Если нация не знает своей истории, если страна теряет свою историю, то после нее они сами могут легко исчезнуть.
Миржакып Дулатов

Акценты экономического развития ЕАЭС

13304
Необходимость максимального использования преимуществ, которые открывает евразийская экономическая интеграция, требует обратить внимание на следующие проблемы и пути их решения.

Необходимость максимального использования преимуществ, которые открывает евразийская экономическая интеграция, требует обратить внимание на следующие проблемы и пути их решения.

1.  Первоочередное решение узловых вопросов, образующих в совокупности фундамент интеграции.

24 декабря 2013 года в Москве на заседании Высшего Евразийского экономического совета Глава государства подчеркнул, что «на текущем этапе было бы более полезным сконцентрироваться на скоординированной или согласованной политике, на формировании общего рынка в тех сферах, которые интересны всем участникам. В направлениях, где мы достигли уровня единой политики, например, торговая политика в отношении третьих стран, это должно, безусловно, сохраняться. Но в других сферах считаю излишним фиксировать всеобъемлющий характер применения понятий «единая политика» и «единый рынок» [1].

Ранее 24 октября 2013 года на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Минске Президент Казахстана ещё раз подчеркнул необходимость «сосредоточиться на завершении работы над уже достигнутыми договоренностями в сфере транспортировки нефти и газа, железнодорожных тарифов, электроэнергии» [2].

2.  Основные усилия стран ТС и ЕЭП направить на получение ближайшей основной отдачи от модернизации и повышения эффективности добычи и переработки природного сырья.

Нацелить на решение этой задачи значительную часть промышленности Беларуси, Казахстан и России. Одновременно модернизация добывающих отраслей, топливно-энергетического и химико-металлургического комплексов стимулирует развитие многих смежных отраслей, которые должны стать высокотехнологичными.

В своём приветствии участникам VIII Евразийского форума KAZENERGY Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подчеркнул: «Казахстан остается приверженцем взаимовыгодного международного сотрудничества в энергетической сфере. Одним из принципов дальнейшего развития страны является переход от добычи сырья к сотрудничеству в области переработки энергоресурсов и обмену новейшими технологиями» [3].

Очевидно, в ближайшей перспективе одной из ключевых задач Казахстана и России должна стать разработка совместной энергетической стратегии в рамках Евразийского экономического союза. Необходимо найти наиболее оптимальную и рациональную стратегию использования огромных запасов нефти и газа, а также угля и урана.

Выступая на этом же форуме, министр по вопросам энергетики и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии Даниал Ахметов подчеркнул важность повышения эффективности добычи сырья и внедрение новых технологий в этой сфере. Ключевым фактором также является развитие трубопроводного транспорта для расширения географии поставок – прежде всего в направлении юго-восточной Азии и Китая. Не менее важно – повышение качества государственного и корпоративного управления предприятиями нефтегазового сектора. По его словам, кооперация в нефтегазовой отрасли определит «роль  и место создаваемого Россией, Казахстаном и Беларусью интеграционного объединения в мировом энергетическом рынке».

Среди основных вызовов в этой сфере министр ЕЭК отметил развивающиеся в настоящее время альтернативные методы извлечения нефти и газа. «По оценкам экспертов, за последние пять лет добыча сланцевой нефти выросла с 8 миллионов в 2007 году до 100 миллионов в прошлом году (2012 году – прим. ред.), добыча сланцевого газа растет примерно такими же темпами. «Сланцевая революция»привела к кардинальным изменениям структуры мирового рынка: по прогнозам ученых, после 2020 года появится новая технология, которая включит в эксплуатацию месторождения Китая, Иордании и Монголии и в случае реализации данного сценария, неизбежно сокращение добычи в традиционных странах – экспортерах» [4], – сказал Д. Ахметов.

В соответствии с Договором о ЕАЭС формирование общего рынка нефти и нефтепродуктов и предоставления доступа к газотранспортной инфраструктуре будет осуществлено поэтапно к 2025 году на основе последовательной разработки концепции, программы и соответствующих соглашений.

3.  Развитие общей транспортной и коммуникационной инфраструктуры, соединяющей Европу и Азию, евроатлантический, азиатско-тихоокеанский и северо-американский экономические ареалы.

Необходимо транспортные и информационные коммуникации выстраивать не только в национальном масштабе или даже группы стран, но целиком, исходя из интересов и особенностей всего евразийского пространства. Н. А. Назарбаев подчёркивает: «В экономическом плане мы можем стать не просто мостом (это слишком утилитарно и узко), а конкурентным экономическим и коммуникативным пространством, соединяющим динамичные экономики Евросоюза, Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии» [5].

Следует формировать глобальные транспортно-логистические узлы, создавать транснациональные транспортно-экспедиционные корпорации с применением новейших логистических и информационных технологий, передовых международных стандартов, позволяющих существенно сокращать трансконтинентальные издержки.

По территории Казахстана, России и Беларуси уже прокладывается автомобильная магистраль «Западная Европа – Западный Китай», которая позволит сократить сроки поставок товаров на рынки указанных регионов в 3,5 раза.

В соответствии с Договором о ЕАЭС предоставление доступа автомобильным перевозчикам на внутренний рынок каждого из государств-членов будет осуществляться поэтапно. Подробнее этот момент будет отражен в Программе либерализации перевозок, которая будет разработана до 1 июля 2015 года. Либерализация намечена с 2016 по 2025 год. В частности, Казахстан предоставит доступ на внутренний рынок с 2025 года

В настоящее время экспертами трех стран в рамках работы по превращению единого таможенного пространства в единое экономическое определены мероприятия по созданию и развитию Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза. Заключено Соглашение об информационном взаимодействии в сфере статистики [6].

4.  Наращивание важнейшего конкурентного преимущества Казахстана, России и Беларуси – производства продовольствия.

В условиях растущего спроса на продовольствие в мире Н. А. Назарбаев считает: «В рамках ЕЭП и СНГ важно стремиться к формированию Евразийского продовольственного пула. Этот проект представляется важным не только с точки зрения обеспечения населения государств-участников производимыми в ЕЭП продуктами питания, но и создания благоприятных условий для экспорта продовольствия за пределы ЕЭП. Мы имеем возможность наладить координацию развития национальных агропромышленных комплексов, особенно зерновых отраслей, выработать основы общей конкурентной и экспортной политики на мировом рынке продовольствия, осуществлять согласованное использование национальной инфраструктурной сети для внешних поставок зерна» [7].

Аналогичные возможности имеются и в мясном производстве.

При подготовке Договора о ЕАЭС Казахстан добился договоренностей о разработке к 2016 году новой методики расчета господдержки в сельском хозяйстве, основанной на международных принципах. Это позволит усилить поддержку отечественных сельскохозяйственных производителей и уравнять её с той, которая оказывается в Беларуси и России.

Всё это в целом позволяет превратить евразийскую интеграцию в важный стимул развития сельского хозяйства стран-участниц; ведёт к сокращению издержек на транспортировку, хранение, реализацию сельскохозяйственной продукции и даёт возможность образовать новые рыночные институты в агропромышленной сфере (страховые, банковские, лизинговые, биржевые и т.д.)

В настоящее время уже одобрена Концепция согласованной агропромышленной политики государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства.

5.  Повышение нормы накопления и концентрация инвестиций на прорывных направлениях глобального экономического роста.

В последнее десятилетие, несмотря на кризис, в передовых странах расходы на освоение составляющих новый уклад технологий и масштаб их применения растут с темпом около 35 % в год.

По словам заместителя Премьер-Министра – министра индустрии и новых технологий Асета Исекешева, в Казахстане финансирование ГПФИИР со стороны госбюджета явно недостаточно. Если же взять целевые трансферты, строго ориентированные на диверсификацию, подобно программе «Производительность-2020», то их доля составит менее 5 процентов от госбюджета.

Как внутри каждой страны ТС и ЕЭП, так и в масштабе всего интеграционного проекта инвестиции в развитие производств нового технологического уклада необходимо увеличивать ежегодно не менее чем в 1,5 раза. Общая доля расходов на НИОКР в ВВП должна достигнуть 4%.

6.  Изменение позиции частного бизнеса в вопросе перехода на инновационный путь развития.

Пока основная масса предпринимателей не готова к изменениям качественного характера и переходу на новый формат ведения бизнеса.

В этом отношении вступление в ВТО является той необходимой шоковой терапией, без которой не обойтись для «перезагрузки». И здесь ТС и ЕЭП играют очень важную роль подготовительной площадки для плавного перехода к функционированию в условиях открытых международных рынков и единых торговых правил.

Целесообразно воспользоваться двумя направлениями. Во-первых, значительная часть проектов инновационного развития должна реализоваться государственными структурами и на государственные деньги, и лишь при выводе этих проектов на траекторию нового технологического развития возможна их передача частному сектору. И во-вторых, необходимо формирование стимулов для повышения инновационной активности самих предпринимателей (меры налоговой, таможенной и тарифной политики, нацеленных на стимулирование коммерциализации и внедрения в производство новых технологий и т.д.).

В условиях активизации интеграционных процессов в странах «тройки» важное значение приобретает более тесное взаимодействие бизнес-структур государств ТС и ЕЭП по развитию экспортного потенциала этих стран.

На протяжении всего процесса работы над проектом Договора о ЕАЭС государственные органы Казахстана активно сотрудничали и совместно рассматривали все положения с бизнес-сообществом в лице Национальной палаты предпринимателей, объединяющей более 800 тыс. предпринимателей. Палата официально внесла в правительство свыше 120 различных замечаний и предложений. Из них около 90%, то есть подавляющее большинство предложений бизнеса, стали официальной позицией казахстанской переговорной группы, которую в значительной мере удалось отстоять и вложить в итоговую редакцию договора.

7.  Создание общего финансового рынка трех стран, который обеспечит эффективное распределение капитала, позволит диверсифицировать риски, повысить конкуренцию на рынке финансовых услуг и снять барьеры по взаимному допуску.

Член Коллегии (Министр) по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимур Сулейменов отмечает: «Важно, чтобы интеграционные процессы протекали одновременно на товарных и финансовых рынках. Поскольку торговля между странами – членами ЕЭП набирает обороты, сейчас самое время работать в направлении интеграции финансовых рынков наших стран, расширяя взаимную торговлю финансовыми услугами в банковском, страховом секторе, на рынке ценных бумаг между странами – участницами ТС и ЕЭП» [8].

В частности, к 2020 году планируется завершить процессы гармонизации национальных законодательств в области финансовых услуг и обеспечить допуск на финансовые рынки сторон профессиональных участников – резидентов ЕЭП через процедуру взаимного признания лицензий в банковском, страховом секторах и на рынке ценных бумаг.

С этой целью подготовлено Соглашение о требованиях к осуществлению деятельности на финансовых рынках ЕЭП, которое сблизит подходы к регулированию деятельности в финансовой сфере. Кроме того, разработано Соглашение об обмене информацией между уполномоченными органами, что позволит надзорным органам обмениваться не только общедоступной, но и конфиденциальной информацией.

В соответствии с Договором о ЕАЭС по предложению казахстанской стороны в Алматы разместится наднациональный орган по регулированию финансового рынка, который обеспечит единый подход к регулированию участников интегрированного финансового рынка.

В настоящее время в Казахстане действуют 38 банков, из них 17 – с иностранным участием, 14 – являются дочками крупнейших банков мира.

Нацбанк РК в рамках интеграционных процессов активно сотрудничает с центральными банками стран ЕЭП. В целях координации курсовой политики с 2012 года действует Консультационный совет по валютной политике стран – участниц ЕЭП, в состав которого вошли руководители центральных банков. При этом основной круг рассматриваемых вопросов связан с осуществлением информационного обмена и взаимными консультациями по действиям центральных банков в денежно-кредитной сфере. На данном этапе более важным представляется формирование правильной оценки и понимания действий наших соседей на денежном, финансовом и валютном рынках [9].

15 ноября 2013 года в Алматы на Международной конференции, посвященной 20-летию национальной валюты страны – тенге, председатель Нацбанка РК Кайрат Келимбетов подчеркнул: «У Казахстана нет никаких обязательств по вопросам введения единой валюты, и они не вытекают из содержания и характера подписанных интеграционных документов. Более того, введение единой валюты – это длительный и сложный процесс, требующий согласования не только денежно-кредитных параметров, но и единой налогово-бюджетной политики. Пока о такой степени интеграции говорить еще рано. Так, ЕС шел к единой валюте, евро, почти 50 лет» [10].

Обеспечение конкурентоспособности отечественного финансового рынка в условиях открытия «финансовых границ» после вступления РК в ВТО и создания общего финансового рынка на территории стран ЕЭП требует скорейшего перехода на международные стандарты регулирования, что позволит укрепить капитальную базу финансовых организаций.

Для обеспечения стабильности и безопасности валютно-финансовой системы ЕЭП и далее ЕАЭС целесообразно существенно увеличить использование региональной валюты в международных расчетах. В этих целях на территории Союза, необходимо создание своей расчетно-платежной системы.

С целью определения ориентиров развития интеграционных процессов на перспективу и согласования долгосрочной политики стран в области развития финансовых рынков, выработки прозрачных правил игры Евразийская Экономическая Комиссия считает целесообразным приступить к разработке единой Стратегии развития финансового рынка в рамках ЕЭП [11].

8.  Развитие межстрановой экономической, прежде всего промышленной, кооперации и отраслевой интеграции.

Необходимы инновационно-инвестиционные проекты на основе углубления научно–технической промышленной кооперации и создания евразийских технологических платформ.

Препятствием здесь является то, что в постсоветских странах еще не созданы благоприятные экономические условия для выхода на новый уровень развития. Неразвитость обрабатывающей промышленности затрудняет формирование базиса для взаимного сотрудничества в целях интеграции этих отраслей.

В ближайшей перспективе речь должна идти о более масштабном технологическом альянсе стран – тесной производственной кооперации и выстраивании производственных цепочек, которые укрепят связи  предприятий. В частности, в топливно-энергетической, космической, атомной отраслях и аграрном секторе, медицины будущего.

Большое значение приобретает развитие прямых связей между предприятиями, осуществление общих отраслевых и межотраслевых программ и стимулирование субрегиональной кооперации.

В соответствии с Договором о ЕАЭС общий электро-энергетический рынок планируется сформировать к 2019 году путем интеграции национальных рынков электроэнергии Казахстана, России и Беларуси. Будут разработаны концепция (до 1 июля 2015 г.) и программа формирования общего электроэнергетического рынка (до 1 июля 2016 г.), которые предстоит утвердить Высшему экономическому совету на уровне глав государств. После утверждения концепции и программы государства-члены заключат международный договор о формировании общего электроэнергетического рынка.

«Учитывая сложность стоящей перед нами задачи, а также различия в моделях электроэнергетических рынков, в уровнях преобразований в энергетической отрасли, мы пришли к выводу о необходимости трехэтапного формирования общего электроэнергетического рынка», – сказал министр ЕЭК по вопросам энергетики и инфраструктуры Д. Ахметов в ходе VIII Евразийского Энергетического форума KAZENERGY [12].

По его словам, на первом этапе усилия ЕЭК будут направлены на расширение межгосударственной торговли электроэнергией, для чего стороны должны гармонизировать существующую нормативно-правовую базу взаимной торговли, технического регулирования, регламентов и стандартов, трансформировать структуры некоторых государственных вертикально интегрированных компаний в сфере электроэнергетики с разделением на конкурентные и монопольные виды деятельности, сформировать правовую базу для создания наднациональных структур управления.

На втором этапе будет открыт доступ на национальные оптовые электрические рынки участникам из других стран, что потребует гармонизации национальных законодательств, регулирующих сферу обращения электроэнергии, внесения соответствующих изменений, а также дальнейшую унификацию нормативно-правовой базы технического регулирования. Кроме того, на этом этапе должны быть сформированы структуры и механизмы управления общим рынком, такие как общая торговая площадка, организация, обеспечивающая управление функционированием общего рынка, в частности, это агентство по взаимодействию – регулятор, координатор – системный оператор, также предполагается создать ассоциацию операторов магистральных сетей.

На третьем этапе национальные электрические рынки предполагается интегрировать в общий электроэнергетический рынок, для чего должна быть завершена его нормативно-правовая база, организована биржевая торговля, создан клиринговый центр и другие органы управления. Кроме того, с целью управления межгосударственными магистральными сетями возможно создание оператора управления ими. По мнению Д. Ахметова, реализация задач всех этих этапов приведет к созданию конкурентоспособного и ликвидного общего электроэнергетического рынка. «По оценкам экспертов, это позволит закрыть потребности наших стран, понизить себестоимость и повысить эффективность использования наших энергетических мощностей приблизительно на 7 процентов», – уточнил министр ЕЭК.

«Мы повысим возможности экспорта нашей электроэнергии в третьи страны. Кроме того, Белоруссия получит возможность замещения выпавшей мощности Чернобыльской станции. Казахстан получит  уникальную возможность транзита электроэнергии, использования своих природных ресурсов. Кроме того, общеизвестно, что 48 % электроэнергии Российской Федерации базируется на газовых источниках, что при существующей тенденции удорожания газа дает потенциал использования других – негазовых – источников производства. Таким образом, на территории наших государств будет вовлечен новый товар, достаточно высокого качества, с огромным потенциалом экспорта в третьи страны», – подчеркнул он.

По словам Д. Ахметова, основные принципы общего электроэнергетического рынка трех государств уже сформированы, сейчас разрабатывается его модель. «Эта работа находится в завершающей стадии, в следующем году (модель общего рынка) будет представлена экспертам на обсуждение», – заключил министр [13].

Накануне десятого форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России с участием глав двух государств, который проходил в Екатеринбурге, в Усть-Каменогорске было торжественно заявлено о начале строительства в партнерстве с российским АвтоВАЗом нового автомобильного завода полного цикла.

Новый завод сможет производить 120 тысяч автомобилей в год, в нем будет комплекс смежных и комплектующих производств, и там откроется 12 тысяч рабочих мест. Проект реализуется в рамках программы государственно-частного партнерства. Из республиканского бюджета выделяется порядка 6 млрд. тенге. «Это событие впишет новую страницу в сотрудничество России и Казахстана», – подчеркнул первый заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Глеб Никитин [14].

В Екатеринбурге 11 ноября 2013 года подписана дорожная карта по активизации промышленной кооперации Российской Федерации и Казахстана на 2013-2014 годы, Меморандум между Минпромторгом РФ и Министерством индустрии и новых технологий Казахстана о взаимопонимании по расширению взаимодействия в области промышленности, а также предварительный договор транспортировки нефти через территорию Республики Казахстан и гарантии [15].

Цель – поднять рост не только темпов ВВП, но и доходов бюджета и населения. Нужна сбалансированность по отраслям и уровню внутриотраслевой торговли, аналогичности качества товаров, расчётных процедур и т.д.

В Договоре о ЕАЭС предусмотрено, что общий рынок лекарственных средств будет функционировать с 2016 года. При этом казахстанская сторона отстояла необходимость формирования данного рынка на основе стандартов надлежащих фармацевтических практик. Соответствующее соглашение будет разработано и подписано не позднее 1 января 2015 года.

В рамках Евразийского экономического союза предусмотрено поэтапное формирование рынков услуг. Либерализацию предполагается осуществлять на основе «дорожных карт» в соответствии с решениями на уровне глав государств.

В Договоре зафиксированы перечни секторов услуг, не подлежащих либерализации. В их число вошли сектора услуг связи и горизонтальные ограничения, которые распространяются на все сектора услуг (например: ограничения по владению землей, бюджетные субсидии, местное содержание)

9.  Активное наращивание инвестиционного и технологического сотрудничества с США, Евросоюзом, Китаем, странами Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества [16].

ЕАЭС в целом и Казахстану, в частности, нельзя игнорировать другие направления евразийской интеграции и ограничиваться только своими рамками. Объективные предпосылки сотрудничества стран ТС и ЕЭП с указанными странами складываются оптимально. Россия и Казахстан принадлежат к странам, добывающим и экспортирующим природные ресурсы, а страны Евросоюза и Китай, наоборот, – к странам, больше всех потребляющим и импортирующим природные ресурсы.

В условиях, когда Россия и Казахстан имеют мощный сырьевой рынок, а ЕС и Китай – мощный потребительский рынок, интеграционные интересы обеих сторон взаимные.

В октябре 2013 года в Астане Председатель КНР Си Цзиньпин призвал не только наращивать взаимную торговлю, но и переводить отношения на новый качественный уровень. Он обозначил важнейшие направления масштабного проекта «Экономический пояс Шелкового пути». Первое направление постоянный обмен мнениями по различным вопросам экономической стратегии для выработки конкретных программ интеграции двух стран. Второе – строительство единой транспортной инфраструктуры от Тихого океана до Балтийского моря. Третье - усиление торговых связей путем ликвидации всевозможных барьеров и повышения скорости доставки. Наконец, четвертое направление – усиление валютных потоков. Касаясь последнего пункта, Си Цзиньпин предложил Казахстану производить взаиморасчеты в национальных валютах. По его мнению, это значительно снизит издержки денежных операций, позволит более успешно противодействовать финансовым рискам и повысит международную конкурентоспособность экономики всего региона. Важным итогом визита Председателя КНР стало также подписание 23 двусторонних документов на общую сумму свыше 35 млрд долл. США [17].

Складывающаяся ситуация требует пересмотра отношений с Китаем на новой системообразующей и долгосрочной основе и активизации использования его стратегических возможностей для развития евразийской интеграции.

Расширение экономического потенциала страны, индустриально-инновационная ориентированность экономики, и вопросы, связанные с улучшением инвестиционного климата страны, требуют активизации «экономической дипломатии». Казахстан намерен расширять экономическое сотрудничество с Европейским Союзом, азиатскими странами, а также продолжать работу по гармонизации основных приоритетов дальнейшей внешнеполитической деятельности в свете задач, обозначенных Главой государства в Стратегии «Казахстан-2050».

Внешнеэкономическая деятельность из фактора, дополняющего внутреннее развитие Казахстана, превращается в необходимое условие нормального функционирования его хозяйства.

28 апреля 2014 года в своей лекции в МГУ Н.А. Назарбаев сделал вывод, что «евразийская интеграция обеспечивает нам общее стратегическое преимущество накануне грядущей Третьей глобальной индустриальной революции»  [18].  


В. Тельнов,
заведующий отделом
экономических исследований

Института Евразийской интеграции


1.  http://www.nomad.su/?a=3-201312250023 (дата обращения: 25.12.2013).

2.  http://www.akorda.kz/ru/page/page_215075_prezident-kazakhstana-nursultan-nazarbaev-prinyal-uchastie-v-zasedanii-vysshego-evraziiskogo-ekonomich (дата обращения: 7.11.2013).

3.  http://www.akorda.kz/ru/page/page_216905_uchastie-v-tseremonii-podpisaniya-dogovora-o-evraziiskom-ekonomicheskom-soyuze (дата обращения: 4.06.2014).  

4.  См.: http://www.nomad.su/?a=4-201310100035 (дата обращения: 12.11.2013).

5.  Назарбаев Н. G-Global. Мир XXI века. – Астана, 2013. – С. 85.  

6.  http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1382611680 (дата обращения: 25.10.2013

7.  Назарбаев Н. G-Global. Мир XXI века. – Астана, 2013. – С. 84-85.

8.  http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/345796.aspx (дата обращения: 21.11.2013).

9.  http://www.nomad.su/?a=4-201311180036 (дата обращения: 18.11.2013).

10.  http://www.nomad.su/?a=4-201311180036 (дата обращения: 18.11.2013).

11.  http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/04-12-2013-1.aspx (дата обращения: 10.12.2013).

12.  См.: http://www.nomad.su/?a=4-201310100035 (дата обращения: 12.11.2013).  

13.  http://www.nomad.su/?a=4-201310100035 (дата обращения: 12.11.2013).

14.  http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1384234860 (дата обращения: 12.11.2013).

15.  http://www.akorda.kz/ru/page/page_215215_prezident-kazakhstana-nursultan-nazarbaev-i-prezident-rossii-vladimir-putin-proveli-sovmestnyi-brif (дата обращения: 15.11.2014).

16.  Назарбаев Н. Евразийский Союз: от идеи к истории будущего // Известия. – 2011. – 25 октября.

17.   http://www.nomad.su/?a=3-201312230023 (дата обращения: 23. 12.2013)

18.  http://www.akorda.kz/ru/page/page_216601_vystuplenie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-n-a-nazarbaeva-v-moskovskom-gosudarstvennom-universit - Обращение: 14.05.2014 г.