Имя Александра Викторовича Затаевича, знатока народной казахской музыки, известно каждому культурному человеку Казахстана.
Старанием и любовью он сберег от забвения яркую самобытную
музыкальную культуру нашего народа. Народ полюбил его, оценил, доверил ему
свои песни, а значит, и душу. Прикоснувшись к нашей истории, Затаевич
нашел свое призвание и обрел известность.
Став собирателем народных казахских песен, он всецело отдался этой работе.
В Оренбурге в течение 1920-1923 годов им записано 1500 песен и кюйев. В
предисловии к первому сборнику песен казахского народа он писал: «Записывал я
всех, кто только мог мне предложить свои исполнения и кого только из лиц
музыкальных и сведущих я умышленно или случайно находил».
Именно в Оренбурге Затаевич в 1920 году встретился с
известным певцом-импровизатором Исой Байзаковым. Он был восхищен песенным,
музыкальным и поэтическим творчеством Байзакова.
Записав от Исы ряд интересных песен и народных мелодий, Затаевич так
определил дарование Байзакова: «Иса Байзаков, молодой, полный находчивости
и темперамента поэт-импровизатор и недурный певец, декламирующий и поющий с
большой пластикой и выразительностью. В сценическом отношении также очень
одаренная натура, прирожденный актер, с даром отчетливой дикции, выразительного
жеста и утонченной мимики. Быстрые как каскад стихотворные импровизации
на заданную из публики тему или просто – на брошенное оттуда восклицание – вызывали на моих
глазах удивление и восторги не только широкой аудитории, но и отдельных серьезных
и компетентных ценителей».
От Исы Байзакова Затаевич
записал тогда такие интересные народные песни, как «Какен», «Бике»,
«Маныш-Конша», «Жар-жар» и «Танысу». Все они вошли в сборник «1000 песен
казахского народа», вышедший в 1925 году, который был премирован КазЦИКом и
Наркомпросом РСФСР. Позднее, в 1935 году, Затаевичу удалось записать от
Байзакова еще ряд песен – «Гакку», «Алтай», «Кен Сарай», «Бир бидай», «Калка» и др. «Гакку» вошла впоследствии без изменений в первую
казахскую оперу «Кыз Жибек», которая стала популярной в Казахстане и всем
Советском Союзе.
В 1926 году Затаевич совершил большое
путешествие по Семипалатинской губернии. Он побывал в Семипалатинске,
Павлодаре, Каркаралинске, в течение двух недель записывал песни в степных аулах
Кууской волости. В Каркаралинске собиратель казахских песен встретился с Кали
Байжановым, акыном из Баянаульского района. Это был профессиональный певец,
талантливый продолжатель традиций народных акынов. Затаевич записал от него
песни «Ыргакты», «Буртытбай», «Кокжендет» и другие. Голос Кали сохранен
для потомков в записи на грампластинках и магнитофонной пленке, которые
хранятся в Национальной Академии наук Казахстана.
В Павлодаре Затаевич был в августе 1926 года. Шесть недель работал он здесь
и записал 340 песен. Здесь же он встретился с певицей Майрой Шамсутдиновой. «Не успел большой пассажирский пароход «Ленинград», на котором я ехал
вверх по Иртышу из Омска в Семипалатинск, отвалить от павлодарской пристани,
как снизу, из окон каюты 3-го класса, послышались звуки красивого грудного и
благородного по тембру контральто, невидимая мне обладательница коего
пела казахские песни под совершенно неожиданный аккомпанемент… на большой
гармони! Конечно, через минуту я был уже внизу и увидел там окруженную публикой
брюнетку лет 30, красивую и худощавую, с серьезным продолговатым лицом и ярким
румянцем на несколько впалых щеках. Я стоя слушал ее пение. В манере
передачи песен у нее выходили на первый план: известная властность,
повелительность, размах и темперамент, т.е. как раз те качества, которые я
никогда не встречал у казахских певиц», – писал Затаевич. Из обширного
наследия Майры Затаевич записал 14 песен – «Каракоз», «Увайра», «Ал
карай кок», «Бакша» и другие.
Записав много казахских песен и кюев, Затаевич подготовил большой
фундаментальный сборник «1000 песен казахского народа», впервые изданный в 1925 году. В нем названо 280 имен исполнителей. Его предваряли слова
самого Затаевича: «Вам, мои дорогие друзья-джигиты, посвящаю и вам возвращаю я
этот труд, сработанный совместно с вами в годину голода, холода и эпидемии».
В 1936 году Александра Затаевича не стало. Казахский народ высоко ценит и
чтит память собирателя казахских песен. В 1954 году на его могиле в Москве был
воздвигнут памятник с изображением музыканта-этнографа, слушающего народного
акына.