История этого исследования началась более 15
лет назад. Анатолий Григорьевич Оловинцов, инженер по профессии, всегда
интересовался историей, выискивал интересные малоизвестные факты, читал книги
запоем. Он — ходячая энциклопедия, историк-любитель и настоящий
исследователь, автор 7 книг, один из создателей единственной в мире генеалогической
схемы потомков Чингисхана.
— Меня натолкнули на создание схемы учебники по истории Казахстана для вузов. Из учебника в учебник перепечатывается схема, которая должна рассказывать о генеалогии казахских ханов. Эти таблицы представляют собой перечень имен в определенной последовательности, не более того, причем неизвестно, в какое время правил этот человек, кто он (сын, брат, племянник и т. д.) по отношению к вышестоящему и так далее.
Проанализировав все, я пришел к выводу, что нужно делать по-другому. Ориентиром для дальнейшего исследования для меня стала книга Н. Назарбаева «Народ в потоке истории». Я начал составлять таблицу «Генеалогия казахских ханов на Евразийском континенте», за точку отсчета взяв Чингисхана. На составление этой таблицы, где помещены все потомки завоевателя за 800 лет, я потратил 15 лет.
Это первая таблица восьмилетней давности. Я и сейчас продолжаю ее дополнять, как только где-то что-то найду. Эта таблица вошла в книгу рекордов Казахстана (КИнЭС), где написано, что аналогов подобной генеалогической таблицы в мире нет. За эту же генеалогическую таблицу Оловинцову присвоено звание академика Всемирной академии Чингисхана. Всех этих успехов Анатолий Оловинцов не достиг бы без Гизата Табулдина, своего коллеги, исследователя и известного чингисхановеда.
Нужно сказать, работа над схемой позволила исследователям подробно представить генеалогию основателей Казахского ханства Жанибека и Керея, которые в 13-ом поколении являются потомками Чингисхана.
— На что вы опирались в своем исследовании, какие источники использовали?
— Мы использовали арабские, персидские, западно-европейские, китайские, монгольские, российские, казахские источники, сидели в архивах, библиотеках. Зачастую, чтобы найти нужную нам информацию или еще одно имя для таблицы, необходимо прочесть десятки книг.
— Как далее проводилось ваше исследование?
— После того, как я показал свою таблицу заведующему кафедрой истории Казахстана Ахметову, он посоветовал съездить в Алматы к специалистам института имени Ч. Валиханова, а также свести воедино доказательства, то есть по имеющимся черновикам написать книгу. Вместе с Гизатом Табулдиным мы написали альманах «Чингизиды». Книга стала так сказать расшифровкой таблицы. К каждому имени приведено описание: годы жизни, чем занимался, на ком был женат, с кем воевал и торговал, чем прославился в своем государстве и так далее. Мы насчитали 18 сыновей Чингисхана, но всего четверо из них оставили след в истории.
Анатолий Григорьевич спустя многие годы исследований и составления таблиц и схем передал всю работу своему верному соратнику Гизату Жолдангаровичу. А сам занялся изучением личности Чингисхана. Он считает, что монголов как нации не существовало. Это было политическое самоназвание, которое дал Чингисхан объединенным вокруг себя племенам.
В последнем издании книги «Тюрки или монголы», — продолжает свой рассказ исследователь, — есть глава «Выводы, или системный анализ из прочитанного за 800 лет», где я привел имена 50 ученых, которые также не верили в то, что были монголы. Среди них и посол, командированный из Южного Китая в ставку Чингисхана. Он искал в Монголии монголов. Спрашивал всех: ты кто? Ему отвечали: татарин, джалаир, найман, кирей, мангыт и так далее. Аналогичное происходило в Советском Союзе, наблюдаем и сейчас в Америке, то есть не было советской нации, как нет и американской. То же самое произошло и в Монголии, когда Чингисхан объединил вокруг себя все тюркские племена и дал им название «монголы». Так и укоренилось это название.
Чингисхан не был монголом
В книге «Тюрки или монголы? Эпоха Чингисхана» я привожу доказательства того, что Чингисхан не был монголом. Он был рыжим, с серыми глазами и широкой бородой. Говорил, как и все, на тюркском языке. Вот некоторые из доказательств.
Внук Чингисхана Гуюк хан в 1246 году писал письмо Римскому папе Иннокентию IV и поставил печать, текст ее написан уйгурским шрифтом на тюркском языке.
Пайцза — знак командира, встречаются серебряные или золотые, крепились к поясу. Их найдено около 20, одиннадцать из них я привел в книге, надписи на них сделаны на тюркском языке.
Камень Чингисхана был изготовлен в 1225 году при жизни самого завоевателя. В честь победы над Харезм шахом на его родине установили этот камень и высекли на нем надпись — уйгурским шрифтом на тюркском языке.
Камень Кюль-тегина был написан за 500 лет до Чингисхана древними рунами на тюркском языке. Таких камней в Монголии найдено семь, среди них есть и те, которые появились спустя 100 лет после смерти Чингисхана, опять-таки они все на тюркском языке. Вся Евразийская степь от Тихого океана до Черного моря была империей Чингисхана, где язык был тюркским. После распада империи образовались Казанское, Сибирское, Монгольское, Казахское хаанства, в которых говорили и писали на своем родном языке — тюркском.
С приходом на территорию Монголии манчьжуров был принят буддизм и новая письменность. Все перемешалось, и получился современный халха-монгольский язык. Этот язык очень сильно отличается от языка Чингисхана. Я обратился к диссертации доктора филологических наук Бухатулы Базылхана. Он этнический казах, родился в Монголии, в равной степени владел казахским и монгольским языком. Окончил Улан-Баторский университет, приехал в Алма-Ату в 1975 году и защитил кандидатскую диссертацию. За основу своего исследования он взял язык Чингисхана, современный халха-монгольский и казахский языки. Исследовал 40 тысяч слов, создал два словаря: казахско-монгольский и монгольско-казахский, написал ряд учебников для казахов, которые обучаются в Монголии. В 1993 году он снова приехал в Алма-Ату и защитил уже докторскую диссертацию. Сравнительный анализ показал, что язык Чингисхана был тюркским и очень похожим на современный казахский язык, нежели халха-монгольский.
40 лет эта диссертация пролежала в Академии наук в Алматы, никто из историков ее не читал. Филологи смотрели, поэтому во всех справочниках написано, что монгольский язык возник в XIV–XVI веках. А по моим данным, он возник в XVII веке, когда монголов завоевали манчьжуры.
Книги Анатолия Оловинцова
Не секрет, что исследователей-любителей в научный мир пускают неохотно, более того с недоверием. Труд Анатолия Григорьевича профессиональные историки воспринимают с нескрываемым интересом, но слишком уж это большая и щепетильная тема — эпоха Чингисхана — чтобы разбираться в подробностях его исследования, а тем более признать его научный вес. В последнее время, надо сказать, ситуация начала несколько меняться. На книги Оловинцова начали ссылаться как казахстанские, так и российские ученые-историки.
Людмила Выходченко