Наследие Алаша – это сложная тема, исследование которой еще впереди
– Дихан Хамзабекулы, вы известны общественности как
ученый, занимающийся исследованием истории Алаш. Данной проблемой вы
занимаетесь с 1988 года. Как же вы стали изучать тему, являвшуюся запретной в
то время?
– Как мы знаем, благодаря «перестройке» и «политики
гласности» 80-ых годов многие ученые стали интересоваться проблемой «Алаш». В
те годы мы, будучи студентами, искали информацию об Алаш в архивах, читали
найденный материал, анализировали. Я впервые познакомился с трудом К. Клермонта
«Владимир и Зара или казахи», написанном на французском языке. С того времени,
заинтересовавшись художественными переводами ХХ века, обнаружил что в истории
нашей литературы много нераскрытых тем. В итоге задался целью исследовать
неизвестные стороны в казахской литературе начала ХХ века.
Если вы помните, то именно тогда [в 80-ые
годы ХХ века] на
страницах печатных изданий стали появляться первые статьи об А. Байтурсунове,
М.Дулатове, А. Бокейханове. Однако, в то
время исследование А. Бокейханова и М.Дулатова считалось полузапрещенным. А об
А. Байтурсунове, М. Жумабаеве, Ж. Аймаутове же стали говорить открыто.
Когда мы в 1990 году приступили к исследовательской
работе в Академии наук, то с интересом занялись сбором наследия, оставленного казахской интеллигенцией.
Казалось, что в 1988 году я занимался поиском
ответа всего на один вопрос: «Почему в нашей литературе нет никого среди казахской
интеллигенции, кроме Сакена и Беимбета, кто бы следовал после Шокана, Абая?».
Кроме того, в 1986–1987 годы в Москве шел процесс
оправдания безвинно репрессированных личностей. Эхо тех событий ощущалось и в 1988–1989 годы,
потому что все было взаимосвязано друг с другом, будучи в составе одного Советского
Союза.
И хотя в то время средства массовой информации не
достигли столь высокого уровня развития, как сейчас, но казахский народ все же из газет и журналов получал информацию.
Тогда выходили в свет отдельные сведения о военной истории и различных музеях,
а также о подвергшихся репрессиям личностям. Читая данные материалы, стал
задаваться вопросами: «Куда же подевались труды, написанные нашей
интеллигенцией?», «Что стало с ней самой?». Все это сподвигло меня к
исследованию темы «Алаш».
–
В Астане расположена улица Кошке
Кеменгерулы – одного из деятелей Алаш. Однако, многие не знают, кто это.
Расскажите, пожалуйста, о нем и о других сыновьях Алаша, имена которых были
неизвестны на протяжении длительного времени...
–
Имена таких деятелей Алаша, как
Шакарим, А. Байтурсынов, Ж. Аймаутов, М.Дулатов, М. Жумабаев у всех на устах. Кроме
вышеперечисленных пяти личностей, другие сыновья Алаша не столь известны, и на
то имеется несколько причин. Во-первых, их имена мало пропагандировались среди
народа, а написанные ими произведения не вошли в школьную программу.
Кроме того, если говорить о числе
интеллигенции Алаш, то можно отметить, что более 100 человек публиковали свои
статьи на страницах печатных изданий, а свыше 300 были политически активными
личностями. Например, вышеупомянутый Кошке Кеменгерулы,
будучи активным политическим деятелем, вместе с тем, публиковал свои материалы
на страницах печатных изданий. Он родился в 1896 году в городе Омск. С
молодости занимался самообразованием. Получил образование во всех основных
учебных заведениях данного города. Здесь окончил фельдшерскую школу,
сельскохозяйственное училище и проходил обучение в Сибирской академии.
Первый труд, написанный его рукой, – это учебник по истории Казахстана. Работу
над ним начал в 1921 году, а закончил в 1924 в Москве, где и была опубликована
книга. Последующее его исследывание навязалось «Бұрынғы езілген ұлттар», где описывалась
судьба и история 36 национальностей, угнетаемых царским правительством. На
основе одного из его произведений была поставлена пьеса «Алтын сақина» –
«Золотое кольцо».
– А
разве пьеса, которую он написал, называлась не «Енлик-Кебек»?
– Нет, не «Енлик – Кебек». Многие путаются
в данном вопросе, но 13 января 1926 год в кызылординском театре состоялась
постановка именно пьесы «Золотое кольцо», автором которой является Кошке Кеменгерулы.
Вышла официальная афиша, об этом культурном событии было написано много статей.
Впоследствии Кошке Кеменгерулы
расстреляли, советская власть пыталась уничтожить память о нем...
Стоит отметить, что в 1925 году под его редакцией был опубликован
русско-казахский словарь. Он написал двухтомник о казахах, предназначенный для
чтения европейцами, составил трехтомник, в который вошли все его рассказы,
пьесы, учебные пособия...
По свидетельству ученого Архангельского, свой труд «Грамматика казахского
языка» он написал на основе лекций именно К. Кеменгерулы.
В 1924 году Кеменгерулы переезжает из Омска в Ташкент.
Его арестовывают, когда он учился в университете Средней Азии вместе с
Мухтаром Ауезовым. Проведя в заточении около 3-4 лет, вернулся обратно в город
Омск, где его снова арестовали прямо на рабочем месте. Состоялся суд, и в 1937 году его расстреляли.
– При вас в стенах ЕНУ имени Л.Н. Гумилева
был открыт научно-исследовательский институт «Алаш». Вы и сами одно время
руководили им. Расскажите о Вашей деятельности в рамках института и о том,
какая работа ведется на сегодняшний день?
– Институт открылся с целью проведения мероприятий, встреч в
Акмолинской области в рамках тем, касающихся Алаша.
Да, я
действительно возглавлял данный институт, а после меня еще несколько ученых
заведовали им. В институте мы составили 3-х томник произведений Кошке
Кеменгерулы и Смагула Садуакасулы. Кроме того, опубликовали
однотомник сочинений Садуакаса Галмани и Хайреддина Болганбая.
А в 2011
году мы привезли прах казахстанского деятеля Смагула Садуакасова в Астану и
перезахоронили по мусульманским обычаям...
Институт,
занимающийся исследованием наследия интеллигенции Алаш, продолжает свою
деятельность и по сей день. Сейчас НИИ «Алаш» возглавляет Султан Хан Аккулы,
который готовит 16-томник произведений Алихана Букейханова и энциклопедию о
данном деятеле.
– В
конце нашего разговора мы плавно перешли к Алихану Букейханову. Имеются
сведения, что он принадлежал к числу масонов своего времени. Что вы можете
сказать по этому поводу?
– Нет
причин скрывать, что он действительно был одним из них. Этот факт отображен и в труде Султана Хан
Аккулы. Что я могу сказать? Есть различные точки зрения. Я считаю, что Алихан
Букейханов планировал, используя мировой авторитет масонской ложи, подарить казахам равноправие, сохранить казахский народ от исчезновения и поглощения
другими народами.
–
Насколько мне известно, вы пишите сценарии к документальным фильмам.
Скажите, а есть ли у вас в планах
написать сценарий и по теме Алаш?
– Я
обратился к кинорежиссеру Халиолле Омарову с предложением о создании документального
фильма, повествующего о Смагуле Садуакасове. Халиолла не против, однако сейчас
все упирается в финансовые средства.
В
настоящее время большинство молодежи стали пессимистами, смотрят на все с
равнодушием. Я хочу поднять дух молодого поколения, продемонстрировав им пример
сыновей Алаша, например, Смагула Садвокасова...
Олжас
БЕРКИНБАЕВ