В Национальной картинной галерее «Астана» состоялось торжественное открытие зала графики и скульптуры, где представлены работы авторов, внесших колоссальный вклад в национальное искусство.
«Оттепель»
60-х годов прошлого столетия подарила искусству Казахстана целую плеяду
одаренных художников, графистов, скульпторов. Это художники Кулахмет Ходжиков,
Евгений Сидоркин, Макум Кисамединов, Исатай Исабаев, Хасен Абаев,
Валентин Антощенко-Оленев, Михаил Антонюк, Константин Баранов, Николай Гаев,
Николай Аштема, Шокан Толеш, скульпторы Хакимжан Наурызбаев, Анатолий Билык,
Гюнтер Гуммель, Ескен Сергебаев, Еркин Мергенов. Их имена гремели
в свое время на весь Казахстан, они становились лауреатами всесоюзных
выставок, их работы получали признание на крупнейших европейских
симпозиумах.
Работы этих художников
и скульпторов стали классическими и пополнили золотой фонд
изобразительного искусства Казахстана. Произведения перечисленных классиков
представлены в новом открывшемся зале графики и скульптуры картинной
галереи «Астана». Все они выполнены в различных техниках
и на различные тематики. Очень многие работы посвящены истории,
культуре и литературе Казахстана.
Валентин Антощенко-Оленев
Михаил
Антонюк
Исатай
Исабаев
Одним
из посетителей выставки оказался Бахытбек Мухаметжанов, ученик первого
профессионального скульптора Казахстана, основателя казахстанской школы
скульптуры Хакимжана Наурызбаева. «Хакимжан аксакал добился открытия отделения
скульптуры в художественном училище. Я поступал в АГТХИ имени
Жургенова на отделение скульптуры художественного факультета, где
преподавал Наурызбаев. Он стал руководителем моего диплома. Он был
очень хорошим учителем», — рассказывает скульптор, профессор Бахытбек
Мухаметжанов.
Бахытбек Мухаметжанов рядом со скульптурой Хакимжана
Наурызбаева «Портрет Джамбула»
Хакимжан Наурызбаев является автором более 300 произведений, в числе
которых знаменитые памятники Абаю Кунанбаеву и Чокану Валиханову
в Алматы. «У Наурызбаева было очень много работ, в основном это
большие памятники. К примеру, памятник Абая в Алматы
на пересечении улиц Абая и Достык. Считаю, что это лучший памятник
в Казахстане, установленный поэту. Хакимжан аксакал смог создать именно
образ Абая, а не просто портрет. У него также есть скульптуры
Жамбыла, Ауэзова, Сейфуллина. Он в основном работал в портретном
жанре, эти его работы очень сильные», — считает Бахытбек Мухаметжанов.
Это скульптура знаменитого Анатолия Билыка, человека-легенды. Его
скульптуры являются визитной карточкой Караганды и неотделимы
от истории строительства и развития этого города. Анатолий Билык
вместе с супругой приехал из Украины в Караганду,
когда она представляла собой всего только несколько улиц. Так и остался,
вся его жизнь связана с шахтерским городом и Казахстаном. Памятник
«Шахтерская слава», монумент металлургам — это лишь малая доля среди
шедевров мастера.
На выставке
представлено большое количество графических листов, линогравюр, литографий
талантливейших художников Казахстана. К сожалению, сегодня издательства
больше не нуждаются в художниках-графистах, постепенно литературная
графика как жанр исчезает. Нет сегодня таких профессионалов, как Сидоркин,
Исабаев, Кисамединов, Абаев.
Очень
интересны графические работы Евгения Сидоркина. Он оказался
в Казахстане, будучи взрослым человеком, окончившим Ленинградский
художественный институт имени Репина вместе с супругой, знаменитой
художницей Гульфайрус Исмаиловой. Никогда прежде не имея дела
с казахской культурой, историей и литературой, он будет
создавать шедевры, как если бы он был настоящим сыном казахского
народа. Сидоркин нашел свою тему и поистине достиг в ней
совершенства. Он создавал образы, передавал дух и свое видение
прочитанных литературных произведений.
Емкость,
выразительность, образность видения — все это почерк литографий Евгения
Сидоркина. Он автор иллюстраций к роману-эпопее М. Ауэзова «Абай»,
«Казахскому эпосу», «Народных игр», сборнику сказок «Веселые обманщики», серии
«Читая Сакена Сейфуллина». За двадцать с лишним лет работы, как
говорил сам художник, он проиллюстрировал практически все легенды
казахского народа. Это и «Козы-Корпеш и Баян-Слу», и «Кыз-Жибек»,
и «Камбар-батыр», и «Кобланды», и «Айман-Шолпан»,
и «Алпамыс-батыр».
Имя еще одного
непревзойденного художника-графика Макум Кисамединов. Он создал цикл
графических работ, посвященных Махамбету Утемисову. Ему удалось передать
мужественный и одновременно трагический образ великого поэта-бунтаря. Эти
графические работы вошли в книгу «Мое имя — Махамбет», посвященную
200-летию поэта. Блистательна его серия графических работ к «Фаусту» Гете. Она
отмечена высшей наградой на международном конкурсе в Лейпциге.
В золотой
фонд изобразительного искусства Казахстана по праву входят
и произведения известного художника Исатая Исабаева. Он является
автором более тысячи станковых, графических и живописных работ, которыми
проиллюстрированы сто произведений.
Работы
скульпторов и художников-графистов, вышедших из 60-х годов
XX века, являются достоянием культуры Казахстана. Они настолько живы,
талантливы, образны, осмыслены и богаты, что превращались
в классические произведения национального искусства, едва родившись
в руках своих авторов.