. С. 76.

20. Шихаб ад-дин ан-Насави. Сират ас-султан Джалал ад-Дин Манкбурны. Москва. Восточная литература. 1996. С. 241, 279.

21. Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. Легенда о «государстве пресвитера Иоанна» Москва. Ди-Дик 1993. С. 168.

22. Храпачевский Р.П. Половцы-куны в Волго-Уральском междуречье (по данным китайских источников). Москва: ЦИВОИ. 2013. С. 26.

23. Пилипчук Я.В. Монгольское завоевание кочевий восточных кыпчаков// Тюркологический сборник. 2009-2010. Тюркские народы Евразии в древности и средневековье. Москва: «Восточная литература». 2011. С.

24. Ахинжанов С. М. «Кыпчаки в истории средневекового Казахстана» Алматы. Гылым, 1995. С. 207

25. Буниятов З.М. Государство Хорезмшахов-Ануштегинидов 1097-1231. Москва. Наука. 1986. С. 147.

26. Шихаб ад-дин ан-Насави. Сират ас-султан Джалал ад-Дин Манкбурны. Москва. Восточная литература. 1996. С. 224.

27. Иванов А.Н. «К вопросу о причинах принятия ислама золотоордынским ханом Берке»//Золотоордынская цивилизация. Сборник статей. Выпуск 2. – Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2009. С. 106.

28. Сабитов Ж.М. Берке и его правление в Золотой Орде// Вопросы Истории и археологии средневековых кочевников и Золотой Орды. Сборник научных статей памяти В.П. Костюкова. Астрахань. Издательство «Астраханский университет». 2011. С. 164.

29. Буниятов З.М. Государство Хорезмшахов-Ануштегинидов 1097-1231. Москва. Наука. 1986. С. 195.

30. Буниятов З.М. Государство Хорезмшахов-Ануштегинидов 1097-1231. Москва. Наука. 1986. С. 76.

31. Золотая Орда в источниках. Том 3. Китайские и монгольские источники. Москва. ЦИВОИ. 2009. С. 223-224.

32. Ахинжанов С. М. «Кыпчаки в истории средневекового Казахстана» Алматы. Гылым, 1995. С. 138-144.

33. Расовский Д.А. Половцы, чёрные клобуки: печенеги, торки, берендеи на Руси и Венгрии (работы разных лет). Москва. ЦИВОИ, 2012. С. 213.

34. Катанчиев С. Т. Александр Невский — правнук кыпчакского (половецкого) хана Котяна. Нальчик: Эльбрус, 2008. С. 30-31.

35. Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи древней Евразии. Серия: Исторические исследования Санкт-Петербург Филологический факультет СПбГУ 2005. С. 141.

36. Голден П. К вопросу о происхождении племенных названий кыпчаков. //Кыпчаки Евразии: история, язык и письменные памятники. Сборник материалов международной научной конференции, посвященной 1100-летию Кимекского государства в рамках Дней тюрскской письменности и культуры. Астана, 2013. С. 25.

Жаксылык Сабитов  
 

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?