История одной фотографии. Рашит Жумартов
Рашит Жумартов ушел на войну зимой 1943 года. До недавнего времени его родные не знали ничего о том, как он погиб и где похоронен…
Рашит Жумартов ушел на войну зимой 1943 года. Как только исполнилось восемнадцать, так и ушел. Никто не может сказать сегодня, как это было.
В мирное время Рашит работал учителем в селе Убаган, это на самом севере Костанайской области, на границе с Россией. Скорее всего, он пошел на фронт добровольцем. Это вполне возможно, ведь каждый более менее здоровый мужчина рвался на фронт. Но эти подробности мы уже никогда не узнаем. Известно лишь, что призван он был Мендыгаринским райвоенкоматом. Где прошел учебку, как попал в гвардейский минометный дивизион, неизвестно. Но кое-что можно было понять из его посланий домой.
Рашит Жумартов, судя по всему, был достойным и грамотным человеком. Он успел окончить 7 классов, тогда это было немало, и его поставили учить других. Восемнадцати не было, а он уже учитель, мугалим — это не каждому дано. В его письмах и открытках из Действующей армии не найти ни одной орфографической ошибки и написаны они не просто аккуратно, а каллиграфически красиво. За три месяца до ухода на войну он успел жениться и регулярно писал своей Сабире. Писал бодро, передавал гвардейские приветы родным и соседям, интересовался домашними делами.
А чтобы дома могли догадаться, где он находится, иногда писал на открытках. Вот на одной из них изображена Государственная библиотека имени В. И. Ленина в Москве. Значит, дает понять гвардии рядовой Жумартов, он в столице.
А вот еще одна открытка, вконец истрепанная, на ней кто-то отдыхает на травке. Костюм на человеке с открытки, кажется, молдавский, из чего все решили, что он был в Молдавии.
На самом деле на открытке картина Николая Кузнецова «В праздник (Малороссиянка, отдыхающая на траве)». Опознать ее помогли скупые строки латиницей на затертой от времени карточке. Значит, был солдат в это время или на Украине, или ошибся, приняв украинский наряд за молдавский.
Последнее письмо от него датировано 11-м августа 1944 года: «Сабира, — обращался он к жене, — как твое здоровье? Дома все хорошо, нет ли утрат? Все ли соседи живы, как родственники? Есть ли вернувшиеся с фронта? Какой урожай ожидается? Как себя чувствуют отец, мать? Я тоже жив, здоров, у меня все хорошо. Сабира, пиши чаще. Открытку эту не потеряй, это вид местности, где я сейчас нахожусь...».
В сентябре пришла похоронка. «Ваш сын и муж рядовой 29 отдельного гвардейского минометного дивизиона пал смертью храбрых 26 августа 1944 года у села...». Похоронка та не сохранилась, может быть, никто не захотел держать дома бумагу с такими страшными словами. Потому и не знали в родне, даже примерно, где похоронили Рашита. Вроде, вспоминали потом родители, случилось эта беда в Венгрии. Или, может быть, в Румынии — с возрастом память слабеет, легко перепутать.
Младший брат Рашита, Тулеген Жомартович Алимбаев пытался найти хоть какой-то след родного человека, но все бесполезно. Как искать, когда не знаешь даже, где и в какой стране он погиб? А потом понемногу начали открываться архивы, в том числе и военные, стал доступен везде интернет. Так и нашлись нужные сведения: где погиб, как похоронен и есть ли хоть что-то на могиле. В интернете были даже фото молдавского села, адрес, телефоны, и имя главы администрации — Хараламбие Лазэр.
Глава администрации села Менжир, Молдова
Тулеген Жомартович собрался с духом, набрал телефон. Хараламбие Лазэр оказался отзывчивым человеком. Он начал говорить про бои у села, про то, как перезахоронили всех и кого смогли опознать, обозначили. В конце разговора он пригласил Тулегена Жомартовича приехать в их село.
Там-то и был обнаружен памятный камень у сельской администрации, на котором два имени — казахское и русское. Гвардии рядовой Жумартов Рашит из Казахстана и лейтенант Новицкий Дмитрий из Омской области (Одесский район, село Желанное). Рядом воевали, вместе легли в эту молдавскую землю.
В том же селе Тулеген Жомартович встретил живого очевидца тех боев. Война действительно шла к завершению, уже позади был и Сталинград, и Курск, наша армия гнала на запад немецкие армии и их румынских союзников. А здесь в августе 1944-го развернулась Ясско-Кишиневская операция, одно из крупнейших сражений Великой Отечественной войны. Село Менжир оказалось прямо в эпицентре той битвы. Второй и третий Украинские фронты под командованием Р.Я. Малиновского и Ф.И. Толбухина должны были окружить и уничтожить основные силы группы германских армий «Южная Украина», а затем прорываться на территорию Румынии. Эта блестяще спланированная воинская операция ускорила освобождение Молдавии, Южной Украины, да и Румынии тоже.
Операция прошла, как и планировали, только ведь никто не может просчитать абсолютно все детали. Да разве можно предвидеть каждую мелочь? Штаб дивизии, в котором воевал Рашит Жумартов, стоял на высоком холме, с которого прекрасно видны были все подробности боя. А с тыла, где и стрельбы-то никакой не было, на штаб вдруг вышла прорывающаяся из окружения румынская дивизия. Все произошло так быстро, что никто не успел ничего предпринять. Румыны просто задавили штаб числом, погибли все. В том числе и Рашит.
Владимир МОТОРИКО
Региональная газета «Костанайские новости» kstnews.kz
Становитесь участниками нашего фотопроекта "История одной фотографии"