Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Следуя урокам Ибрая Алтынсарина…

11388
Следуя урокам Ибрая Алтынсарина… - e-history.kz

20 октября (1 ноября) 2021 года исполняется 180 лет со дня рождения Ибрая Алтынсарина, который вошел в историю Казахстанской общественной мысли и литературы как великолепный и талантливый педагог-просветитель, этнограф, фольклорист, писатель, поэт, ученый. И. Алтынсарин обогатил своей деятельностью культуру казахского народа, оставил в наследие будущему поколению Казахстана множество замечательных трудов.


 

«Надо давать хорошее образование,

учить, как попало, нельзя»

И. Алтынсарин

 


Каждый из нас помнит знаменитые строки из его стихотворения «Кел, балалар, оқылық», призывающие к знаниям:

 

Кел, балалар, оқылық,

Оқығанды көңілге

Ықыласпен тоқылық.

 

Оқысаңыз, балалар,

Шамнан шырақ жағылар,

Тілегенің алдыңнан

Іздемей-ақ табылар.

 

Именно эти строки написал великий просветитель в честь открытия первой народной светской школы в январе 1864 года. Ибрай Алтынсарин посвятил всю свою жизнь просвещению родного народа; его по праву можно назвать «первым учителем» казахского народа. И это не случайно. Благодаря своему упорному труду, вопреки требованиям царской администрации и игнорируя старые феодальные традиции, И. Алтынсарин открыл много школ в казахской степи, обучал казахских юношей и девушек и призывал их к общественной жизни. И. Алтынсарин писал: «…Как голодный волк за барана, взялся я горячо за обучение детей...Стараюсь всеми силами, чтобы подействовать еще и на их нравственность, чтобы они впоследствии не были взяточниками». Алтынсарин писал о нравственности не случайно, ведь воспитание детей в его школе строилось на гуманистических принципах. Опираясь на идеи Белинского, который говорил, что основной задачей в воспитании молодежи является формирование «…Человека, который мог бы…, не переставая быть Человеком», казахский просветитель считал, что воспитание молодежи в духе человечности является главной задачей школы.

«Идея гуманизма, где признаётся ценность человека, - вот основа деятельности педагога сегодня! Только учитель может научить ребёнка восхищаться и любоваться родным краем, только он научит чувствовать боль и радость родной природы, и именно он научит любить родной край, Родину, Казахстан так, чтобы эта любовь осталась в сердце на всю жизнь!» - так говорил И. Алтынсарин, стремясь привить подрастающему поколению казахов чувство любви к родине. Именно к этой теме он неоднократно обращается в своем творчестве: «Қара батыр», «Каракылпаш», «Жәнібек батыр» - в этих произведениях автор поднимает вопросы патриотизма, честности и человечности.

Нельзя не согласиться с мнением И. Алтынсарина, что педагогика – это великий труд. Для Алтынсарина учительская должность «не служба, а Богом данное призвание». «…Во все времена ходили учителя в рубище. Высокую душу для этого следует иметь, способную отдать свою пламень другим людям, ничего не требуя взамен.», - писал первый учитель казахской степи о высокой духовной морали педагога. Он каждый раз отмечал, что методы преподавания должны иметь систему и смысл, советовал учителям использовать упражнения, которые могли бы способствовать обучению по принципу «от простого к сложному», а также преподносить материал в интересной для ученика форме. «Для народных школ учителя составляют все: с ними не могут сравниться ни прекраснейшие педагогические руководства, ни благороднейшие правительственные распоряжения, ни тщательный инспекторский надзор», - так утверждал Алтынсарин.

С большой уверенностью можно сказать, что идеи И. Алтынсарина в области педагогики по сей день остаются актуальными и современными, поскольку она направлены в большей степени на то, чтобы сделать человека благородным и показать, насколько связь с обществом и миром важна для него. «… обучение казахских мальчиков опрятности, чистоте и преимуществам оседлой жизни имеет само по себе воспитательное значение в казахской степи», - так размышлял великий педагог-просветитель об организации воспитательной работы в соответствии с требованиями общества.

На протяжении всей жизни И. Алтынсарин изучал труды классиков русской и западноевропейской литературы. Обучая казахских детей, он прививал им любовь к народному творчеству, народной культуре, народным традициям. Однако, при этом традиционную культуру он дополнял идеями русских и европейских классиков, таких как А. С. Пушкин, Шекспир, Гёте, Байрон, и многих других. Именно эта идея Алтынсарина способствовала приобщению казахского народа к передовой демократической культуре. Он призывал к двуязычию, восприятию культуры другого народа через изучение его языка. В настоящее время одним из главных направлений в образовании является билингвизм, полиязычие, межкультурные коммуникации. Вместе с открытием школ Алтынсарин старался обогатить библиотеки, которые «смогли бы … удовлетворить потребности грамотной части киргизского народа, занимающейся чтением и самообучением». Он, словно, жил идеями будущего, предвидел, что главной целью образования станет готовность личности ребенка к самоопределению и самореализации.

Ибрай Алтынсарин мечтал видеть свой народ образованным. Он говорил: «Я не отступлюсь от коренных мыслей, убеждения быть полезным народу, даже если это будет стоить мне жизни».

В настоящее время система образования в Республике Казахстан претерпевает кардинальные изменения: активно исследуются и внедряются новые методы обучения, интенсивно проводится цифровизация образовательных процессов. Однако, при этом не следует забывать об идее нравственного просвещения подрастающего поколения, претворению которой Ибрай Алтынсарин посвятил свою жизнь.

В сфере высшего образования данная идея также не утратила своей актуальности. Именно поэтому один из ведущих национальных университетов в Республике Казахстан – Казахский национальный университет им. Аль-Фараби – наравне с предоставлением образовательных услуг уделяет большое значение воспитанию студенчества в духе преданности Родине на примерах истории и культуры наших предков. Важной особенностью является то, что, следуя мировым тенденциям в развитии высшего образования, Казахский национальный университет имени Аль-Фараби, продолжает сохранять культурное наследие нашей страны и возрождает память о прошлом для будущих поколений.

Здесь стоит отметить заслугу профессорско-преподавательского состава, члены которого обладая, большим научным, исследовательским, педагогическим и методическим опытом, воплощают в жизнь идеи великого педагога-просветителя Ибрая Алтынсарина. Среди преподавателей университета есть обладатели званий «Заслуженный деятель науки и образования Республики Казахстан», «Выдающийся ученый», «Почетный работник образования Республики Казахстан», авторы учебников, ставших основой для обучения во многих областях. Все они внесли значительный вклад в становление и развитие педагогической науки в нашей стране. География научного сотрудничества профессорско-преподавательского состава Казахского национального университета имени Аль-Фараби простирается далеко за пределы Республики Казахстан, ведь КазНУ стремится к развитию как на национальном, так и на международном уровне. Как сказал Нурсултан Назарбаев: «КазНУ – это форпост образования и науки нового поколения Казахстана».

 

О.В. Молотовская,

магистрант 2 курса филологического факультета специальности «Два иностранных языка»; КазНУ им. Аль-Фараби,

А.З. Кайбулдаева,

магистр гуманитарных наук кафедры общего языкознания и европейских языков КазНУ им. Аль-Фараби

Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?