У каждой страны есть собственный путь формирования и история. Все они пережили процесс создания и формирования государства. Например, США, Франция, как и подобает цивилизованному обществу, создали «Институт президентской власти», тем самым создав политическую модернизацию. Давайте рассмотрим вопрос, когда создан «Институт президентской власти» в нашей стране и оснащен ли он в соответствии с современными условиями, как он развивается?
В период становления независимости нашего государства, необходимым было создание и развитие формирования новой системы управления государства, соответствующей требованиям времени, течению эпохи. Именно в этом направлении перед политической элитой Казахстана стоит задача в решении этого сложного вопроса.
От результатов демократических перестроек, политических новшеств нашей страны, которые начались 20 лет назад, зависит будущее государства.
И мы не ошибемся, предположив, что первым шагом, принятым в этом направлении является принятие решения о внедрении Службы Президента 24 апреля 1990 года.
В 90-х годах ХХ века с внедрением глобальных процессов одним из новшеств имевших место в мировом обществе, стало обострение внутренней структуры союза советских социалистических республик (СССР), которое ускорило масштабные изменения во всем мире. Привычная точка зрения, т.е. общий облик граждан СССР ставшая легендой, способность людей к жизни, свободное течение демократического строя и рыночной экономики, независимость средств массовой информации и выборочность власти стала формироваться во всех отраслях жизни.
К середине 90-х годов началась перестройка в общественной жизни, внедрялись новые изменения во всех отраслях народного хозяйства. Первый Президент Назарбаев Н.А. вместе с интеллигенцией Казахстана принял и реализовал эти новые изменения. Так начался новый период в истории Казахстана.
В этой связи Глава государства отметил: «Национальные государственные особенности стратегии развития, своеобразный характер политической истории и культуры, стереотипы советской системы, этнические традиции, с учетом цивилизованного культурного пространства должны определить мы сами», это побуждает чувство в сознании каждого гражданина относительно судьбы, будущего страны.
Начался переходный период распада СССР и открылась новая страница в истории современного Казахстана.
Таким образом, для суверенного Казахстана переход от ига тоталитаризма к демократическому общественному строю является основной задачей. Итак, основа новшества Казахстана – независимость и суверенитет.
Утверждать, что демократические реформы являются основным стержнем модернизации общественного строя не беспочвенны. Особенности изменений в стране осуществлены не путем переворота, а мирным, эволюционным путем.
В свое время, в 1991 году Президент Назарбаев Н.А. отметил «Наша задача – найти свой путь, максимально учитывающий интересы и особенности многонационального народа нашей республики, с учетом опыта человечества», безусловно, это явилось решающей ролью в избрании пути развития Казахстана.
Это явно выражено в избирательной компании Верховного Совета Казахской ССР 12 созыва 25 марта 1990 года. На выборах Верховного Совета наблюдалась высокая конкуренция, которая раньше не замечалась. 24 апреля 1990 года на первой сессии депутатов после долгих диспутов, благодаря поддержке подавляющего большинства депутатов, был принят закон Казахской ССР «О назначении деятельности Президента Казахской ССР и внесение изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР». 24 апреля 1990 года после принятия закона Верховным Советом, из 335 депутатов, участвовавших в тайном голосовании на президентских выборах 317 поддержали Назарбаева Н.А., 18 депутатов проголосовали против. В результате Назарбаев Н.А. избран Первым Президентом Казахстана.
На эту высокую должность 21 пленум Центрального Комитета Компартии Казахстана единогласно предложил кандидатуру Назарбаева Н.А.
Однако в это время говорить об институте президентства было еще рано. Тогда была внедрена Президентская деятельность и избран Верховный Совет Президента.
Следующим важным документом в определении статуса и полномочий Президента является Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР, принятая 25 октября 1990 года. В Декларации опубликовано первое разделение государственной власти. Законодательная власть принадлежит Верховному Совету, Президент – Глава государства и обладает верховной распорядительно-исполнительной властью.
16 декабря 1991 года на VI внеочередной сессии Верховного Совета был принят закон о выборах Президента Казахской ССР, президентские выборы были назначены на 1 декабря этого года. В соответствии с Законом изменился способ избрания Президента. Так, в декабре 1991 года впервые в истории тысячелетия казахского народа были проведены первые всенародные выборы лидера страны.
Подводя итоги, «Институт президентской власти» нашей страны прошел собственную эволюцию развития. Наряду с демократическими изменениями, соответствующими требованиям времени, наша страна, вступившая в цивилизованное общество, выбрала свой исторический путь.
Информация представлена Институтом истории государства КН МОН РК