Древние города Казахстана: «Тараз. Сквозь вехи тысячилетий»
Тараз — это не только казахстанский город, он принадлежит Евразии, поскольку является узлом караванных путей, центром науки и культуры, ремесла и торговли огромного материка
На том месте, где сейчас раскинулись кварталы современного города Тараза, важного промышленного и культурного центра страны, находятся остатки одного из крупнейших средневековых городов Казахстана, известного историкам под именем Тараз. Первое упоминание о нем содержится в византийских источниках и относится к концу VI в. Именно в это время одна из крупных империй поры средневековья Византия пытается заключить договор с тюрками, государство которых простиралось от Тихого океана на востоке до Черного моря на западе. Император Юстиниан II отправляет посольство во главе с Земархом, который был военачальником восточной части империи, в ставку тюркского кагана Дизабула. Во время своей поездки Земарх, по описанию византийского историка Менандра, побывал в городе Таласе и где-то недалеко от него был принят в ставке тюркского кагана, повелителя огромной державы.
Впоследствии о Таразе (Таласе) писали почти все средневековые географы, историки, путешественники, и это не удивительно, ведь город занимал одно из центральных положений на Великом Шелковом пути. Поэтому не случайно, что при описании Тараза авторы отмечают, в первую очередь, его торговое значение. Вот что, например, пишет китайский путешественник Сюань-Цзянь: «Талас имеет окружность от 8 до 9 ли. Здесь останавливаются и торгуют всевозможными товарами купцы, приезжающие из многих стран».
То же самое, но спустя три с лишним столетия сообщает Ибн Хаукаль: «Тараз — место торговли мусульман с тюрками» А ал-Макдиси пишет так: «Тараз — большой укрепленный город, со множеством садов, густо заселенный, у него ров, четверо ворот и населенный рабад. У ворот города течет большая река, часть города находится по ту сторону реки. Через реку проходит дорога, соборная мечеть находится среди базаров».
Однако ни один из древних авторов не называет точного месторасположения Тараза, и поэтому довольно долго его искали в разных местах. Тараз отождествлялся то с развалинами городища Тоймакент на правом берегу Таласа, то с местечком Тала на р. Карабура, то с известным средневековым городищем Садыр-Курган. В.В. Бартольд более всего был склонен помещать средневековый Тараз на месте Аулие-Ата, так до середины XIX в. назывался Тараз. При этом он ссылался на ал-Макдиси, который при описании Тараза указывал на большую реку, протекающую через город. Такой рекой мог быть только полноводный Талас.
Поразительная интуиция крупнейшего востоковеда впоследствии была полностью подтверждена исследованиями археологов М.Е. Массона, А.Н. Бернштама и Г.И. Пацевича. Псоле раскопок на городище, расположенном в центре современного Тараза, найдены настолько яркие и богатые находки, что сомневаться в тождестве этого городища и древнего Тараза уже не приходится.
Центром Тараза, его самой старой частью являлась цитадель, по-персидски «арк» или «кухендиз». В этой наиболее укрепленной части города помещалась резиденция властвующего класса общества. К цитадели примыкала окруженная стеной территория города, называемая шахристаном. Это укрепленная центральная часть города, где размещалось богатое население: чиновники, купцы, землевладельцы, священнослужители. Здесь находились жилища знати, богатых купцов, ремесленников, здесь же были торговые лавки. К стенам шахристана со всех сторон прилегали торгово-ремесленные предместья — рабады. В них помещались ремесленные мастерские, жилища мастеров, а также хижины бедного городского люда.
Древний Тараз в то же время был центром большого оазиса. Кроме Тараза сюда входили десятки крупных и мелких городков, селений, отдельных усадеб и замков. К настоящему времени от них остались лишь оплывшие развалины — холмы. В жаркое летнее время трава на них выгорает и, если подняться куда-нибудь на возвышенность, то отчетливо видны желтые вкрапления в зелень массивов полей.
Тараз был центром важного и высокоразвитого в культурно-экономическом отношении района. Границы его, как установили ученые, усиленно охранялись от внезапных нападений врагов. Оазис защищали крепости с постоянными военными гарнизонами. Обойти их было невозможно, а взять приступом такую сильно укрепленную крепость было нелегко, тем более что исключалась внезапность нападения, обычно обеспечивающая половину успеха. Пока запертые в стенах гарнизоны мужественно отбивались от врага, крупные военные отряды Тараза уже нацеливали свой удар и заставляли непрошенных пришельцев спешно убраться восвояси. По крайней мере, как сообщает источник, когда в конце IX в. Основатель могущественной среднеазиатской династии Саманидов Исмаил ибн Ахмед пошел войной на Тараз, то перенес много трудностей, и лишь после долгого и упорного сопротивления эмир Тараза вынужден был сдаться и с многочисленными дехканами принял Ислам.
Присоединение Тараза к Средней Азии и усиление торгово-экономических связей с крупнейшими центрами — Бухарой и Самаркандом, — несомненно, сыграли и свою положительную роль.
Для этого времени характерно широкое распространение поливной керамики. Полива белая, зеленая, жёлтая. Помимо резного подглазурного, так называемого гравированного орнамента, теперь появляется подглазурная роспись разноцветными красками: темно-коричневой, красной и черной по белому фону. Сюжет орнамента растительный, приобретающий все более и более геометрические формы. Существенное значение в украшении занимают стилизованные надписи, представляющие собой изречения религиозного характера.
К этому же периоду относится одна из интереснейших находок — керамический светильник, сделанный в виде юрты. Это фактически уменьшенная во много раз модель настоящей юрты кочевника. Она имеет все необходимые атрибуты войлочной юрты: полги, имитирующие деревянный остов- кереге, стягивающие кошму веревки и даже отверстие в крыше — тундык, служившее дымоходом. Находка модели юрты в городе, центре ремесла, торговли и земледелия, позволяет археологам сделать крайне интересный вывод о проживании в Таразе населения, для которого кочевой быт, составляющий еще недавно основу жизни, стали лишь воспоминанием, отразившимся в прикладном искусстве.
В XI-XII вв. во время правления в Средней Азии династии Караханидов Тараз достигает апогея в своем расцвете. В это время он становится столицей одного из удельных владений. Политическая самостоятельность его проявилась прежде всего в местном чекане монеты от лица таразских владетелей. А значение и мощь города выразились в том, что в начале XI в. Таразскому владетелю Туганхану подчинялись правители Самарканда и Кашгара. Естественно, что эта политическая сила была следствием экономического могущества города.
Слои городища этого времени при археологических раскопках дали множество находок, ярко характеризующих культурно-экономический подъем Тараза.
Древний водопроводВ восточной части Тараза археологи открыли участок водопровода длиной около 15 м. Глиняные трубы размером 0,7 м и диаметром 0,25 м соединялись глиняными муфтами. Лежали они на своеобразной глиняной подушке. Водопровод был подключен к р. Талас, под напором его стремительного течения вода подавалась во все концы города. Несомненно, постройка водопровода требовала определенных технических знаний, она характеризует сравнительно высокую степень инженерной мысли.
К этому же времени относится еще один раскопанный объект — баня (в плане представляющая собой прямоугольник размером 13,6×12,4м).
Находки бани хамам с водопроводомХорошо известно, какой популярностью пользовались бани на востоке, поэтому внимание строителей к их оформлению не должно нас удивлять. И тем не менее, пышная отделка таразской бани невольно поражает, хотя до нас дошли лишь жалкие остатки фундаментов, стен, полок для сидения, ванн, ниш.
Пол ее вымощен плитками обожженного кирпича. Вход в баню сделан в северной стене. Он вел в небольшую комнатку с полками для сидения. Стены украшены богатой фресковой росписью. Это комната соединялась с помещениями, в которых находились ванны. В стенах помещений с ваннами были устроены ниши, также заполненные фресковой росписью. Она наносилась на поверхность штукатурки, слегка лощенной и сравнительно устойчивой к воздействию воды.
В XII и в начале XIII в. Семиречье стало ареной кровавых военных столкновений, многие города в это смутное время были разграблены и разрушены. По сообщению Якута, хорезмшах Мухаммад, будучи не в силах защитить окраины своих владений, «разрушил своими руками пограничные крепости и отдал их на разграбление своим войскам. Жители выселились оттуда и покинули их с сожалением. И остались эти сады опустевшими на своих опорах, заставляя плакать глаза и скорбеть сердце. Он остался с разрушенными замками и пустыми жилищами и дворами. Заблудился проводник этих каналов, и они стали течь, блуждая во все стороны без воли».
Разгром довершили кочевники каракитаи, а затем монголы. «Они погубили всех тех, кто оставался там, включив в их число тех, которых они погубили помимо их. И не осталось от тех прекрасных садов и высоких замков ничего, кроме разрушенных стен и следов исчезнувших народов». Какой яркий пример бессмысленности войн скрывается за этими сухими строчками древней хроники.
Развалины древней сторожевой башни, охранявшей подступы Тараза. IX-XII вв.После разгрома Тараз уже не мог оправиться, хотя жизнь в нем возродилась.
Город известен позднее под именем Янги. Однако ученые до сих пор не могут с уверенностью сказать, относилось ли это название к древнему Таразу, или имелся ввиду какой-то новый город, отстроенный неподалеку. На городище самого Тараза отмечаются лишь отдельные участки, где продолжало ютиться население и в XV-XVIII вв. Однако традиции оседлости не прерывались, земледелие здесь развивалось. Вдоль берегов Таласа по-прежнему стояли поселения хлеборобов и ремесленников, жизнь продолжалась...
В XIX в. На развалинах Тараза возник Аулие-Ата, который стал одним из цветущих, красивейших городов нашей республики — Джамбулом, а затем в 1998 г. городу было возвращено его древнее имя Тараз.
В 2002 году Казахстан отметил юбилей Тараза, которому исполнилось 2000 лет. Именно на рубеже эр, в конце I в. до н.э. и начале I в. н.э. Тараз сформировался как город — центр политической и экономической жизни обширного региона, и с этого времени он стал быстро развиваться. Юбилей Тараза — это веха на пути развития суверенного Казахстана, имеющего богатую историю, наполненную героическими событиями, подвигами полководцев и воинов, деяниями ученых, творениями поэтов и художников.
Тараз — это не только казахстанский город, он принадлежит Евразии, поскольку является узлом караванных путей, центром науки и культуры, ремесла и торговли огромного материка.
Материал подготовлен на основе энциклопедии К. Байпакова «Древние города Казахстана»