На территории Северного и Восточного Казахстана в эпоху развитого средневековья проживало племя кимаков. К сожалению, у современных историков осталось немного письменных источников по поводу происхождения данного племени. Все известия о кимаках относятся к арабографичной мусульманской традиции. О кимаках писали следующие авторы: ал-Якуби (Китаб ал-бухдан), Ибн ал-Факих (Китаб ахбар ал-бухдан), ал-Истахри (Китаб масалик ал-мамалик), неизвестный автор сочинения Худуд ал-алам, ал-Идриси (Нузхат ал-муштак), ал-Хорезми (Китаб мафатих ал-улум), Махмуд ал-Кашгари (Диван лугат ат-турк), Ибн Хордадбек (Китаб ал-масалик ва-мамалик), Ибн Саид (Китаб джуграфия фил-акалим ас-саба), ал-Масуди (Китаб ат-танбих вал-ишраф), Ибн Сайд (Китаб баст ал-ард фит-тул вал-ард) и т.д.
Самым первым упоминанием кимаков в письменных источниках было свидетельство арабского путешественника Тамима ибн Бахра ал-Муттава'и, который, по мнению востоковеда В.Ф. Минорского, посетил Уйгурский каганат, находящийся в Монголии около 821 года.
Тамим ибн Бахр ал-Муттава'и, описывая тюркские страны региона, пишет, что «страна очень холодная и путешествовать в ней можно [лишь] 6 месяцев в году».
Тамим ибн Бахр ал-Муттава'и писал: «Справа от города царя токуз-огузов находится страна тюрок, с которыми не смешиваются другие, слева от него – страна кимеков, а перед ними – страна Син» [1].
Если расшифровывать эти слова детально, то получается, что страна Син – это Китай. Царь токуз-огузов – это каган Уйгурского каганата. Слева от уйгур проживают кимаки, то есть в 821 году кимаки фиксируются как племя, живущее в Восточной Монголии.
Одним из главных сочинений по ранней истории кимаков является сочинение Гардизи. Абу Са'ид Абд ал-Хайя б. Заххак Гардизи написал научный труд под названием: «Украшение известий» (3aйн ал-ахбар) во времена царствования газневидского султана Абд ар-Рашида (1050-1053). В нем упоминаются кимаки, а также приведена легенда об их происхождении:
«Происхождение кимаков таково. Начальник татар умер и оставил двоих сыновей; старший сын овладел царством, младший стал завидовать брату; имя младшего было Шад. Он сделал покушение на жизнь старшего брата, но неудачно; боясь за себя, он, взяв с собой рабыню-любовницу, убежал от брата и прибыл в такое место, где была большая река, много деревьев и обилие дичи; там он поставил шатер и расположился. Каждый день этот человек и рабыня вдвоем выходили на охоту, питались мясом дичи и делали себе одежду из меха соболей, белок и горностаев. После этого к ним пришли 7 человек из родственников-татар: Ими, Имек, Татар, Баяндер, Кипчак, Ланиказ и Аджлад. Эти люди пасли табуны своих господ; в тех местах, где [прежде] были табуны, не осталось пастбищ; ища травы, они пришли в ту сторону, где находился Шад. Увидев их, рабыня вышла и сказала: «Иртыш», т. е. 'остановитесь'; отсюда река получила название Иртыш… Прибыв туда, они приветствовали Шада, как своего начальника, и стали оказывать ему почет. Другие люди, услышав эту весть, тоже стали приходить [сюда]; собралось 700 человек. Долгое время они оставались на службе у Шада; потом, когда они размножились, они рассеялись по горам и образовали семь племен, по имени названных семи человек».
Предводитель кимаков того времени носил имя Шад. На самом деле шад – это второстепенный титул в Тюркском каганате и в других каганатах.
Шадом обычно называли правителя какого-то удела-области внутри Каганата. Также в легенде сказано, что Кимаки появились, отделившись от основной массы народа, которая осталась жить под предводительством старшего брата Шада. Также сказано, что кимаки пришли к Иртышу и там обосновались. Скорее всего, учитывая сведения Тамима ибн Бахр ал-Муттава'и, кимаки пришли на Иртыш с востока (Восточная Монголия) в период между 830-ыми годами (после путешествия Тамима ибн Бахр ал-Муттава'и) и 1000-ыми годами (до написания Гардизи своего труда). Известный казахский востоковед Б.Е. Кумеков считает, что после 840 года, к кимакам присоединились племена, вышедшие из Уйгурского каганата. В 840 году Уйгурский каганат под ударами Кыргызского каганата распался и шесть перечисленных ранее племен из сообщения Гардизи присоединились к кимакам, которые жили на Иртыше.
Фактически существует три точки зрения по поводу происхождения кимаков.
1. Известный казахский востоковед Кумеков Б.Е. выдвигал версию о тождестве кимаков (йемеков) и зафиксированного в китайских источниках телесского племени Яньмо. Действительно Яньмо может быть одним из вариантов записи этнонима Йемек. Яньмо по китайским данным в начале VII века обитали в Северо-Западной Монголии, в бассейне реки Кобдо. По мнению Кумекова Б.Е. в середине VII века Яньмо (Имеки) перекочевали севернее Алтайских гор и в Прииртышье. По его мнению, обособление этого племени произошло после распада Западно-Тюркского каганата в 656 году на данной территории.
Далее Кумеков Б.Е. полагает, что во второй половине VIII века-начале IX века происходит движение кимекских племен в следующих направлениях:
а. Северо-запад к Южному Уралу
б. Юго-Запад к Сырдарье и Южному Казахстану
в. Юг. В пределы Северо-Восточного Казахстана и Семиречья [2].
Далее Кумеков Б.Е. излагает свою версию истории кимаков. В 840 году к кимакам с востока присоединились три племени: баяндур, татар, ими (Кумеков Б.Е. отождествляет их с огузским племенем эймур), бежавшие после падения Уйгурского каганата. После этого правитель кимаков принял титул ябгу[3].
2. Российский исследователь Гумилев Л.Н. выдвинул версию, согласно которой он отождествляет кимаков с чуйским племенем Чумугунь [4]. Как известно, Чумугунь - это племя, предки которого входили в состав хуннского государства Юебань (Чубань), которое существовало в Семиречье с 160 годов н.э. до 490 года.
3. Ахинжанов С.М. приводил сообщения арабского путешественника Тамима Ибн Бахра, фиксировавшего кимаков восточнее Уйгурского каганата [5], а также данные ал Идриси о том, что от Океана до столицы кимаков 6 дней пути [6]. Также он приводил данные Ибн Якута, утверждавшего, что кимаки граничат с Чином (Китай) [7]. Об этом же писал Минорский М.Ф., говоря о том, что широко распространенная тогда локализация уйгуров времен Тамим ибн Бахра в Турфане ошибочна [8]. В 20-ые года IX века уйгуры все еще проживали на территории степей Монголии. Как писал Ахинжанов С.М.: «Кимаков на Иртыше отмечают только поздние источники – Гардизи, анонимный автор Худуд ал Алам»[9].
Ахинжанов С.М. выдвигает свою оригинальную теорию, доказывая, что кимаки – это известный из других источников народ Кай или Кумоси (Си, Хи) из китайских источников [10], а йемеки отношения к кимакам не имеют [11]. Единственным серьезным недостатком концепции Ахинжанова С.М. является то, что у Махмуда Кашгари упоминаются два народа вместе: йемеки и каи. Это заставляет Ахинжанова С.М. выдвигать мини-тезис о том, что йемеки и кимаки – это разные народы. То есть, согласно его точке зрения, кимаки – это и есть каи, а йемеки – это не кимаки. Эта точка зрения опровергается логически (в первоисточниках нигде не упоминаются параллельно кимаки и йемеки). Кроме этого, Кимаки и Каи как отдельные народы указаны у Мухаммеда Шебангараи в его труде Маджма ал-Ансаб [12].
В главном же тезисе об идентичности Кумоси и Кимаков у Ахинжанова С.М. достаточно много аргументов. Доказывая свой основной тезис о тождестве Кимаков и Кумоси (Каи), Ахинжанов С.М. приводит аналогичные мнения Григорьева В.В., Пелльо П., Менгеса К.Г., Минорского В.Ф., Василевича Г.М., Туголукова В.А [13]. Зуев Ю.А. также писал о кимаках Внутренней Монголии и кимаках на Иртыше [14]. Пилипчук Я.В. также поддержал точку зрения о происхождении кимаков от кумоси [15].
Как писал Бичурин Н.Я. в главе «Прибавления о народе Хи, иначе Кумохи» (перевод из Синь Таншу): «Кидани усилились и хисцы не в силах были сопротивляться, почему и покорились им. Кидани жестоко управляли ими. Хисцы вознегодовали, и старейшина их Кюйчжу с одним (отдельным) поколением поддался Китаю. Он утвердился у Гуй-Чжеу у северных гор, и таким образом хисцы разделились на восточных и западных»[16]. В Ляо Ши выделялись западные и восточные си. Скорее всего, это косвенно доказывает идентичность западных кумоси и кимаков. Кумоси разделились на восточных, подчинившихся киданям и западных, ушедших на Иртыш и Алтай. Это хорошо согласуется с легендой о Шаде из сведений Гардизи. К сожалению, время разделения трудно установить на основе этих сведений, но это произошло, скорее всего в X веке.
Бичурин Н.Я. писал как о Хи, так и о Бай (белых) Си [17]. Кляшторный С.Г. отмечает, что помимо народа Си, был еще тюркоязычный народ белые Си, входивший в телесский союз племен [18]. Далее он отождествляет каев с этими белыми Си [19]. На этом моменте можно остановиться поподробнее. Действительно, в китайских источниках мы видим упоминание, как племени Си, так и белых Си, входивших в телесский союз племен. Малявкин А.Г. пишет, что Кумоси (сокращенно Си) кочевали в долине реки Лаохахэ. Севернее их жили другие (белые) Си (Татабы). Кумоси состояли из 5 племен [20]. Согласно одному списку: Ахуэй, Чухэ, Аоши, Дуцзи, Юаньсыси. Согласно второму списку: Жухэван, Мохэфу, Цигэ, Мукунь, Шидэ [21]. Белые Си, согласно Малявкину А.Г., жили восточнее племени байырку, в китайских источниках они ранее упоминались также как дидоуюй, а в тюркских как татабы. Дидоуюй – это китайская транскрипция названия Татабы. Бай Си (Белые Си) делились на три группы: Цзюйянь, Ужомо, Хуаншуй [22]. Из-за влияния Гумилева Л.Н. было принято считать, что Хи и Татабы - это одно и тоже племя [23].
Туголуков В.А. писал: Кумоси «(хи, си) включали в себя как хуннские так и дунхуские этнические элементы, то есть занимали как бы промежуточное положение между ранними тюрко- и монголоязычными группами» [24]. Бичурин Н.Я. писал, что Кумохи (Хи) происходили из дома Юйвынь, принадлежавшего к Дунху [25]. Гумилев Л.Н. пишет, что Юйвэнь управлялись выборными хуннскими старейшинами из шаньюевого рода Юйвэнь [26]. Викторова Л.Л. писала, что Юйвэни были потомками покорных хуннам сяньбийцев, родственных киданям. Причем Юйвэни имели правителей из рода хуннских шаньюев [27]. Согласно Викторовой Л.Л. Юйвынь – предки Хи (татаби), а те - в свою очередь, предки Улянха (восточные Урянхайцы) [28]. В Ляо ши Юйвэнь упоминается отдельно от Кумоси и Киданей. Как известно, 100 тысяч кибиток хуннов подчинились Сяньбийцам и «приняли народное название Сяньби» [29]. Вполне возможно, что географически наиболее близкие к Хунну сяньбийские племена Юйвэнь (впоследствии Кумоси) приняли в свой состав большое количество Хунну, ассимилировав ее часть. Неассимилированная в языковом плане часть Хунну стала основой такого племени как Белые Си (Бай си), которые входили в состав телесских племен.
Кимаки - это известные по китайским летописям Кумоси и Йемеки согласно Махмуду Кашгари, а Каи - это известные по китайским летописям Белые Си (Бай Си) и Дидоуюй (татабы).
Таким образом, можно утверждать, что кимаки переселись из восточной Монголии в конце IX-X веках. Кимаки являются частью племени Кумоси (Кумохи). Как известно, племя Кумохи (Кумоси) возникло из смешения двух народов: тюркоязычных Хунну и монголоязычных Сяньби. На основе этого смешения возникло владение Юйвэнь, потомки которого потом составили народ Кумоси (Кумохи). Именно из этого народа выделилась отдельная часть, ушедшая на Иртыш.
Как отмечал ал-Идриси [30], царь кимаков был одним из сильнейших монархов по мощи. Ал Идриси отмечал, что кимаки были многочисленным народом. Отмечалось, что среди них жили огнепоклонники и манихеи (иранская религия, которую исповедовали в Уйгурском каганате). Также отмечалось, что кимаки живут среди густых лесов и ведут кочевой образ жизни. От города Тараза до ставки кимакского хана 81 день пути через пустыни и земли, принадлежащие карлукам.
Ал Идриси отмечает, что страна кимаков большая, а земли там плодородные и возделываемые. Согласно его сведениям, кимаки на юге граничат с уйгурами, которые живут в Восточном Туркестане и карлуками, а на востоке «с морем Мрака». Климат у Ал Идриси описан хорошо. Согласно его словам, в Кимакском каганате часто встречаются сильные ветра и дожди, причем в горах снег лежит и зимой и летом.
Ал Идриси упоминал 16 кимакских городов, называя следующие города: город царя, именуемый Хаканом (Хакан, в данном городе жил правитель Кимакского каганата), Бурах, Банджар, Мастанах, Наджа, Дахлан, Ханауш, Астур, Манан, Сисан.
В городе Астур есть посевы пщеницы и риса, а также железные рудники. В данном городе живут местные мастера, которые делают из железа «изделия необычайной красоты». Ал Идриси пишет, что город Астур лежит на реке Гамаш (Иртыш). Причем он отмечает, что жители Астура «храбры, решительны, осторожны, и сильно вооружены», они «самые смелые из тюрков духом, самые решительные, самые заботливые в охране границ и самые предприимчивые» [30]. Жители города Астур имеют у царя кимаков уважение, почет и обладают обширными богатствами.
Хакан – столица Кимакского каганата. Как отмечает ал Идриси, Хакан большой город, окруженный стеной, на входе в город есть железные ворота.
Царь кимаков живет в этом городе и имеет большую охрану и войско.
Другие тюркские каганы не воюют с кимаками, так как боятся войны со столь могущественным соперником.
У кимаков выделяется отдельная правящая династия, из которой происходят их каганы. Каганы носят золотую одежду и золотую корону, появляясь перед поддаными 1 раз в квартал. Кимакские аристократы носят одежду из желтого и красного шелка.
Ал Идриси отмечает, что жители Хакана не знают ни нужды, ни забот. Также отмечается, что кимакские женщины «красивы» и «выносливее мужчин и более предприимчивы в добывании необходимого в силу их энергичной натуры и горделивого характера».
Ал Идриси отмечает, что кимаки исповедовали некую «сабейскую религию», поклонялись «солнцу и ангелам».
Как известно, Сабеи – это население южного Йемена, которое было языческим. Таким образом, можно предположить, что кимаки были язычниками.
Город Мастанах находился в четырех днях пути по суше на север от Хакана. Он также находился вдоль реки Иртыш, как и город Хакан. Мастанах был старой столицей Кимакского кагана.
Как отмечает Ал Идриси, если смотреть по реке Иртыш, выше всех городов по течению находится Кимакский город Астур, потом кимакский город Сисан, а ниже всех Мастанах.
Возле города Хакан находится город Фавараг, возле Астура – город Наджа, который располагается на «неприступной горе». Этой горой видимо является одна из Алтайских гор. Как писал Ал Идриси: «Там находятся богатства и склады царя, охраняемые сторожами и хранителями, поставленными царем» [30]. Ал Идриси отмечает, что в Кимакском государстве есть большие залежи золота.
В Кимакском каганате было много городов, развалины которых находятся в Казахстане и Южной Сибири. Предположительно, кимакские захоронения находят в курганах, где, либо лежат их останки, либо останков нет из-за кремации.
В плане хозяйства помимо земледелия у кимаков было распространено разведение верблюдов и лошадей. В кулинарном плане стоит отметить следующие пищевые пристрастия кимаков. Как писал Ал Идриси: «Все тюрки едят мясо лошади и предпочитают его остальному мясу - говядине, баранине и другому. Они питаются рисом, мясом и рыбой, а вина у них мало. Молока, масла, меда, рыбы много у них».
Также Ал Идриси упоминает чеканку в Кимакском каганате медных монет.
Спустя некоторое время стоит отметить: кимаки начали экспансию на Запад. Как отмечали арабские авторы Ибн Хаукаль и ал-Истахри, истоки некой реки Атил начинаются в земле кыргызов. Потом Атил протекает между двумя народами: огузами и кимаками. Таким образом река Атил является пограничной рекой между владениями огузов и кимаков. Реку Атил обычно ассоциируют с рекой Итиль (Волга), но здесь необходима более точная аргументация, так как истоки Волги не находятся в землях кыргызов.
Ибн Хаукаль (арабский географ Х века) нарисовал карту, показывающую общие кимакские и огузские пастбища к северу от Аральского моря. Эти сведения подтверждает и Ал Масуди, который пишет о том, что совместные кочевки кипчаков и огузов находятся вдоль реки Имба (Эмба).
Аль Бируни писал в своих трудах, что огузы вместе с кимаками пасут скот в кимакской стране. Также необходимо отметить, что на Западе кимаки и кыпчаки дошли до башкир в Х веке.
Арабские географы следующим образом описывали путь в государство кимаков:
«Что касается пути к кимакам, то из Фараба (Отрар, Южно-Казахстанская область) идут в Янгикент (Жанкент – Кызыл-Ординская область), на пути из Янгикента в страну кимаков встречают реку, переправляются через нее и приходят в пески; тюрки называют это место Уюкман. Дальше приходят к реке Сокук; после переправы через нее начинаются солончаки. Дальше приходят к горе Кендир-тагы. [Путешественник] идет все по берегу той же реки, среди зелени, травы и деревьев, до истока реки; гора высока. После этого поднимаются на гору по узкой тропинке. От горы Кендир-тагы (видимо район Улытау, где протекает река Кенгир) приходят к реке Асус (возможно Аксу); по этой дороге в течение пяти дней на людей совсем не падает свет солнца вследствие тени деревьев, до самого берега реки Асус. Вода в реке черная; она течет с востока и доходит до ворот Табаристана (Здесь видимо ошибка и спутан Асус с Амударьей, которую называли в древности Оксус, Окс). После этого приходят к реке Иртыш, где начинается страна кимаков. По обеим сторонам реки пасутся дикие кони; иногда можно видеть в одном месте тысячу или две тысячи их; они происходят от одичавших царских коней; они продолжают размножаться. Этих лошадей нельзя поймать иначе, как арканом; поймав их, садятся на них и укрощают их; они поддаются укрощению и привыкают к людям. Иртыш – большая река, так что если кто-нибудь встанет на этом берегу реки, то с другого берега его нельзя узнать из-за огромного расстояния. Вода реки черная. Переправившись через реку Иртыш, приходят к шатрам кимаков. Низких строений у них нет; все живут в лесах, ущельях и степях, все владеют стадами коров и баранов; верблюдов у них нет; если какой-нибудь купец приводит сюда верблюда, он не живет здесь и года: как только верблюд поест этой травы, он околевает. У них нет соли; если кто-нибудь приносит сюда один ман соли, он берет за это мех горностая. Летом они питаются кобыльим молоком, которое у них называется кумысом; на зиму они заготовляют сушеное мясо, баранье, лошадиное или коровье, каждый по мере своих средств. В этой стране выпадает много снега; бывает, что толщина снежного покрова в степи достигает высоты копья. Зимой они уводят лошадей в отдаленное место; под землей у них есть водоемы, сделанные из дерева, на зимнее время; когда выпадает много снега, их лошади пьют в зимние месяцы эту воду, так как снег не позволяет им дойти до водопоя. Предметы охоты кимаков – соболи и горностаи; их начальник носит титул Бамал-Пейгу (или Ямал-йебгу)» [31].
После переселения Кимаки жили в Прииртышье, в Степном и Горном Алтае. На юге Кимаки граничили с карлуками, которые жили в Семиречье и Тарбагатае. На Востоке Кимаки граничили с Кыргызами, жившими в Минусинской котловине. На Юго-Западе Кимаки граничили с огузами. На Западе Кимаки граничили с башкуртами, печенегами и др. Таким образом, Кимаки занимали территорию Восточного, Северного и Центрального Казахстана.
Географ и историк ал-Якуби отмечает, что кимаки наряду с уйгурами, карлуками и огузами были главнейшими тюркскими народностями, имевшими свое государство.
Здесь необходимо отметить, что кимаки и наследовавшие им кыпчаки – единственные из всех тюркских народностей X-XIII веков продолжили тюркскую традицию установки «балбалов» (каменных изваяний, посвященных усопшим предкам).
1. История Казахстана в арабских источниках. Том II. Арабские географы и путешественники IX-XII вв. Алматы: Дайк-Пресс, 2010. с. 35.
2. История Казахстана с древнейших времен до наших дней в пяти томах. Алматы. Атамура. 2010. Том 1. С. 322.
3. История Казахстана с древнейших времен до наших дней в пяти томах. Алматы. Атамура. 2010. Том 1. С. 323.
4. Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. Легенда о «государстве пресвитера Иоанна» Москва. Ди-Дик. 1993. С. 404
5. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. Алматы. Гылым, 1995. С. 104-107.
6. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. Алматы. Гылым, 1995. С. 108.
7. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана Алматы. Гылым, 1995. С. 29.
8. Minorsky V. Tamim ibn Bahr's journey to the Uyghurs. — BSOAS, 1948, vol. XII. pt 2, p. 300.
9. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана Алматы. Гылым, 1995. С. 107.
10. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана Алматы. Гылым, 1995. С. 152.
11. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана Алматы. Гылым, 1995. С. 110.
12. Новое известие о средневековых тюрках // Известия АН ТуркмССР. Серия общественных наук, № 6. 1965.
http://www.vostlit.info/Texts/rus17/Schebangarai/text2.phtml?id=12992
13. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана Алматы. Гылым, 1995. С. 116.
14. Зуев Ю.А. Ранние тюрки: очерки истории и идеологии. Алматы: Дайк-пресс, 2002. С. 110-135.
15. Пилипчук Я.В. Кімаки, кай та куни: тюрки чи протомонголи // Цирендоржиївські читання 2012 (V): Тибетська цивілізація та кочові народи Євразії: кросскультурні контакти. К.: Поліграфіст, 2012. С. 171-182.
16. Бичурин Н.Я. (Иакинф) Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена// Том I. Москва-Ленинград: 1950. С. 374.
17. Бичурин Н.Я. (Иакинф) Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена// Том I. Москва-Ленинград: 1950. С. 370.
18. Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи древней Евразии. Серия: Исторические исследования Санкт-Петербург Филологический факультет СПбГУ 2005. С. 140.
19. Кляшторный С.Г., Савинов Д.Г. Степные империи древней Евразии. Серия: Исторические исследования Санкт-Петербург Филологический факультет СПбГУ 2005. С. 142.
20. Малявкин А.Г. Танские хроники о государствах Центральной Азии. Тексты и исследования. Новосибирск. Наука. 1989. С. 35.
21. Малявкин А.Г. Танские хроники о государствах Центральной Азии. Тексты и исследования. Новосибирск. Наука. 1989. C. 157.
22. Малявкин А.Г. Танские хроники о государствах Центральной Азии. Тексты и исследования. Новосибирск. Наука. 1989. C. 121-122.
23. Гумилев Л.Н. История народа хунну. Том II. Москва. Ди-Дик. 1998. С. 182.
24. Ахинжанов С.М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. Алматы. Гылым, 1995. С. 121.
25. Бичурин Н.Я. (Иакинф) Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена// Том II. Москва-Ленинград: 1950. С. 72.
26. Гумилев Л.Н. История народа хунну. Том II. Москва. Ди-Дик. 1998. С. 42.
27. Викторова Л.Л. Монголы. Происхождение народа и истоки культуры. Москва. Наука. 1980. С. 192.
28. Викторова Л.Л. Монголы. Происхождение народа и истоки культуры. Москва. Наука. 1980. С. 5.
29. Бернштам А.Н. Очерк истории гуннов. Ленинград. Издательство Ленинградского государственного университета. 1951. С. 122.
30. Сообщение ал-Идриси (XII в.) о странах кимаков и карлуков // Казахстан в эпоху феодализма (Проблемы этнополитической истории). Алма-Ата. Наука. 1981.
http://www.vostlit.info/Texts/rus17/Idrisi_2/text1.htm
31. Извлечение из сочинения Гардизи "Зайн ал-ахбар". Приложение к "Отчету о поездке в Среднюю Азию с научною целью. 1893-1894 гг." // Академик В. В. Бартольд. Сочинения, Том VIII. Работы по источниковедению. М. Наука. 1973. http://www.vostlit.info/Texts/rus7/Gardizi/frametext_1.htm
Жаксылык Сабитов