31 мая состоялся показ фильма «Аманат» режиссера Сатыбалды Нарымбетова. Картина посвящена Дню памяти жертв политических репрессий.
В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения
Ермухана Бекмаханова – первого профессионального историка среди казахстанских
ученых, доктора исторических наук, профессора. В основу фильма легли события ХХ
века, который стал трудным периодом для казахов.
Фильм вызвал самые разные чувства у зрителей: то
заставлял грустить вместе с главным героем, то восторгаться им... Конечно же,
режиссер продемонстрировал высокое мастерство.
Берик Айтжанов в роли Ермухана Бекмаханова
Через образ Ермухана Бекмаханова показан период
после 1946 года, когда началась третья волна репрессий. В то время казахская
интеллигенция вновь подверглась преследованиям, гонениям, суду, каторге.
Ермухан Бекмаханов написал докторскую диссертацию «Қазақстан
ХІХ ғасырдың 20-40 жылдарында» – «Казахстан в 20-40 годы ХІХ века». Работа
вызвала дискуссию. 5 раз проводилось собрание, на котором обсуждалась данная
книга. Каждое из них длилось несколько дней. Мнения разделились надвое.
Кто-то говорил, что восстание Кенесары хана вовсе
не было народным, а его действия были подчинены личным интересам. Другие же
твердили о том, что в диссертации изложены правдивые факты на основе
исторических документов, что восстание на самом деле выражало мысли и чаяния
всего народа.
Санжар Мадиев в роли Кенесары хана
Против диссертации «Казахстан в 20-40 годы ХІХ
века» высказались: Т. Шойынбаев, Х. Айдарова, М. Акынжанов, А. Нурканов, С.
Аманжолов, В. Шахматов, С. Покровский, Б. Сулейменов и другие.
В поддержку Ермухана Бекмаханова выступили: И.
Будовниц, А. Нусупбеков, Х. Адьльгиреев, А. Жиреншин, Б. Аспандияров, Е.
Дильмухамедов. Нейтральную позицию держали: А. Турсынбаев, Т.
Елеуов.
Все эти
дискуссии нашли отображение в фильме.
Вместе с тем, в фильме есть и такой персонаж, как
Сафар – уважаемый учитель, который сам поставил подпись под написанным на него
заявлением.
Этот эпизод
картины метафоричен, ведь подобная ситуация имела место в жизни самого Ермухана
Бекмаханова. Ему пришлось работать простым учителем истории в средней школе Новотроицкого
села Чуйского района.
И хотя его
понизили со звания доктора, поставили работать обычным преподавателем в школу, он
все это достойно вынес. Бекмаханов обучал детей и вместе с тем приступил к
написанию большой исследовательской работы, объем которой составил 800 страниц.
Перед
заключением в тюрьму, Бекмаханов успел передать свою работу Ахметжану, который
вместе с ним работал в школе. Ахметжан сберег
труд историка. После того, как Бекмаханов освободился из тюрьмы, он передал труд
историку. У Ермухана Бекмаханова даже выступили слезы, когда он получил свой
труд обратно в первоначальном виде.
Впоследствии
писатель М. Сарсекен в своей книге «Ноқталанған тарихшы» – «Необузданный
историк» подробнее останавливался на данном событии из жизни Ермухана
Бекмаханова.
Кадр из фильма «Аманат»
Труд, переданный на хранение Ахметжану, является
аманатом. Казахский народ поясняет слово «аманат» так: каждая вещь должна быть
на своем месте. Вместе с тем, и соответствующую должность полагается занимать
человеку, достойному этой работы. Кроме того, аманатом считается и выполнение
человеком взятых обязательств...
Вот и Ахметжан выполнил поручение историка
Бехмаханова.
Стоит отметить, что во время всего фильма несколько
раз мелькает образ подростка со своей младшей сестрой. Они появляются на экране
в те моменты, когда решается судьба Кенесары хана: вот их образы мелькнули в
горах, а вот уже при пожаре, снова и снова появляются их тени. Эти образы –
своеобразная «символика аманата», используемая автором картины.
Режиссер фильма старается не рассказывать о мелких эпизодах,
а заостряет внимание зрителя на крупных событиях. Он хотел показать мечту Кенесары,
о чем он думал, как действовал, что заставляло его грустить... Самое главное,
Сатыбалды Нарымбетов хотел обратить внимание зрителей на то, что лейтмотивом по
всей картине проходит мечта Кенесары о Свободе.
В фильме показана преемственность: Кенесары – Алаш – Бекмаханов – Думан Рамазан (исследователь
истории Кенесары).
Кинолента «Аманат» охватывает и период знакомства
Ермухана Бекмаханова с Халимой, начиная с того момента, как они познакомились и
20 лет спустя.
Роль Халимы Адамбековны сыграла актриса Карлыгаш
Мухамеджанова, Ермухана Бекмаханова – Берик Айтжанов, Кенесары – Санжар Мадиев,
следователя – Азиз Бейшеналиев.
Заңғар КӘРІМХАН