Великий режиссер из степи
18.03.2015 3763

Чем дальше от нас уходит холодный декабрьский день трагической гибели Шакена Айманова в 1970 году, тем яснее и определеннее вырисовываются истинные масштабы личности этого выдающегося деятеля советской культуры, творца и мастера казахского искусства.


Богатый вклад Шакена Айманова в развитие духовной жизни, еще не раз привлечет к себе внимание будущих историков казахского театра и кино. Но уже сегодня, нет никаких сомнений в огромности его творческих свершений. Само время вписало имя Айманова в историю культурной жизни республики и осветило его ярким светом народного признания и любви. Народный артист СССР, государственный руководитель студии «Казахфильм», режиссер и актер Шакен Айманов был человеком многогранного таланта. 

Родина Шакена - легендарный Баянаул. Здесь близ озера Торайгыр и родился будущий киноактер. Отец его был талантливым певцом и музыкантом, с домброй не расставался, несмотря на лишения и трудности жизни. Маленький Шакен унаследовал от отца любовь к музыке, к прекрасным песням гор. С домброй под подушкой Шакен ложился спать. Первой песней, которую он сыграл и спел самостоятельно была, говорят, «Елимай» — «О родина моя». 

Шли трудные 20-е годы. В это время в Баянаул часто приезжали известные певцы —Кали Байжанов, Жаяу Муса, Майра, выступал борец Хаджимукан. 

Шакен жил на такой земле своего родного народа, которая была богата талантами- поэтами, певцами, народными умельцами и мастерами. Детство и юность Шакена Айманова совпали с юностью молодой Казахской республики. Молодежь тянулась к знаниям. Ушел в науку юный Каныш Сатпаев, уехал учиться Жумат Шанин. В конце 20-х годов уехал в Семипалатинск и Шакен. 

Он учился в школе-коммуне, а затем в педагогическом институте созданного по инициативе Луначарского. Шакен готовился стать учителем начальных классов, а свободное время отдавал кружкам художественной самодеятельности: играл на домбре и мандолине, участвовал в спектаклях драмкружка. 

Драматический кружок института работал преимущественно над казахскими пьесами из аульной жизни. Ставили отрывки из пьесы Ж.Шанина «Аркелык-батыр», М.Ауэзова «Байбиня-токел», К. Байсеитовой и А.Шалиной «Зауре» и др. 

В Семипалатинске Айманов познакомился с искусством профессиональных актеров Казахского драматического театра, приехавшего на гастроли из Алма-Аты. Первым спектаклем этого театра, который увидел Шакен, была пьеса М.Ауэзова «Карагоз». В 1933 году, когда Шакен Айманов заканчивал третий курс института, приехавший на гастроли в Семипалатинск из Риддера театр рабочей молодежи (ТРАМ) привлек Айманова к участию в своих спектаклях. В пьесе «Зарлык» Шакен сыграл роль старика Сафара. В этой роли его и увидел известный казахский писатель Габит Мусрепов, прибывший в Семипалатинск по заданию Наркомпроса республики подобрать талантливую молодежь для Казахского драматического театра. Мусрепов предложил двум актерам Айманову и Огузбаеву поехать в Алма-Ату работать в театре. 

Из Семипалатинска в Алма-Ату ехали по новой железной дороге — Турксибу. Так в 1933 году для Айманова началась новая жизнь. Пошли и горести и радости, известные каждому начинающему актеру. Здесь впервые Шакен познакомился с мастером казахского искусства Куляш Байсеитовой, Серке Кожемкуловым, Калибеком Куанышпаевым, Жуматом Шаниным и др. 

Шакену Айманову выпало сыграть в спектаклях театра разные роли: Есена в спектакле «Енлик-Кебек» М.Ауэзова,  Садовского в «Аристократах» Н.Погодина, Хлестакова в «Ревизоре» Н.В. Гоголя, Егора в «Амангельды» Б.Шайлина, Отелло в пьесе В. Шекспира и др.

Шакен Айманов работал у известного театральных режиссеров в Алма-Ате Борова, Соколовского,Гольдблага, Марковой и других. А с 1945 года Шакен сам стал не только актером, но и режиссером театра. Поставил десять спектаклей и среди них: «Амангельды», «Голос Америки», «Калиновую рощу», «Ахан-серы и Актокты» и др.

Одновременно с работой в театре Шакена Айманова еще в 1940 году привлекают для съемок кино. Сначала, в фильмах 40-х годов, он играл небольшие роли Сарсен в фильме «Райхан» производства «Ленфильм» по сценарию М.Ауэзова, затем в годы войны в фильме «Белая роза» Айманов играет роль фронтовика, в фильме «Песни Абая» — роль Шарипа, человека мстительного, злого и властолюбивого, вступающего на путь борьбы с Абаем, в фильме «Золотой рог» — роль Досанова. Из всех ролей, исполненных за эти годы Аймановым, наиболее значительны в 1945 году роль Шарипа и в 1954 году роль Джамбула. Но основным делом для него тогда все еще оставалась работа в театре. 

А в 1953 году вдруг, резко оборвав свое блистательное восхождение к вершинам сценического мастерства, он ушел из театра в кино, увлекая собственным примером режиссеров-казахов в молодое киноискусство республики. «Мой переход из театра в кино,-писал позже Айманов, связан главным образом с моим страстным желанием как можно шире и глубже раскрыть и показать преобразования в моем родном крае. Я люблю театр. Но театр не может охватить столько зрителей, сколько кино. Спектакль идет в одном театре, в лучшем случае — в нескольких театрах, А фильм смотрят десятки тысяч...».

Творческий рост Шакена Айманова связан с процессом развития кинематографического искусства республики и в полной мере отражает его историю. Это и понятно, во-первых, он ветеран казахского кино, осуществивший постановку первых казахских фильмов, во-вторых, им созданы фильмы, которые стали этапными в развитии киноискусства Казахстана. Это фильмы различные по жанру: трагедия «Поэма о любви», драмы «Дочь степей», и «Перекресток», киноочерк «Мы здесь живем», киноповести «Водном районе», «Земля отцов», «Ангел в тюбетейке», трагикомедия «Алдар-косе». 

Одной из главных в творчестве киноактера сталь роль Джамбула в фильме «Джамбул», одна из самых главных в творчестве киноактера. Его роль очень сложная, так как в начале фильма акын Джамбул — влюбленный юноша, затем зрелый мужчина и, наконец, мудрый старец. 

Уже тогда Шакен Айманов имел почетное звание Заслуженного артиста Казахской ССР и выдающийся актер и режиссер советского кино Сергей Бондарчук в газете «Правда» подчеркнул «мастерство и правдивость игры», «выразительность», «его творческую мысль и фантазию»

Приход Айманова в кино совпал с тем временем, когда наметился всеобщий подъем в советской кинематографии. Начинался новый этап в советском кино. За активную работу в области театра и кино 3 января 1959 года народному артисту Казахской ССР Шакену Айманову было присвоено почетное звание Народного артиста СССР. 

 В 60-е годы Шакен Айманов осуществил постановку девяти фильмов, причем в двух из них снимался. Наиболее значительными фильмами той поры стали — «В одном районе», «Песня зовет» , «Перекресток», «Земля отцов», «Ангел в тюбетейке», «У подножия Найзатас» и 2-серийный фильм «Конец атамана». 

Его 50-летие было ознаменовано триумфом фильма «Безбородый обманщик». Айманов выступает в нем в трех качествах: как соавтор сценария, режиссер-постановщик и исполнитель главной роли. Алдар Косе — это не имя, а прозвище, где «алдар» -хитрец, а «косе» — безборолый. А как его звали, да жил ли он вообще когда-нибудь, никто не ведает. Ходят только легенды о простом и находчивом, бедном и ловком Алдаре Косе. 

Наиболее полно проявился талант Айманова как режиссера в последнем поставленном им фильма «Конец атамана», который по праву считается одним из лучших. 

Айманов хорошо знал об эмоциональной силе пейзажа и часто для съемки сцен приезжал в родной Баянаульский район, используя природу для более глубокого раскрытия содержания своих фильмов и эмоционального воздействия на зрителя. «Баянаул — один из самых красивейших уголков на земном шаре. Безумно люблю Баянаул, не потому, что это моя родина, а потому, что это действительно чудесный уголок. О Баянауле студия „Казахфильма“ сняла несколько видовых документальных фильмов. Это картина „Баянаул“ и картина „Эхо“. И когда на студию к нам приезжают иностранные гости-туристы, мы с удовольствием показываем эти фильмы и наши гости восхищаются красотой, прелестью этой земли» — рассказывал Айманов. 

Шакен Айманов был выдающимся деятелем советского кино. Его творчество знали за рубежом. Он побывал в ряде зарубежных стран — в США, Англии, Италии, Франции, Египте, он ставил различные по жанру фильмы — трагедии, комедии, киноочерки, драмы.

Жизнь Шакена Айманова оборвалась неожиданно и трагически в пору его творческого расцвета, когда ему было только 56 лет, — его сбила машина на улице Москвы. Случилось это в 1970 году.


Статья подготовлена на основе материалов, предоставленных Государственным архивом Павлодарской области

Алена Демченко