Начало периода падает на V тыс. до н. э. Это время расцвета техники в обработке камня. Происходит все большая специализация в производстве орудий труда. Наряду с совершенствованием техники отжимной ретуши появились новые технологические приемы обработки камня: шлифование, сверление, пиление: использовались все труднообрабатываемые породы камня, изготавливались каменные топоры, мотыги, зернотерки, ступки, песты.
Важнейшей чертой эпохи является зарождение скотоводства и земледелия так называемого производящего хозяйства, пришедшего на смену присвоению готовых продуктов природы, — собирательству и охоте. Возникновение новых видов хозяйства имело огромное значение для развития человеческого общества, расширило область трудовой деятельности человека и в то же время качественно изменило характер. Вся дальнейшая многотысячная история экономической деятельности человека есть в значительной степени история развития, совершенствования двух этих форм хозяйства. Уровень развития производительных сил, достигнутый первобытным населением в эпоху неолита, обусловил появление и других культурно-бытовых новшеств. У древнего населения Казахстана возникают зачатки горного дела и ткачества, ему известна уже керамическая посуда.
В социальном отношении эпоха неолита была временем родовых общин, господства коллективного труда и общей собственности на средства производства. Вместе с тем это было время более высоких форм организации общества: образования племен или племенных объединений. Племена состояли из нескольких (большего или меньшего числа) родовых общин, объединенных кровнородственными узами и однородным характером хозяйства.
В настоящее время на территории Казахстана известно свыше 500 неолитических и энеолитических памятников, однако абсолютное большинство исследовано выборочно. Неолитические стоянки по характеру расположения на местности делятся на четыре типа: родниковые, речные, озерные и пещерные. Как правило, на стоянках речного и озерного типов содержится значительное количество находок, что свидетельствует о постоянном или продолжительном пребывании здесь человека. Основной инвентарь таких стоянок — ножевидные пластины и изделия на них.
Наиболее распространены на территории Казахстана родниковые стойбища, чаще всего временные, сезонные местопребывания бродячих охотников. Одна из особенностей неолитических памятников — пустынно-степного Казахстана в том, что большая их часть — стоянки открытого (наземного) типа. На всех стоянках найдены каменные орудия из местных материалов: наконечники стрел и копий, топоры, долота, ножи, скребки. Разнообразие сырья способствовало развитию разных технических приемов его обработки и их совершенствованию. Неолитические памятники Казахстана образуют несколько территориальных групп, возможно соответствующих районам обитания родственных племен, близких друг к другу по культуре.
Неолитическая стоянка в пещере Караунгур находится на правом берегу одноименной реки, в 1,5 км к северу от с. Караунгур, Тюлькубасского района Южно-Казахстанской области, или в 43 км к северо-востоку от г. Шымкента. Сама пещера находится на высоте 7 м от русла реки. Ширина у входа 20—25 м, высота около 2—16 м. Пещера состоит из двух залов: передний, длиной 20 м, и дальний — 9 м. В процессе раскопок 1959 г. X. А. Алпысбаев получил довольно большую коллекцию культурно-бытовых остатков (каменные и костяные изделия, керамика, кости животных т. д.) древнейших обитателей пещеры.
Объектом охоты были куланы, медведи, олени, джейраны, косули, кабаны, лошади, волки, быки, кеклики, фазаны, черепахи. Об этом свидетельствуют костные остатки, обнаруженные в пещере.
В Западном Казахстане выделяется лишь один вариант кельтеминарской культуры — западно-казахстанский — предложенный еще С. П. Толстовым. Датируется кельтеминарская культура концом IV — началом II тыс. до н. э. и охватывает значительную территорию Казахстана и Средней Азии. Каменная индустрия характеризуется заготовками в виде пластин средних размеров и микропластин, обломков пластин и отщепов. В качестве примера можно привести неолитические стоянки и местонахождения, обнаруженные в 1989—1990 гг. в Атырауской области: Шатпаколь, Кульсары I—V, Шандыаул, Кыз-Емшек, Кайнар, Жылан-Кабак, Койкара, Сарыкамыс, Шаянды и др.
Местонахождение Шатпаколь находится в 12 км к северу от с. Шокпартогай Эмбинского района. Каменные изделия — ножевидные пластины, отщепы, фрагменты керамики — обнаружены на небольшом склоне у родника. Стоянки Кульсары 1—5 находятся вокруг пгт Кульсары. Почти все они разрушены в результате строительства дорог и прокладки газопровода. Среди множества индустрии выделены ножевидные пластины как с ретушью, так и без них, скребки на отщепах и пластинах, резцы, черешковые наконечники стрел двусторонней обработки, анкоши — орудия с боковыми выемками, нуклевидные сколы и призматические нуклеусы. Большинство фрагментов керамики без орнамента, только некоторые имеют вдавленные горизонтальные линии, от которых идут вниз прямые или вертикальные линии.
Шандыаул находится в 22 км. на северо-восток от пгт Кульсары. Каменные изделия выявлены недалеко от современного кладбища с. Аккизтогай. Среди них скребки на пластинках, двухконцевые скребки, отщепы и керамика.
Местонахождение Кыз-Емшек обнаружено недалеко от горы Иман-Кара, в 37 км к юго-юго-востоку от железнодорожной станции Жантерек. На вершине горы подобраны нуклеусы призматического характера, ножевидные пластины с ретушью по граням со стороны спинки и фрагменты керамики. Подобные артефакты выявлены у высокого обрыва р. Кайнар.
Для местонахождений Жылан-Кабак и Койкара характерно наличие фрагментов керамики с орнаментом «елочка» и мелкой «гребенкой». Каменный инвентарь идентичен индустриям вышеназванных стоянок.
Стоянки Сарыкамыс и Шаянды обнаружены на дюнах в 3-4 км на юг от с. Сарыкамыс Эмбинского района Атырауской области. Здесь собрано большое количество ножевидных пластин без следов утилизации; несколько пластин с ретушью со стороны спинки, орудия с выемкой на пластинах и отщепы. На фрагментах керамики орнамент в виде косых насечек, вдавленных в сосуд, горизонтальные линии и геометрические фигуры в виде треугольников. Окрашенная керамика отсутствует.
Находки, относящиеся к неолитическому времени, выявлены в районе заброшенного с. Сатчы-Кыз на второй надпойменной террасе правого берега р. Кызыл-Су, в 2-2,5 км от с. Белокаменки Семипалатинской области. В данном месте террасу прорезают выходы кремнистого сланца и кварца. Стоянка Кызыл-Су находится на возвышенном участке, внизу которого находится маленький родник. Рядом, перпендикулярно к пойме реки, проходит глубокий овраг, на дне которого была обнаружена треугольная пластина с ретушью по боковым краям и отщеп из темно-кремнистой породы, что и послужило толчком к обнаружению стоянки. Каменные изделия (а их более 100) собраны на поверхности. Площадь распространения находок 30 х 30 м. В двух местах был заложен шурф, размером 1 х 0,5 м. В шурфе наблюдалась следующая стратиграфия: дерн, мощностью 0,05 м; серо-желтая супесь с мелкой щебенкой, мощностью галечник с мелкими валунчиками и крупнозернистый песок. Коллекцию подъемного материала составляют нуклеусы, наконечники стрел, скребки, ножевидные пластины, микролиты и отходы производства. Нуклеусы призматического скалывания, аморфные, небольшого размера. Присутствуют необработанные заготовки нуклеусов. Большее число орудий составляют концевые скребки на пластинах с овальным рабочим краем. У некоторых ретушированы боковые стороны. Имеются скребки высокой формы. Наконечники стрел двусторонней обработки, небольшие. Встречены и заготовки наконечников. Некоторые изделия представлены пластинками с притуплённым краем, которые обработаны с двух или одной из сторон и невелики по размерам. Изделия в основном из яшмы, халцедона, опала.
На территории Казахстана обнаружено пока несколько неолитических погребений, в основном в Северном Казахстане. Ни одно из захоронений не имеет внешних признаков на поверхности. Во всех могилах вместе с костями лежали наконечники стрел, что указывает не только на то, что наши предки занимались охотой, но и на то, что они вступали в частые военные конфликты. В погребениях мало керамики, а в некоторых ее нет вовсе.
Тесные культурно-хозяйственные связи, существовавшие в пределах охотников и рыболовов, ярко отразились в археологических материалах. Наиболее четко они могут быть прослежены с племенами кельтеминарской культуры, или кельтеминарской культурной общности, обитавшими в северных областях Средней Азии. Рельефнее всего проступают у племен Южного и особенно Западного Казахстана. Цепочки древних контактов уходят и далеко на север и северо-запад в Приуралье и Западную Сибирь, проявляясь в особенностях форм кремневых орудий и в типах орнаментированной глиняной посуды. Культура племен Северного и Восточного Казахстана, обнаруживая признаки сходства с культурой населения Средней Азии, в то же время была более близка к алтайским и байкальским племенам новокаменного века. Сохраняя специфику и своеобразие культурных традиций, неолитические племена Казахстана развивались, таким образом, в тесном взаимодействии именами соседних регионов и областей
1. Алпысбаев X. А. Индустрия Олдувая, Магадевиана и их связь с каратаускими изделиями // Поиски и раскопки в Казахстане. 1972. С. 47—56 (наказ. яз).
2. Movius H. I. Early man and pleistocene stratigraphy in Southern and Eastern Asia Papers of the Peabody Museum of Am. archaeol. and ethnol. Cambridge, Mass., 1944. Vol. XIV. No. 3. 284 p.
3. Алпысбаев X. А. Значение палеолита для расчленения антропогеновых отложений // Культура древних скотоводов и земледельцев Казахстана. Алма-Ата. 1969. С. 119.
4. Медоев А. Г. Об истоках древнего палеолита Сары-Арки // Изв. АН Каз. ССР. Сер. общ. наук. 1965. Вып. 4. С. 77; Он же. Каменный век Сары-Арки в свете новейших исследований // Изв. АН Каз. ССР. Сер. общ. наук, 1964. Вып. 6. С. 92.
5. Медоев А. Г. Геохронология палеолита Казахстана. Алма-Ата, 1982.
6. Таймагамбетов Ж. К.. Нуркабаев М. С. Исследования на Мангышлаке // Археологические открытия. 1985 г. М., 1987. С. 581; Таймагамбетов Ж. К. Проблемы палеолита Западного Казахстана // Тезисы докл. Всесоюзн. арх. конф. «Задачи советской археологии в решений XXVII съезда КПСС). М.. 1987. С. 244—245.
7. Черников С. С. Находка палеолитических стоянок в Восточном Казахстане // Вестник АН КазССР. 1951. № 12. С. 63—70.
8. Костенко Н. И., Алпысбаев X. А. Палеолит в районе Турланского перевала хребта Каратау // Вестник АН КазССР, 1966. М. 8. С. 67; Алпысбаев X. А. Находки памятников каменного века в хребте Каратау // Труды ИИАЭ АН КазССР, 1962. Т. 14. С. 20; Черников С.С. Находки палеолитических стоянок в Восточном Казахстане // Вестник АН КазССР, № 12. С. 63—70; Таймагамбетов Ж. К. Стоянка эпохи каменного века в зоне Шульбинской ГЭС // Проблемы археологии и этнографии Сибири. Иркутск, 1982. С. 27—29; Клапчук М. И. К вопросу об археологических культурах Центрального Казахстана в верхнем плейстоцене // Культура древних скотоводов и земледельцев Казахстана. Алма-Ата. 1969. С. 121—135; Медоев А. Г. Геохронология палеолита Казахстана. Алма-Ата. 1982.
9. Алпысбаев X. А. Неолитическая стоянка в пещере Караунгур // Изв. АН КазССР. Сер. обществ. наук. 1969. № 2. С. 85—87.
10. Макарова Л. А. Териофауна пещеры Караунгур // Археологические исследования в Казахстане. Алма-Ата. 1973. С. 146—155.
11.Самашев 3. С., Таймагамбетов Ж. К. и др. Отчет Западно-Казахстанской археологической экспедиции за 1989 г. // Архив Института археологии им. А. X. Маргулана НАН РК.
© Институт истории и этнологии им.Ч.Ч. Валиханова КН МОН РК, 2013
Не допускается использование материалов на других веб-ресурсах без согласия авторского коллектива