Генеалогия основателей Казахского ханства Керей и Джанибек султанов
17.03.2015 3653
Автор проекта «Всемирная генеалогия чингизидов» Гизат Табулдин представил генеалогию казахских ханов, составленную им в ходе многолетнего исследования.


«…Осталось ханство, которому суждена была долгая жизнь…»

Когда Туши (Джучи), старший сын Чингисхана,

увидел воздух и воду кыпчакской земли,

то он нашел, что во всем мире не может быть

земли, приятнее этой, воздуха, лучше этого,

воды, слаще этой, лугов и пастбищ, обширнее этих.

Историк Джузджани, XIV век


Формирование социально-политического ландшафта казахского общества связано с принципом престолонаследия и преемственности власти правящей династии Чингизидов, восходящей от Чингисхана. История династий Чингизидов охватывает более восьмисот лет, ее изучение является основным объектом наших исследований. Актуальность и новизна научно-исследовательской работы, представляющей сведения по генеалогии и репродуктивной части Чингизидов, определяются рядом факторов: во-первых, потребностью общества в объективных данных о прошлом своего народа, сохранив о нем память; во-вторых, необходимостью заполнения лакуны в наших знаниях о потомках Чингисхана; в-третьих, в условиях глобализации культур и интенсификации контактов между народами налаживание общения и взаимопонимания между представителями различных мировых культурных сообществ невозможно без глубокого и всестороннего изучения наследия прошлого, определения связей его с настоящим.

Генеалогия (греч. genealogia — родословная) — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая происхождение и родственные связи исторических лиц, родов, фамилий. Мы исходим из того, что возраст одного поколения составляет 20–25 лет, это общепринятая практика в генеалогии.

Исследования, посвященные династиям монархов, никогда не были в чести у советской историографии, что являлось следствием проявления идеологизированного прессинга ВКП(б) и КПСС в отношении темы чингизизма. Целые поколения граждан в нашей стране вырастали, не имея ясного представления ни о месте, ни о роли конкретных монархов в истории разных государств, не задумываясь о значении тех политических и исторических деятелей, чьи имена встречались в документальных и художественных произведениях, в учебниках и периодической печати.

Централизованный «источник истины» прекратил свое существование с распадом коммунистической империи (СССР, 1991 г.). Это дало начало борьбе за материальное и духовное наследие Чингисхана, которое заметно обострилось в последнее время [1, с. 5]. История средневековой Евразии стала объектом внимания современных политиков, порой вольной трактовкой исторических событий, что влечет за собой непредсказуемые и негативные проявления в сознании «евразийцев».

На просторах Дешт-и-Кипчака как части постзолотоордынской территории чингизидов и их различных ответвлений разворачивались междинастийные и межклановые столкновения. Одними из главных представителей господствующих династий начала и середины XV века являлись потомки Шибана и Орда-Эджена, оба — участники Второй мировой монгольской войны.

Орда-Эджен (Орда, Хорду, Ичен). Согласно Рашид-ад-Дину, Орда — первый сын Джучи-хана от его старшей жены по имени Сартак из рода конграт. После смерти отца в 1227 г. главная ставка Джучи, которая располагалась в верховьях Иртыша, в районе озера Ала-Куль, и называлась Кок-Ордой, перешла к Орда-Эджену [2, с. 142–143]. Один из спорных вопросов — дата смерти Орда-Эджена. В известных справочниках Стэнли Лэн-Пуля «Мусульманские династии» (1899 г.), К. Э. Босворта под тем же названием (1967 г., на русский язык переведен П. А. Грязневичем в 1971 г.) датой смерти Орда-Эджена неверно указан 1280 г., из этих источников ошибка перешла во многие исторические труды. В действительности время смерти Орда-Эджена — между 1246 и 1251 гг.: в 1246 г., когда Плано Карпини со своими спутниками проезжал через территорию Улуса Джучи, Орда-Эджен был еще жив, но уже в 1251 г. его уделом правил его четвертый сын Кункиран. Во второй половине XIII в., то есть при первых преемниках Орда-Эджена, центр улуса Орды (а заодно и его название Кок-Орда) был перенесен из района озера Ала-Куль, где он находился в начале, на берега Сырдарьи. После Кункирана, сына Орды, там правил Куйинчи (Коничи), сын Сартактая, сына Орды. После смерти Куйинчи вместо него утвердили его старшего сына с поэтическим именем Баян. 

С этого времени территория по среднему и нижнему течению Сырдарьи и прилегающие к ней области Улуса Джучи прочно закрепились за потомками Орда-Эджена. Показательный факт: и предкиУрус-хана, и он сам, и его потомки также владычествовали именно на этой территории; как раз оттуда, с берегов Сырдарьи, в XIV в. они совершали свои походы на Нижнюю Волгу и, разгромив политических противников, на время овладели Сараем, столицей Золотой Орды, а затем вновь возвращались в свою Кок-Орду, в присырдарьинские владения [2, с. 143–144].

Говоря об актуальности, стоит отметить, что в рамках программы Казахстана «Культурное наследие» уже издавался Парижский список «Муизз ал-ансаб» (перевод Ш. Вохидова), но данная работа не дает полной информации об изучаемом источнике согласно канонам исторической методологии. Судить об этом источнике можно только путем сверки всех четырех копий источника, хранящихся в Париже, Лондоне и Индии. Только на основе проведенной внешней критики (сверка и печать критического текста источника) можно проводить внутреннюю критику и извлекать исторические факты из данного первоисточника. Критический текст Таварихи Гузидайи Нусрат-наме был издан, но не был переведен на современные языки; кроме того, факсимиле данного источника в монографии Н. М. Акрамова слишком мелкое и нечитабельное. Поэтому, основываясь на работе Н. М. Акрамова, данный источник нужно ввести в исторический оборот. 

Часть Ленинградского списка уже публиковалась в материалах по истории Казахского ханства (1969 г.), но эта работа будет неполной без сравнения двух списков Таварихи Гузидайи Нусрат-наме и перевода всего источника в целом. Кроме того, на основе данного источника можно окончательно разрешить проблему принадлежности казахских чингизидов к ветви Орда-Эджена или Тука-Тиимура, так как в Лондонском списке имеются сведения XV в. о потомках Орда-Эджена, а в Ленинградском списке отсутствуют. Сочинение Хондемира очень важно, поскольку там описываются события XV—XVI вв., происходившие на территории современного Казахстана. 

Из числа историков данная работа использовалась только Б. А. Ахмедовым, но она не переведена на европейские языки, поэтому не используется современными исследователями, хотя и содержит в себе бесценные сведения об истории Казахстана. В связи с научными достижениями в области генетики у историков появляется инструмент для верификации исторических гипотез. Шибан, пятый сын Джучи. Согласно «Муизз ал-ансаб», матерью Шибана была Несер. Дата рождения Шибана неизвестна. По указанию Бату Шибан и Орда-Эджен были участниками курултая в Монголии, на котором Гуюк был провозглашен великим ханом. Потомки Шибана являются основателями Сибирского ханства, связаны с династией и именем шибанида Ибак-хана (Абак, Ибак). Основным ядром Сибирского ханства шибанидов, образование которого относится к началу 70-х гг. XV в., вначале были земли, расположенные по среднему течению Иртыша и рекам Тары, Тобол, Ишим и Тура. Границы ханства то расширялись, то сужались в зависимости от политических обстоятельств.

В настоящее время в научном обороте появились средневековые источники, ранее незнакомые современным историкам, в частности работы известного ученого Т. И. Султанова. Опираясь на его труды, мы можем ответить на один из главных вопросов наших оппонентов: «Как вы объясняете происхождение казахских ханов от первого сына Джучи-хана Орда-Эджена, а не от тринадцатого — Тука-Тимура?»

Выдающийся востоковед Владимир Густатович Тизенгаузен (1825—1902 гг.) в 1884 г. опубликовал «Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Том I. Извлечения из сочинений арабских». Второй том «Извлечения из персидских сочинений», собранный В. Г. Тизенгаузеном и переработанный А. А. Ромаскевичем и С. Л. Волиным, был издан лишь в 1941 г. В указанных томах собраны наиболее авторитетные летописи Средневековья, относящиеся к истории Золотой Орды, в том числе и Казахстана. На основании государственной программы «Культурное наследие» два тома трудов В. Г. Тизенгаузена переизданы Институтом востоковедения им. Р. Б. Сулейменова Министерства образования и науки Республики Казахстан: в 2005 г. — первый том («История Казахстана в арабских источниках», том I), в 2006 г. — второй том («История Казахстана в арабских источниках», том IV).

Во втором томеВ. Г. Тизенгаузена приведена родословнаяУрус-хана от потомковТука-Тимура. Этой версии и придерживался известный казахстанский востоковедВ. П. Юдин. Аналогичная версия происхожденияУрус-хана изложена в третьем томе «История Казахстана в персидских источниках» (летопись «Муиззал-ансаб») [3, с. 438]. 

Другая точка зрения о происхождении Урус-хана от потомков Орда-Эджена исходит от персидского источника «Аноним Искандера», написанного в 1414 г. Ему вторит историк Гаффари в произведении «Список устроителя мира». Такие же сведения дает и Хайдар Рази в своих «Историях». Эту точку зрения поддерживали российский историк XIX в. В. В. Вильяминов-Зернов — автор исследования о касимовских царевичах, академик В. В. Бартольд, немецкий исследователь Ховард, французский ориенталист Рене Груссе, английский историк Э. Д. Филлипс, автор фундаментального труда «Распад Золотой Орды» М. Г. Сафаргалиев, петербургский профессор Т. И. Султанов — автор десятков книг по истории Казахстана и другие ученые-историки. Мы принимаем второй вариант, то есть согласны с персидским источником «Аноним Искандера» и примыкающими к нему авторами: Урус-хан является потомком Орда-Эджена [4, http://tengrifund.ru].

В контексте данной статьи не рассматривается детальная историческая взаимосвязь между Абулхаир-ханом и султанами Керей и Жанибек. Одно несомненно: конфликт не мог носить бытовой характер.

Согласно арабо-персидским источникам, в 1446 г. в нижнем течении реки Жабай (на территории современной Акмолинской области, в 35 км северо-восточнее нынешнего города Атбасар) состоялось грандиозное сражение между Абулхаиром и Мустафой-ханом. Это сражение осталось вне поля зрения исследователей. Зададимся вопросом: были ли Керей и Джанибек султаны участниками этой баталии, а если были, то на чьей стороне они сражались?

Бесспорно, для возникновения первого казахского государства — Казахского ханства — сложились определенные исторические обстоятельства. И эти обстоятельства показывают, что падение государства шибанида Абу-л-Хайр-хана в Восточном Дешт-и-Кипчаке и образование там Казахского ханства произошли по обычной для рассматриваемой эпохи схеме, согласно которой в Средние века государства возникали и распадались вместе с той или другой династией [5, с. 124]. «Политическая и общественная значимость этого события заключается прежде всего в том, что Казахское ханство, возникшее в 1470–1471 годах, — первое по времени в Средней Азии национальное государство, созданное ныне существующим народом, а не его предшественниками или историческими предками» [7, с. 134].

Подробнее ознакомиться со схемой «Генеалогия казахских ханов» можно в разделе Инфографика

Результаты данного исследования позволяют констатировать, что основатели Казахского ханства — Керей, потомок Орда-Эджена в 13-м поколении, и Джанибек, потомок Орда-Эджена в 14-м поколении, несомненно, ведут свою генеалогию от Орда-Эджена, старшего сына Джучи. В данной статье отражена генеалогическая история основателей Казахского ханства — Керея и Джанибека, являющихся потомками Орда-Эджена, старшего сына Джучи, основанная на известных средневековых летописях.


[6,7]

Табулдин Г.Ж.,
научный сотрудник

Национального музея РК


Список литературы

1. Оловинцов А.Г., Табулдин Г. Ж. Чингизиды: династии и эпохи. — Астана, 2009. — 376 с.
2. Султанов Т. И. Поднятые на белой кошме. Потомки Чингиз-хана. — Алматы: Дайк-Пресс, 2001. — 276 с. (Казахстанские востоковедные исследования)
3. История Казахстана в персидских источниках. Том IV. — II том В. Г. Тизенгаузена. — Алматы: Дайк-Пресс, 2006.
4. Табулдин Г.Ж. О генеалогии Чингизидов: историко-источниковедческий анализ». http://tengrifund.ru
5. Султанов Т. И. Поднятые на белой кошме. Ханы казахских степей. — Астана: ТОО «Астана Даму-21», 2006. — 256 с.
6. Табулдин Г.Ж. и др. Казахские ханы и их потомки. — Кокшетау: Мир печати, 2013.
7. Табулдин Г. Ж. Генеалогия казахских ханов. Таблица. — Астана: Изд-во«Жана-Орда», 2014.