Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Развивая культуру современного Казахстана

8257
Одним из главных достижений периода независимости является возрождение и дальнейшее развитие казахской культуры, а также культур и традиций этносов, населяющих Казахстан.

1990-2000-е годы стали, бесспорно, новым этапом в истории казахской культуры. Были возрождены древний праздник Наурыз и искусство музыкально-поэтической импровизации — айтыс. Для Казахстана в целом этот период также ознаменован формированием нового качества его многообразной культуры. В репертуаре музыкальных коллективов и на сценах театров казахстанская тематика стала главной. Прошли фестивали, посвященные юбилеям деятелей культуры, науки: Абая Кунанбаева, Курмангазы Сагырбайулы, Сакена Сейфуллина, Беимбета Майлина, Жамбыла Жабаева, Магжана Жумабаева и других. Политика государства в сфере культуры нашла отражение в таких трудах Президента Нурсултана Назарбаева, как «В потоке истории», «Стратегия создания и развития Казахстана как суверенного государства», «Будущее Казахстана – в идейном единстве общества» и других, в решениях Национального совета по государственной политике при Президенте Республики Казахстан (1993 г.) Развитие казахской культуры благоприятствует социально-культурному и нравственному возрождению общества в целом, а также развитию культур этносов, населяющих Казахстан, укреплению международных связей. В годы независимости были созданы десятки этнокультурных центров, творческих коллективов. Поступательный рост экономики позволил проводить реформы в социально-культурной сфере. Была разработана Государственная программа поддержки культуры, рассчитанная на 1998-2000 годы. 2000-й год был объявлен в стране Годом культуры. Увеличилось число театров — на тот момент в стране действовало два театра оперы и балета, 33 драмтеатра, четыре театра музыкальной комедии, столько же ТЮЗов, пять кукольных, 73 постоянных и 266 передвижных кинотеатров. В конце 2000-х в Казахстане насчитывалось 48 театров, 62 концертных организации, 3539 библиотек,154 государственных музея, 2259 учреждений клубного типа, восемь культурно-исторических заповедников-музеев, 42 парка отдыха и луна-парка, четыре зоопарка. В укреплении национального самосознания и в осмыслении современных процессов значительную роль сыграло посвящение отдельных лет важнейшим событиям и темам.Так, 1997 год был объявлен Годом памяти жертв репрессий,1998-й — Годом национального согласия и истории,1999-й — Годом преемственности поколений, 2000-й — Годом культуры, 2001-й — Годом независимости, 2002-й — Годом здоровья, 2003-2005 годы — Годами подъема села. В 2000-х годах в сфере культуры были достигнуты определенные результаты. Число действующих с 2001 года музеев в среднем за год увеличилось на 17 процентов. Вместе с растущим уровнем образования наблюдался спрос на библиографическую информацию.Это привело к росту пользователей библиотек в среднем на 2,3 процента с 2002 года, что, в свою очередь,породило необходимость технического обеспечения библиотек (46 процентов компьютеризированы). После кризиса и деградации в 1990-х годах многих библиотек постепенно началось возрождение библиотечного дела. При этом большая часть библиотек — 2900 (81 процент) — находилась в сельской местности. Каждый год на 20 процентов увеличивалось и количество клубных учреждений, в 2004 году их насчитывалось 2200, большая часть также располагалась в селах. В феврале 2001 года состоялось одно из значимых событий в культурной жизни страны — презентация проекта музыкального наследия Казахстана «Асыл мура». Цель проекта — систематизация, обработка и запись на цифровые носители национального музыкального наследия. Вторую жизнь обрели образцы народной, классической и современной музыки. Основной темой в произведениях писателей и поэтов стала история развития и расцвета казахского народа в конце ХХ и начале ХХI века. В 2000-х годах увидели свет ряд произведений Оразакына Аскара, Несипбека Айтулы, Алибека Аскарова и других мастеров пера. Значительным событием в культурной жизни страны стало появление романов Мухтара Магауина, Шерхана Муртазы, Жаксыбая Самрата. «Звезды» казахстанского классического искусства — скрипачка Айман Мусаходжаева, тенор Алибек Днишев, великолепные сопрано, оперные певицы Майра Мухамедкызы, Нуржамал Усенбаева и другие — стали широко известны не только отечественным, но и зарубежным ценителям классического искусства, регулярно выступая на крупнейших театральных подмостках мира. На отечественной сцене, наряду с признанными мэтрами, такими, как Бибигуль Тулегенова, Роза Багланова, Ермек Серкебаев, Роза Рымбаева, Майра Ильясова, Алтынбек Коразбаев, Макпал Жунусова и другие, удачно выступают молодые певцы Рамазан Стамгазиев, Мадина Садвакасова, Тохтар Сериков, Досымжан Танатаров… Заслуженную славу в стране и за ее пределами снискали творческие коллективы «Улытау», «МузАрт», ансамбль «Гульдер», дуэт «Нур-Мукасан» и другие. Организаторы международного фестиваля «Азия даусы» в 2003 году провели первый международный конкурс казахской песни «Астана –2003». В Казахстане ежегодно проводятся конкурсы, фестивали, посвященные творчеству молодых исполнителей, — «Шабыт», «Алтын Алма» и другие. Правительство Казахстана большое внимание уделяло пропаганде казахстанской культуры за рубежом. Например, воспитанники Алматинского хореографического училища продемонстрировали свой талант в США, Швейцарии, республикан­ский корейский музыкально-драматический театр принял участие в международном этническом фестивале в Республике Корея, в ряде стран прошли мероприятия, посвященные творчеству Абая… Казахстан подписал соглашения о сотрудничестве в сфере культуры с 49 странами ближнего и дальнего зарубежья. Значительными событиями в жизни страны стали встреча министров культуры стран-участниц ШОС, заседание Постоянного совета ТЮРКСОЙ. Все это свидетельствует о том, что за период независимости произошло реальное возрождение и дальнейшее развитие казахской национальной культуры и культуры народа Казахстана в целом.


Игорь Корнилов,

академик Академии истории и общественных наук РК


Опросы
Как вы оцениваете уровень преподавания истории в школах?