Касым хан родился около 1445 года и был сыном одного из основателей Казахского ханства Жанибек-хана.
«Мы — жители степи. У нас нет ни редких, ни дорогих вещей, ни товаров. Главное наше богатство заключается в лошадях: мясо и кожа их служат нам пищей и одеждой, а приятнейший напиток для нас, приготовленный из кобыльего молока, – кумыс. На земле нашей нет ни садов, ни зданий; место наших развлечений – пастбища скота и табуны лошадей, и мы ходим любоваться этим зрелищем».
Касым хан
Впервые имя Касым-султана
упоминается в источниках в связи с описанием войн Шайбани-хана
с казахскими владетелями в 80-х годах XV века. В источниках
говорится о Касыме как об одном «из известных султанов
и славных бахадуров» Кыпчака, предводителе конницы войска Бурундук-хана.
В 1510 году,
когда Шайбаниды совершили набег на улус Касыма, он, по словам Мирзы
Хайдара Дуглата «еще и не принимал титул хана, хотя власть его уже
была настолько велика, что никто и не думал о Бурундук-хане.
Но он (Касым) не хотел находиться поблизости
от Бурундук-хана, потому что, если быть вблизи и не соблюдать
должного уважения, означало бы возражать хану,
а повиноваться, же ему душа не лежала, поэтому
он и старался держаться подальше от Бурундук-хана».
Соперничество двух
влиятельнейших людей ханства закончилось победой всесильного и энергичного
султана Касыма и изгнанием потерявшего свой авторитет хана за пределы
ханства. Не ранее осени 1511 года Бурундук-хан с кучкой приближенных
удалился в Мавараннахр. Верховная власть в ханстве перешла
к потомкам Жанибека, первым из которых воцарился наиболее даровитый
из его сыновей — Касым-султан.
Основной линией
внешней политики Касыма была борьба с Шайбанидами за овладение
казахскими городами Присырдарьи. Вскоре под власть казахского хана перешел
самый южный из городов Присырдарьи Сайрам, а затем начался поход
на Ташкент.
В 1512 году
наместник Сайрама Катта-бек, оказал сопротивление шайбанидскому войску, однако,
бессильный удержать город, решил передать его казахскому хану.
Катта-бек убедил
Касым-хана выступить против правителя Ташкента Шайбанида Суюнджи-Ходжи.
«Касим-хан, — пишет далее Мирза Хайдар в своем «Тарих-и
Рашиди», — с бесчисленным войском направился к Ташкенту.
Суйунчик-хан укрепился в крепости Ташкента. Касым-хан, подступив к крепости
Ташкента, простоял перед ней одну ночь. Потом он ушел, разграбив
окрестности Ташкента и захватив с собой все, что только мог найти.
Затем, подойдя к окрестностям Сайрама, он занялся подсчетом имущества
и скота".
Иную версию столкновения Касым-хана и Суюнджи-Ходжа-хана приводит прошибанидский
автор «Зубдат аль-асар». Касым-хан, пишет он, был властителем Дешт-и Кыпчака.
Он с войском казахов и мангытов совершил поход на Туркестан
и Ташкент, захватил в плен несколько беззащитных людей. Когда
Касым-хан подступил к Ташкенту, то Суюнджи-Ходжа-хан встретил его
с войском. Произошла жестокая битва, Касым-хана свалили с коня,
но в разгаре боя противники не узнали хана, и это
обстоятельство спасло ему жизнь. Нукеры быстро подвели ему коня,
и Касым-хан повернул поводья в сторону Дешт-и Кыпчака.
Во втором
десятилетии XVI века Касым-хан окончательно утвердил свое господство над
обширными степными пространствами казахской территории. К этому времени
границы ханства на юге выходили на правобережье Сырдарьи
и включали часть городов Туркестана, на юго-востоке они охватывали
предгорья и долины значительной части Семиречья, на севере
и северо-востоке проходили в районе гор Улу-Тау и оз. Балхаш,
доходя до отрогов Каркаралинских гор, на северо-западе, достигали
бассейна р. Яик. При Касым-хане ханская власть настолько окрепла, что число
подданных государства, по словам современников, составило более миллиона
человек.
Взаимоотношения
казахских правителей и Шайбанидов в последние годы правления
Касым-хана продолжали оставаться напряженными и далеко не мирными.
Судя по источникам, основная борьба происходила вокруг Ташкента; правителю
этого вилайета Суюнджи-Ходжа-хану несколько раз приходилось сражаться
с казахами. По сообщению Васифи, против казахов был предпринят
совместный поход шайбанидских султанов во главе с Кучум-ханом,
который состоялся, очевидно, зимой 1516–1517 годы.
Казахское ханство
постепенно вовлекалось в международные отношения того времени. Одним
из первых государств, вступивших в дипломатические связи
с Казахским ханством, было Московское государство при правлении Великого
князя Василия III (1505–1533). В годы правления Касым-хана казахи как
самостоятельная этническая общность стали известны в Западной Европе:
о казахах оставил свои записи австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн,
посетивший несколько раз Москву (1517, 1526).
По сведениям автора начала XVII в. Кадырали-бека, Касым-хан скончался
в г. Сарайчуке.
После смерти Касыма
в Казахском ханстве наступили «смутные времена». Вплоть до середины
XVII века в Казахском ханстве остро проявлялся сепаратизм султанов,
усилились междоусобные столкновения среди феодалов.
Известны имена двух
сыновей Касым-хана — Мамаш и Хакназар; оба были ханами. Одна дочь,
согласно фольклорным материалам, была замужем за знатным ногайским мурзой
Шайх-Мамаем. Другая его дочь (имя ее тоже не приводится) была замужем
за Шайбанидом Убайдулла-султаном.
Касым-хан,
по отзывам современников — Бинаи, Ибн Рузбихана, Бабура, Хондамира,
Мирзы Хайдара Дуглата — любил хороших лошадей, был их большим
знатоком, отличался военным талантом, личной отвагой и способностью вести
за собой других; на основе их высказываний создается образ
человека с высокими моральными качествами, достойными подражания.
Народное предание
казахов связывает с именем Касыма создание узаконений, известных как
«Қасым ханның қасқа жолы» («Чистая дорога хана Касыма»).