Начало земельных реформ
04.08.2016 2431
В 1993 г. на втором этапе приватизации был законодательно введен институт купли-продажи права землепользования

Их необходимость была очевидной. Переход к рыночной экономике требовал коренной перестройки агропромышленного комплекса. Прежде всего – отказа от старых производственных отношений, где главную и единственную роль играло государство. 

Самый главный, жгучий вопрос – о частной собственности на землю. В Казахстане он имел особенные, исторические корни. Казахи никогда не имели земли в частной собственности – она всегда была родовой. И в эпоху Казахского ханства, и во времена Российской империи. В Советском Союзе земля была только государственной, сельскохозяйственное производство – государственным. 

После распада Советского Союза произошла коренная трансформация социально-экономических в сфере сельского хозяйства. Однако уровень социальной инерции жителей села оставался очень высоким. Президент Н. А. Назарбаев отмечал, что в 90-е годы, сельскохозяйственные производители в регионах ожидали былой поддержки со стороны государства и надеялись на внешнее решение всех своих экономических проблем. Эти установки и ожидания остались настолько устойчивыми, что находили свое отражение даже во второй половине 2000-х. 

Так, в 2006 году в книге «Казахстанский путь» Глава государства обращает внимание на то, что «ожидание особого отношения пережило все пятнадцать лет независимости и сохранилось у наших сельхозпроизводителей до сих пор». 

СОБЫТИЯ И ФАКТЫ. В Казахстане в 1991 году начинались земельные реформы. 

Нурсултан Назарбаев, Президент Республики Казахстан: «Это был первый шаг, направленный на изменение психологии людей, прежде ориентированной на исключительную собственность государства на землю. Сегодня всеми спокойно воспринимается естественное право каждого человека иметь в своей собственности земельный участок». 

Таким образом, сельские жители, привыкшие к государственному патернализму, хозяйствованию и управлению, а соответственно – к государственному финансированию и государственной ответственности, не были морально готовы к введению частной собственности на землю. 

Инерционность социальных настроений была очень сильной на селе. Особенно хорошо это заметно на контрасте с городским населением. Социологические опросы середины 1990-х показывали, что городское население, по крайней мере, наиболее активная его часть в лице бизнесменов уже поддерживала введение права частной собственности на землю. На селе ситуация была полностью противоположной. 

Более того, укоренившейся патернализм создавал в сельской среде установку на постоянную поддержку со стороны государства. На поддержку вне зависимости от степени эффективности. Выступая на торжественном собрании представителей общественности и работников агропромышленного комплекса республики, Президент обратил внимание на следующие цифры: «постоянно убыточными в последние (советские) пятилетки были порядка 350 хозяйств, т.е. каждое пятое». 

Главу государства больше всего тревожили настроения сельчан, по старой памяти ожидавших решения сверху. Конечно, в сложившихся условиях социальные последствия радикальной реформы могли стать негативными. В то же время нет оснований заявлять, что инициативы государства не встречали поддержки со стороны села. Несмотря на серьезные инерционные силы, на селе начала формироваться прослойка населения понимающая и принимающая необходимость перемен. 

СОБЫТИЯ И ФАКТЫ: В 1993 г. на втором этапе приватизации был законодательно введен институт купли-продажи права землепользования. 

«Многочисленные встречи с активными фермерами, которые, несмотря на все трудности, пытались самостоятельно работать по рыночным правилам, убедили меня в том, что назрела необходимость проведения аграрной реформы, соответствующей новым экономическим условиям» – напишет позже Н. А. Назарбаев. 

Таким образом, объективная необходимость перемен назрела, однако реализация преобразований требовала аккуратности. Поэтому принятый в июне 1991 года Закон «О земельной реформе» хотя и создавал правовые и экономические условия для различных форм хозяйствования на селе, тем не менее, не вводил частную собственность на землю. Все земли провозглашались государственной собственностью, а право «пожизненного наследуемого владения» распространялось только на личные подсобные хозяйства и дачное строительство. Землевладельцы и землепользователи, производящие сельскохозяйственную продукцию, арендовали землю у государства и получали право самостоятельно хозяйствовать на ней. 

Таким образом, ПЕРВЫЙ ЭТАП земельной реформы (1991–1994 гг.) был подготовительным. Государственные сельскохозяйственные предприятия преобразовались в коллективные. По республике приватизировали 472 совхоза. Членов трудовых коллективов наделяли имущественными паями. Руководителям совхозов, имеющим 20-летний стаж руководящей работы, дали 10% имущественного пая и еще 10% передали в управление сроком на 5 лет. При достижении положительных результатов эта часть пая становилась через 5 лет их собственностью. Такое распределение паев сохраняло стабильность работающих крупных совхозов. 

НА ВТОРОМ ЭТАПЕ приватизации (1993–1995 гг.) был законодательно введен институт купли-продажи права землепользования. Начался рыночный оборот, землю стали покупать и продавать, а также использовать в качестве залогов для получения займов в банках и микрокредитных организациях. Расширялись права по распоряжению земельными паями – то есть долями, которые работники получали после приватизации. 

Владельцы условных земельных долей и имущественных паев имели право путем добровольного их объединения создавать малые предприятия, сельскохозяйственные производственные кооперативы, крестьянские хозяйства и их объединения. 

СОБЫТИЯ И ФАКТЫ: Аграрные реформы повысили предпринимательскую инициативу на селе. 

К 1995 году в республике приватизировали 84% государственных сельскохозяйственных предприятий. На их базе образовалось около 3 300 малых предприятий, акционерных обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств. Однако доля фермерских хозяйств в общем объеме производства оказалась незначительной – они не могли развиваться без финансовой поддержки государства. В результате сельскохозяйственное производство сокращалось, и страна все больше зависела от импорта продовольствия. 

Тем не менее главным итогом первых лет аграрной реформы стало проникновение в консервативную сельскую среду идеи предпринимательской инициативы, идеи частной собственности, в том числе и на землю. Генетическая память крестьян, вобравшая в себя негативный опыт нескольких поколений, не спешила доверять первооснову своего существования нововведениям. И здесь спешить было нельзя. Поэтому право собственности на землю пока была заменено на право владения ею. Земельная реформа ждала своего часа. 

История Казахстана с древнейших времен до наших дней: в 7 т. – Астана: Институт Евразийской интеграции, 2015.