Немного о дипломатии в период Казахского ханства
22.06.2015 2434
Старший научный сотрудник Института истории и этнологии имени Ш. Уалиханова Меруерт Абусеитова делится своим мнением в нашей рубрике «от Казахского ханства до «Мәңгілік Ел»

Как известно, на Востоке всегда высоко ценилось профессиональное мастерство послов и дипломатов.

Время образования Казахского ханства определяется как эпоха становления и развития государственности в средневековом Казахстане. Несомненно, политическая ситуация в этот период в Казахстане была крайне неустойчивой. Многочисленные  военные конфликты приводили к усилению одних объединений и появлению других слабых союзов. 

Одним из важных известных исторической науке договоров о мире и сотрудничестве является договор, заключенный в 1598-1599 гг. между казахскими ханами и аштарханидами. Договор этот был согласован и утвержден после войны, в которой каждая из противоборствовавших сторон пытались расширить сферу своего влияния в присырдарьинских городах. 

«Я бы хотела сказать, что дипломатическая практика имеет глубокие корни. Если говорить о Казахском ханстве, я бы выделила Касым хана, Хакназар хана, Тауекель хана и Абылай хана. Для каждого периода истории, начиная с XV — XVIII вв., можно выделить ханов и султанов, которые играли огромную роль в развитии международных дипломатических и торгово-экономических отношений с зарубежными странами. Дипломатическая практика в тот период развивалась согласно тем нуждам, которые тогда присутствовали. Например, благодаря Тауекель хану, в 1598-99 годы произошло интересное историческое событие, когда часть территории присырдарьинских районов перешла в руки казахских ханов, которая сохранились до настоящего времени. Эти территории были необходимы казахам, потому что они были кочевым народом и нуждались в пастбищах, в новых землях. Дипломатия того времени заключалась в том международном договоре, который был подписан казахскими ханами и аштарханидами» — говорит Меруерт Абусеитова. 

Письмо Абдурахим-хана Тауке-хану «Инша-ий Тахир Вахид» XVII в. Хайдарабад, Индия. Музей Саларджанг

Условия договоров должны были соблюдаться неукоснительно. Их заключение сопровождалось ритуальными действиями, клятвами перед Аллахом и символизировало создание священного союза. Нарушить договор означало преступить святая святых. Это беспощадно каралось. Преступивший договор, как правило, расплачивался потерей независимости своей страны, увеличением дани «больше прежнего» и т.п. 

Во многих соглашениях термин «союз» сочетается со словом «клятва». Дело, видимо, в том, что подписываемое двумя правителями соглашение одновременно являлось и клятвой. «Мир», «Союз» вовсе не означали долгого или постоянного мирного сосуществования государств. 

При анализе данных из источников выделяются три вида договоров. 

Первый вид предполагает достижение мира при условии выступления хана со всем войском на стороне своего партнера. Возможна и частичная военная поддержка — передача какого-либо отряда, возглавляемого военачальником или султаном и т.д. 
Второй вид договоров предусматривает выплату дани. Упоминается и особый вид мирного договора, который подкрепляется брачным союзом, а платежи предусматриваются лишь в будущем. 
Третий вид договоров связан с определенными уступками территории или права сбора налогов. 

Переговоры велись компетентными лицами самых разных рангов. Переговоры от имени государства вели ханы, султаны, ходжи, послы, гонцы, военачальники. Послы прибывали по двое, часто со свитой из 6-7 человек, с караванами верблюдов, коней и с дарами. В соглашениях обычно фигурирует должностное лицо с титулом илчи — «посол, гонец, посланник». Посланцы ханов, которых называли «илчи», были доверенными лицами ханов, которым те поручали передавать важные сообщения или распоряжения как наместникам, зависимым правителям, так и правителям независимых государств, с которыми Казахское ханство поддерживало дружественные отношения. Каждый посланец должен был знать страну, в которую его направляли, ее обычаи, культуру, дороги. Он обязан был быть искусным дипломатом и воином. Также он владел языком страны, в которую его посылали, в противном случае его сопровождал переводчик. 

Все это говорит о том, что дипломатия играла важную роль в развитии казахской государственности. Все дипломатические средства и приемы разрешения международных споров казахские ханы использовали ради защиты интересов государства.

Материал подготовил Мирас НУРЛАНУЛЫ