ПРЕЗИДЕНТ ЗАДАЕТ ОСОБЫЙ ТОН В ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ КАЗАХСТАНА
25.11.2018 1998
Статья Главы государства Н.А. Назарбаева «Семь граней Великой степи» нашла полное понимание и поддержку со стороны коллектива Института истории и этнологии им.Ч.Ч. Валиханова

Если, в 2017 годы мы приняли участие и продолжаем участвовать в реализации президентских программ, изложенных в его статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», то теперь появилась новая статья, дающая многим ученым общественно-гуманитарных наук, в том числе и в первую очередь историкам, импульс и повод для дальнейшей активизации своей деятельности.

Безусловно и очевидно, что новая статья возлагает большую ответственность прежде и более всего на головное научное и идеологическое учреждение как  наш. Хотелось бы заострить внимание читателей на некоторые моменты из данной работы, касающейся  непосредственно нас, историков страны. 

Так, Глава государства во сто крат прав, когда особо подчеркивает, что «История Казахстана также должна быть понята с высоты современной науки, а не по ее отдельным фрагментам». И президент с методологической точки зрения совершенно верно отмечает, что «большинство протогосударственных объединений…образовались на территории Казахстана, став одним из элементов этногенеза казахской нации».

           Да, они и мы появились «не вдруг» и неслучайно. Казахстан относится к уникальному ареалу нашей планеты, на территории которого на протяжении более двух последних тысячелетий существовала государственность на основе Великой скотоводческой цивилизации, органически вкрапившей в себя  и городскую культуру, и земледельческие оазисы. По мнению современного отечественного антрополога, академика НАН РК О.Исмагулова, значительная часть населения нашей страны на протяжении почти 4 тысяч лет были автохтонными жителями, передававшими из поколения в поколения самое бесценное, что есть у народов – землю, а вместе  с ней -  его недра, фауну и флору. Смена одного государства другим, не меняла ментальности, форму хозяйственной деятельности древних насельников земли. Смена правящих элит и изменение названий государств, не мешала народу жить и творить на этой древней и благословенной земле. Саков сменили гунны, средневековых тюрков – кыпчаков, последних – казахи. При этом из года в год, из веков в века, из тысячелетия в тысячелетия четко передавалась традиция, преемственность поколений, например, через превосходное знание степняками своих шежире.  В этом плане Глава государства Н.А. Назарбаев как прекрасный знаток национальной истории четко подмечает: «Современные казахи – потомки древних саков, гуннов и тюрков, что еще с незапамятных времен сотрясали Вселенную грохотом копыт своих аргамаков».

     Греческие, римские, китайские, персидские, арабские, византийские, армянские  источники и исследователи отмечают высочайшие боевые и чисто человеческие качества древних насельников Казахстана. Еще в V веке до н.э.  знаменитый древнегреческий ученый Геродот, автор «Истории греко-персидских войн» восторженно писал о своих современниках, зачастую - кровных врагах, воинственных и гордых саках, образ жизни, ментальные установки которых почти один в один совпадают с позднейшей казахской: «Скифскому (сакскому) войску не могут противостоять не только народы Европы, но даже Азии, ни одно племя в одиночку не может бороться против объединенных скифов. Сражаются они верхом на лошадях и пешие – знают оба способа войны…сражаются луками и копьями…секирами»!  Он же объясняет каким образом казахам и их далеким предкам удалось сохранить и передать современному поколению огромную территорию: «Среди всех известных нам народов только скифы обладают одним, но зато самым важным для человеческой жизни искусством.  Оно состоит в том, что ни одному врагу, напавшему на их страну, они не дают спастись; и никто не может их настичь…их жилища-кибитки». Спустя три века другой грек Дионисий Периэгит продолжал отмечать: «За Согдианой, по течению Яксарта, обитают саки, стрелами бьющие, из всех стрелков в мире сами искусные, не пускающие стрелу на удачу».

       За этот длительный промежуток времени, равной почти трем тысячелетиям, на территории Казахстана произошла череда, постепенная и закономерная смена одних государств другими, которых ученые насчитывают более 20.

Когда древнегреческий ученый и врач Гиппократ (460-377 гг.) описывает образ жизни, быт, пищу древних саков, то создается какое-то ощущение, что за более 2500 лет ничего в степи не изменилось и как будто речь идет о жизнедеятельности казахов рубежа XIX – XX веков: «Они (юрты на повозках –авт.) кругом закрыты войлоками и устроены подобно домам, одни с двумя, другие с  тремя отделениями; они непроницаемы ни для воды, ни для света, ни для ветров. В эти повозки запрягают по две и по три пары безрогих волов. В таких кибитках помещаются женщины, а мужчины ездят верхом на лошадях, за ними следуют их  стада овец и табуны лошадей. На одном месте они остаются  столько времени, пока хватает травы для скота, а  когда ее не хватет, переходят в другую местность. Сами они едят варенное мясо, пьют кобылье молоко и едят «иппаку» (сыр из кобыльего молока)».

А знаменитый наш земляк и предок сак Анахарсис (VII-VI вв.), отмечая положительные черты характера своих соплеменников в письме Медоку восторженно пишет, что «Скифы радуются чужому благополучию и стремятся к тому, что им возможно достигнуть; а ненависть, зависть и всякие пагубные страсти они постоянно всеми силами изгоняют, как врагов», что никак не согласуются с тезисами евроцентрийцев, охаивающих наших легендарных предков  как «варваров»: 

Поэтому, когда в 2015 году президент выступил инициатором празднования 550-летия Казахского ханства, он всего лишь предложил обществу отметить только один из эпизодов нашей славной и длинной истории…

      Огромное теоретико-методологическое значение имеет важная и четкая мысль Главы государства о том, что «выдающиеся культурные достижения… не были привнесены в степь, а в большинстве случаев родились именно на нашей земле и лишь затем распространились на Запад и Восток, Север и Юг». К сожалению, в условиях кочевой и полукочевой цивилизации, во времена колонии и в период советского строя мы не смогли во всей красе продемонстрировать всему миру свои лучшие достижения, особый вклад степной цивилизации в мировую сокровщницу. Взять хотя бы наше, нерастерянное до сих пор, качество – мужество и отвагу. И она тоже  идет из глубины веков. Это качество передалось от саков и гуннов к средневековым тюркам. В этой связи знаменитый француз Ш.Монтескье восторженно пишет об их величии в своей нашумевшей  в свое время книге «Персидские письма», подчеркивая их особое и неповторимое место и роль во всемирной истории с некоторым элементом сожаления: «Ни один народ в мире…не превзошел татар (тюрков-авт.) своей славой или величием своих завоеваний. Этот народ поистине владыка вселенной; все остальные как будто для того созданы, чтобы ему служить, он также основатель и разрушитель империй; во все времена он проявлял на земле свое могущество, во все века он был бичем других народов…Этому победоносному народу не достает только историков для прославления его чудесных деяний. Сколько бессмертных подвигов погребено во мраке забвения! Сколько они основали империй, которых происхождения мы даже не знаем! Этот воинственный народ, занятый только своей настоящей славой, уверенный в вечных победах, не заботился о том, чтобы закрепить в будущем память о своих прошлых завоеваниях».

Наш президент подытоживает научные результаты разных поколений отечественных историков: «Исторические находки последних десятилетий отчетливо подтверждают неразрывную связь наших предков с самыми передовыми технологическими новациями своего времени и позволяют по-новому взглянуть на место Великой степи в глобальной истории».

     К примеру, мало кто из нас задумывается, что степняки еще в средние века изобрели лыжи и активно ими пользовались. К примеру, известный арабский ученый аль-Марвази (1046-1120 гг.) пишет о том, что кимаки, жившие в районе Среднего Прииртышья, активно использовали лыжи при охоте: «Если кто-нибудь из них на охоту за соболями, горностаями и другими зверями, то он пользуется   двумя досками, каждая из них в три локтя длины и в пядень ширины. Один из двух концов ее (доски) сделан загнутым, словно нос лодки. Он привязывает их обеих на свои ноги вместе с обувью. Затем он опирается на них и передвигается по снегу словно лодка, которая рассекает морские волны».

     Глава государства подвергает критике бытующий до сих пор евроцентрийский поход в освещении истории Великой степи: «Европоцентристская точка зрения не позволяла увидеть того реального факта, что саки, гунны, прототюркские этнические группы были частью этногенеза нашей нации».

Важность формирования исторического сознания, настало время принятия новых кардинальных и системных мер на государственном уровне для усиления патриотического воспитания, которое невозможно без усвоения подлинных исторических знаний, всего богатейшего культурного наследия народа. Подлинная  история Казахстана всесторонне и полностью не изучена, а в прежних научных оценках и изложениях преобладает все же тенденциозный (евроцентристский, имперский, классовый, колонизаторский) подход, который противоречит провозглашенным идеалам свободы и независимости нашей родины, а также закрепленным в Конституции страны «Всеобщей Декларации прав человека» - общепринятым принципам и стандартам, светскому и демократическому характеру полиэтнического общества Казахстана.

   Несмотря на то, что изучению и освещению древней, средневековой, новой и новейшей истории Казахстана предшествующими поколениями профессиональных историков, проделана значительная работа, все же существует ряд ключевых проблем, которые долгое время не позволяли нам подготовить и  изложить цельную, объективную и беспристрастную историю Отечества. Виной тому - идеологический диктат тоталитарной советской эпохи; преимущественная ориентация и опора  на «дозированные», выгодные для Российской империи и руководству СССР, преимущественно - российские источники; ослабление профессионального и уменьшение численного состава отечественных историков за первые два десятилетия независимости; существенное влияние евроцентрийских концепций; отсутствие междисциплинарных подходов и самых современных в мире методов исследования.     

Изложение отечественной истории в новом формате, в направлении деколонизации сознания, гордости за свою историю, какой бы она не была, крайне нужна нам для того, чтобы исправить веками насажденную несправедливость и искаженность общественного и обыденного сознания, привитие  в сознание каждого гражданина суверенного Казахстана чувства уверенности в том, что его подлинная история и своеобразная и неповторимая культура являются фундаментом дальнейшего строительства независимого государства. Глава государства Н.А. Назарбаев еще на презентации открытия экспозиции Кюльтегин в Астане 18 мая 2001 года, «переосмысление прошлого, анализ сегодняшней жизни и прогноз на будущее – естественные явления. Несмотря на то, что история есть наука о прошлом, ее значение велико как для настоящего, так и для будущего».

Знали бы евроцентрийцы бессмертные труды грека Иакут аль-Хамави (1179-1229), воспитанного арабами, и путешествовавшего на территории современного Казахстана и побывавшего среди кимаков. В XII -XII веках они в районе современной Павлодарской области выращивали виноград, имели золотые и алмазные прииски, а также активно использовали письмо: «Потом мы пришли к племени, называемому кимаки… Виноград у них такой, что половина плода белая, а половина черная. У них имеются рудники золота на равнинной земле, которой они находят кусками. У них также есть алмазы, отыскиваемые в потоке….Есть также тростниковые перья, которыми они пишут». А вот еще вторит ему и араб Марверуди (н.XIII в.), когда пишет о наличии письма, грамоты и даже науки среди тюрков: «У тюрков была письменность: они знали тайны волшебства и небесных светил. Обучали детей грамоте. У них было два письма: сугдское (согдийской) и тогузгузское».

     Президент страны подчеркивает и некоторые трагические страницы нашей страницы: «В нашей истории было немало драматических моментов и трагедий, смертоносных войн и конфликтов, социально опасных экспериментов и политических катаклизмов. Мы не вправе забывать о них». Видимо, он хотел заострить особое внимание исследователей на трагическом XX веке, о чем он отмечал в одном из предыдущих своих работ: «Для казахского народа весь XX век состоял из страшных событий, которые другим народам могли присниться только в кошмарном сне. Я поражаюсь той фантастической выносливости и тому неимоверному долготерпению, с которыми мой народ пережил все эти ужасы». Действительно, большевики, пришедшая на смену царскому правительству, в первые три десятилетия нанесли колоссальный и непоправимый удар по нациообразующим казахам и другим диаспорам республики. Голод, высылки баев и кулаков, политические репрессии, депортации и ссылки в край целых народов, превращение республики во вторую после России лагерную республику, сделали свое гиблое дело: к 1959 году автохтоны составляли менее 30% от всего населения республики. Эти годы были очень сложными и противоречивыми…

      Н.А. Назарбаев отмечает непреходящую роль Казахстана в мировой культуре, когда именно Казахстан явил миру уникальные  предметы материальной культуры, многие технические новшества, благами которых пользуется до сих пор все человечество. К примеру, он особо акцентирует на роли приручения лошади, сделавшего самую настоящую революцию и переворот  во многих отраслях жизни жителей планеты: «Всем известно, что Великая степь подарила миру коневодство и всадническую культуру. Впервые одомашнивание лошади человеком произошло на территории современного Казахстана, о чем свидетельствуют раскопки поселения «Ботай» на севере страны. Одомашнивание лошади дало нашим предкам немыслимое на тот период превосходство, а в планетарном масштабе произвело крупнейшую революцию в хозяйстве и военном деле».

    Мало кто из иностранцев знает, что именно Казахстан стал важным центром, где безотбойно функционировала металлургия. Когда-то именно ученый нашего института А.Х. Маргулан явил миру уникальнейшие научные доказательства о существовании крупного центра металлургии на территории Центрального Казахстана. Они нашли подтверждения и у известного геолога, первого президента НАН Казахской ССР К.И. Сатпаева. Об этом же написал наш президент, когда-то начавший свою деятельность в качестве металлурга в Темиртау: «Изобретение способов получения металлов открыло новую историческую эпоху и навсегда изменило ход развития человечества. Казахская земля, богатая многообразными металлическими рудами, также стала одним из первых центров появления металлургии. Еще в глубокой древности на землях Центрального, Северного и Восточного Казахстана возникли очаги горнорудного производства и выплавки бронзы, меди, свинца, железа, серебра и золота, изготовления листового железа».

      Не обошел в своей статье наш президент и знаменитый «сакский звериный стиль», достигший своего расцвета именно на территории Великой степи и прилегающий земель, куда доходили копыта аргамаков наших непосредственных предков: «Наиболее ярким элементом их наследия, отражением художественного своеобразия и богатства духовного содержания является «искусство звериного стиля». Использование образов животных в быту было символом взаимосвязи человека и природы, указывало на духовные ориентиры степняков».

     До сих пор слабо прописаны бесценные творения сакских ремесленников. Ведь не случайно один из выдающихся и талантливых евразийцев первой волны П. Савицкий ставил сакское искусство выше греческой и римской, до сих пор считающихся эталоном: «Более совершенных и более современных (сверхсовременных) вещей вообще нет в искусстве нашей планеты, кочевнический «звериный стиль» стоит выше всей греко-римской культуры!». К сожалению, об этих восторженных и уважительных оценках говорится веками и умалчиваются достижения прямых предков.

   По–особенному остановился Елбасы и на неофициальном символе суверенного Казахстана «золотом человеке», который как самый лучший аргумент доказывает богатство, высокий уровень развития культуры сакского общества: «Сенсационным для мировой науки открытием, позволившим по-новому взглянуть на наши истоки, стал найденный в Казахстане в 1969 году в Иссыке «Золотой человек», именуемый в кругах ученых-искусствоведов «казахстанским Тутанхамоном». Воин поведал нам о многом. Наши предки создавали художественные творения высочайшего уровня, до сих пор поражающие воображение. Искусное золотое обличие воина указывает на уверенное владение древними мастерами техникой обработки золота. Оно также открыло богатую мифологию, отражающую силу и эстетику Степной цивилизации». Кстати, обнаружением и дальнейшим исследованием этой находки также занимались наши ученые в главе с К.Акишевым.

        Не менее важное место в статье президента занимает и упоминание Алтая –колыбели не только всего тюркского мира, но и даже казалось бы далеких корейцев и японцев, которые своей исторической прародиной также считают это место: «Колыбель тюркского мира Большое значение для истории казахов и других народов Евразии имеет Алтай. Испокон веков эти величественные горы не просто украшали земли Казахстана, но и являлись колыбелью тюрков. Именно здесь в середине I тысячелетия н. э. зародился тюркский мир, и наступила новая веха в жизни Великой степи».

       Через Казахстан проходил и «хребет» Великого Шелкового пути». Воины-степняки обеспечивали безопасность и защиту караванов не только на своей территории, но и на землях весьма отдаленных.  Великолепные воинские качества позволяли нашим предкам прослыть людьми мужественными и отважными. Подчеркивая важную роль казахстанского маршрута Великого шелкового пути Глава государства отмечает, что «начиная с рубежа нашей эры, эти сухопутные маршруты трансформировались в систему Великого шелкового пути – трансконтинентальную сеть торговых и культурных связей между Востоком и Западом, Севером и Югом Большой Евразии. Он стал устойчивой платформой для становления и развития глобального взаимообмена товарами и интеллектуального сотрудничества между народами. Ключевыми посредниками важнейшей торговой магистрали древности и средневековья, обеспечивающими безупречную организацию и безопасность транспортных артерий, стали насельники Великой степи».

      Мало кто из казахстанцев знает о том. что именно «Казахстан – родина яблок и тюльпанов», в связи  с чем президент пишет, основываясь на последних данных современных ученых: «Научно доказано, что предгорья Алатау являются «исторической родиной» яблок и тюльпанов. Именно отсюда эти скромные, но значимые для всего мира растения постепенно расселились по всему миру. И сейчас Казахстан является хранителем прародительницы всех яблонь Земли – яблони Сиверса. Именно она подарила миру один из наиболее распространенных фруктов современности».

      Глава государства предложил и уникальную программу «Архив -2025», которая призвана собрать со всех концов не только Казахстана, но и всего мира архивные источники, которые позволят усилить историко-культурные исследования, для чего необходимо привлекать и зарубежных исследователей: «Многие документальные свидетельства о жизни предков и их уникальной цивилизации до сих пор не введены в научный оборот и ждут своего часа в многочисленных архивах по всему миру. Поэтому я считаю, что нам необходимо создать семилетнюю программу «Архив-2025», в которую вошли бы серьезные фундаментальные исследования всех отечественных и зарубежных архивов, начиная с античности и кончая современностью. В рамках его реализации нужно сфокусировать поисково-исследовательскую работу специальных групп историков, архивистов, культурологов на системном и долгосрочном взаимодействии с отечественными и крупнейшими зарубежными архивами». Кстати, многие книги, вышедшие по программе «Культурное наследие», были подготовлены учеными наших гуманитарного направления институтов, в том числе и Институт истории и этнологии им.Ч.Ч. Валиханова.

    Особый интерес вызвал у нас и инициирование президентом изучения известных исторических персон. Известно, что в советское время, когда существовал примат роли народных масс над личностями, был совершен непоправимый урон изучению и исследованию выдающихся деятелей Великой степи. Они были скрыты от взора наших граждан, когда только упоминание об одном только шежире вызвало обструкцию со стороны советско-партийных органов, считавших признаком отсталости одно только упоминание ханов, султанов, биев и батыров. Поэтому мы поддерживаем систематизацию и активизацию деятельности «по созданию и распространению научно-популярной серии «Выдающиеся личности Великой степи» – «Ұлы Дала тұлғалары». Заслуживает внимание и создания Музея древнего искусства и технологий Великой степи, «Антологии степного фольклора», выпуска сборника «Древние мотивы Великой степи» и многое другое, инициированное нашим президентом.

Изучение многовековой и тысячелетней истории, полной славных побед и сложных драм, однозначно позволят ученым сделать должные выводы и извлечь уроки истории, помогут легко ориентироваться в сложных и противоречивых перепитиях сегодняшних дней, а также расставить  четкие ориентиры и безошибочные прогнозы на будущее особенно в свете реализации президентских задач по вхождению республики в когорту 30 наиболее конкурентоспособных стран мира.

Кабульдинов Зиябек,

директор Институтат истории и этнологии  им.Ч.Ч. Валиханова