Имена древних городов Дженд, Асанас и Барчкент давно известны, но где их точное месторасположение и какие они, на этот вопрос попытаются ответить археологи Карл Байпаков и Дмитрий Воякин.
Историческая традиция сохранила представление о Сырдарье, именуемой античными авторами Яксарт, средневековыми тюркскими — Йинчю-угуз, арабскими — Сейхун, как о границе двух миров — Северного Турана и Южного Ирана, скотоводов и земледельцев, города и степи.
Казахстанская часть Приаралья — Восточное Приаралье — представляет собой глинистую равнину, примыкающую к Аральскому морю с востока, прорезанную руслами реки древней сырдарьинской дельты. Очертания территории этого региона напоминают как бы гигантский треугольник, занимающий свыше 400 квадратных километров в широтном направлении и 200–250 километров в меридиональном. В Восточном Приаралье выделяются четыре системы древних Сырдарьинских русел: Инкардарья, Жаныдарья, Кувандарья и Пракувапдарья (иначе — Эскидарьялык). Они расходятся радиально от сырдарьинского русла южнее города Кызылорды.
Это был район взаимодействия разных культур, своеобразный перекресток миграционных и торговых путей, место сосуществования различных народов, что позволило С. П. Толстову назвать территорию низовьев двух великих среднеазиатских рек «Аральским узлом этногенеза».
История археологического изучения Приаралья и Южного Казахстана началась во второй половине XIX века после их присоединения к России; широкомасштабные исследования произошли в советский период. Новой вехой в археологическом изучении древней культуры этого региона стало принятие в 2004 году программы «Культурное наследие». Археологические исследования проводились на многочисленных городищах, расположенных вблизи древних русел Сырдарьи. В ходе проведения раскопок собран, обработан и проанализирован значительный информационный пласт, связанный с историей, зачастую лишь незначительно освещенной письменными источниками, а потому таящей в себе многочисленные важные для воссоздания общеисторической канвы вопросы. Города — неотъемлемая часть человеческого общества в своем материальном проявлении — постройках, улицах, укреплениях, многочисленных изделиях труда и быта — могут поведать не только о материальной стороне жизни социума, но и о его социальном устройстве, внутренних процессах, духовных исканиях…
Одной из интереснейших и актуальных задач в области истории и археологии Восточного Приаралья стало определение местоположения и комплексное изучение древних городов, упоминаемых в нарративных источниках. Среди них Дженд, Асанас и Барчкент, имена и яркие вехи истории которых известны, но где и какие они, что таит в себе Лета, казалось бы, навсегда сокрывшая память о них?
Со средневековым городом Джендом связано много исторических событий. Среди них такие как миграция в X в. части огузов и туркмен под предводительством сельджуков на территорию Джендской области и непосредственно Дженда; борьба сельджуков с правителем Джанкента Али и его сыном Шах-Меликом, наместником Дженда; захват Дженда в 1220 году монголами Джучихана, который сделал город своей ставкой. Дженд упоминается в борьбе эмира Ходженда Тимур-мелика с монголами. По названию этого города именовалась область, а Аральское море называлось Джендским озером, а пустыня Кзыл-Кум Джентской пустыней.
Археологические работы на крупном Жанадарьинском городище Джан-кала, расположенном в 115 км к западу-юго-западу от Кызылорды в 1946, 1958, 1961 гг. были проведены Хорезмской археолого-этнографической экспедицией под научным руководством С. П. Толстова. В результате работ было предложено отождествить этот памятник со средневековым Джендом. Это мнение прочно на многие годы вошло в научную литературу и было принято исследователями.
Месторасположение городища Джан кала
Город, достигший своего рассвета в X—XII вв. и захваченный монголами под предводительством Джучи, был превращен в его ставку. В послемонгольское время город продолжает жить. Джамал ал-Карши, называет его «ничтожным», но там «оставался оживленный базар и купцы продолжали туда ездить в расчете на прибыль». Судя по нумизматическому материалу город в XIV—XVI вв. продолжает чеканить монеты.
В 2009 году сотрудниками компании «Археологическая экспертиза» под руководством Д. А. Воякина при поддержке Кызылординского областного акимата были проведены комплексные исследования городища Джанкала.
План городища Джан кала с обозначением архитектурных сооружений
Городище расположено в 6 км к востоку от русла Жанадарьи. Оно, как и большинство средневековых городов имеет цитадель, шахристан и рабад. Цитадель представлена несколькими элементами — это дворец, окружающая его внешняя стена и угловая северо-восточная башня. Внешняя стена цитадели шириной 1 метр окружает дворец и формирует внутреннее пространство цитадели, размер которой 75×75 метров. Центральное сооружение, условно называемое дворец, имеет размеры 37×28 метров. И наконец, восьмиугольная башня диаметром 8 метров устроена в северо-восточном внешнем углу цитадели. Внешняя стена окружена рвом, ширина которого варьируется от 20 метров в западной части, где выкопан своеобразный резервуар, до 4 метров.
Шахристан городища окружен стеной, ширина которой достигает 5 метров. Она разрушена, высота ее колеблется от 0,2 до 3 метров. Шахристан занимает площадь 23 га.
Каравансарай, расположенный на территории рабада
Башня. Цитадель
Раскоп. Рабочий момент
Кольца
Развалины одной из усадеб Джан калы
В ходе проведения исследований на городище собран обширный подъемный материал. В основном это керамика, монеты, изделия из металла, иранский люстр и китайский фарфор. Керамика неполивная и поливная, штампованая, встречены и импортные образцы. Керамический комплекс городища датируется в пределах середины XIV — вплоть до XVI—XVII вв. Нумизматический материал городища Джанкала представлен 108 медными и 15 серебряными монетами). По определению нумизмата А. Пачкалова, монет, отчеканенных в Дженде, обнаружено не было. Судя по всему, в монетном обращении города преобладали монеты Хорезма XIV в.
Монеты Джан калы
На основании полученных результатов анализа нумизматического материала керамического комплекса, архитектуры, с определенной долей уверенности сейчас можно заявить о несостоятельности мнения отождествления городища Джанкала со средневековым городом Джeнд.
Таким образом, новые археологические материалы Джан кала не дают возможности локализовать Дженд на месте Джанкалы и прежде всего из-за отсутствия здесь материалов домонгольского периода. Здесь не обнаружена ни керамика, ни монеты, которые давали бы дату ранее XIV в., а значит, поиски Дженда должны быть продолжены. Полагаем при этом, что могла иметь место ситуация, возникшая с городами Саураном и Янгикентом: в послемонгольское время эти города меняли месторасположение, проще «переезжая» на другое место. Так, Сауран в послемонгольское время (городище Каратобе) был выстроен заново в 5 км западнее и ему соответствует городище Сауран XIII—XVIII вв. Аналогичная ситуация и с Янгикентом (городище Жанкент), датируемым первыми веками — началом XIII в. Вблизи него, в 2-х километрах северо-западнее, строится новый Янгикент и ему соответствует городище Мынтобе.
Подробное описание раскопок древних городищ Дженд, Асанас, Барчкент в полной версии статьи К. Байпакова и Д. Воякина.
Материал предоставлен ТОО «Археологическая экспертиза»