Салман Героев, председатель Чечено-Ингушского этнокультурного центра «Вайнах» г. Астаны, член Ассамблеи народа Казахстана, рассказывает о переселении чеченцев и ингушей на казахскую землю.
Шел 1944 год. Война перевалила через Днепр
и упорно двигалась к государственным границам. Все чаще шли
пассажирские поезда, переполненные людьми, возвращающимися из эвакуации
к родным. Казалось, все находилось в движении. Но все двигалось
на запад. Однако в конце 1943 — начале 1944 года тем же
нескончаемым потоком потянулись поезда с товарными вагонами, заполненными
людьми, на восток.Где-нибудь на захолустных
полустанках останавливался этот загадочный поезд, и из пассажирских
вагонов, находящихся в голове состава, выскакивали автоматчики, открывали
тяжелые двери теплушек. У открытых дверей, облокотившись
на преграждающие перекладины, толпились старики, женщины, дети. Бывало,
подходили местные жители и издали молча разглядывали странных пассажиров,
сопровождаемых охраной, одетых в непривычную для местных жителей не по-зимнему легкую
одежду. Кто они, откуда? Что за преступление совершили?
Да и куда их везут?
Никто ничего не знал. И знать никому не полагалось. А это были люди, подвергшиеся неслыханным по своей жестокости репрессиям согласно сталинско-бериевскому плану по уничтожению истории, культуры, языка и литературы целых народов. В том числе и вайнахского народа.
В 5 часов утра 23 февраля 1944 года, в День Красной Армии, в дома ингушей и чеченцев стали ломиться солдаты и офицеры с автоматами, винтовками и пистолетами в руках. Они грубыми окриками, а бывало и с применением физической силы поднимали с постелей детей, женщин, стариков и гнали всех на улицу. Людей сгоняли к мечетям, школам, в огороды, приставляли к ним охрану с автоматами и пулеметами, которая при малейшем возмущении готова была открыть огонь. Офицеры объявили горцам, что отныне они изменники и враги народа и поэтому по решению Советского правительства выселяются на вечное поселение в среднеазиатские республики: Казахстан и Киргизию.
Люди были загнаны в товарные вагоны, совершенно неприспособленные для перевозки людей. По данным НКВД СССР, было отправлено 180 эшелонов, в которых было перевезено 493 269 граждан ингушской и чеченской национальности. Жители селений, расположенных в труднодоступных горных районах Хайбах, Таргим, Цори, Гулим, Монкара, были сожжены или расстреляны.
В вагонах, куда плотно загрузили людей, почти не было нар, печек, в щели задувал ветер. Там, где были нары, уложили стариков и больных. Женщины и дети сидели на полу. Молодежь ехала стоя, спали, поддерживая друг друга, остановки использовались в основном для очищения вагонов от покойников. Трупы можно было видеть и возле дорог, и на сельских околицах.
А в это время в городах и селах шел массовый грабеж. Воровали все: скот, ковры, одежду, кинжалы, книги, исторические и семейные реликвии, картины. Были ограблены памятники XIV и XVIII веков: жилые и боевые башни, храмы, склепы.
Трудно объяснить столь дикое решение. Прежде всего не соответствует действительности утверждение будто «чеченцы, ингуши вступали в добровольческие отряды, помогали фашистам». Никаких отрядов, состоявших из чеченцев, ингушей, не было. Тем более что Чечено-Ингушетия вообще не подвергалась оккупации. Были, наверное, и здесь какие-то преступные элементы. Но у какого народа и когда их не было и нет? И они действовали не по воле своего народа, а вопреки ему.
Основная же масса здоровых сильных мужчин-вайнахов была на фронте, сражалась с врагом. Тысячи и тысячи погибли, защищая Родину. Тысячи награждены орденами и медалями. А наиболее проявившие себя удостоены высшей государственной награды — Героя Советского Союза. Это Ханпаша Нурадилова, Ирбайхан Бейбулатов, Абухаджи Идрисов, Хасолт Дачиев и другие. Есть различные мнения ученых и общественных деятелей по поводу количества Героев Советского Союза среди чеченцев и ингушей. И. П. Рыбкин, будучи секретарем Совета безопасности Российской Федерации, отмечал, что «к концу войны было 56 героев Советского Союза». Это только среди тех, кто говорил: «Я — чеченец, я — ингуш». Но были чеченцы и ингуши, которые, чтобы получить высокое звание Героя, вынуждены были приписывать себе другую национальность, зная о секретном указе № 6362 Сталина, вышедшем в марте 1942 года, о запрете на награждение ингушей и чеченцев высокими боевыми наградами за совершаемые подвиги.
Десяткивоинов-вайнахов,
представленные к званию Героя Советского Союза, так
и не получили его. Дважды были представлены к присвоению этого
звания Джабраил Кортоев, Японец Абадиев, Ахмет Албаков, Балто Амиров.
Не присвоили этого звания Абдулле Цороеву, Али Ибрагимову, Маташу Мазаеву,
Зайнди Халидову,Абдул-Кахиру Шабуеву,
Дуде Энгиноеву, Жамалдину Гайрбекову и другим. Лишь в мае 1990 года
Героем Советского Союза стал Мовлид Висаитов, Героями России — Мурад
Оздоев, Руслан Гудантов, Ахмет Мальсагов, Ширвани Костоев, Магомед Узуев, Даша
Акаев, Канта Абдурахманов, Мовлади Умаров. Уже в наше время Героями
Советского Союза стали Руслан Аушев, Суламбек Осканов, Героем России стал глава
Республики ИнгушетииЮнус-Бек Евкуров, Чеченской Республики Рамзан Кадыров.
В то время, когда сыны и дочери вайнахского народа храбро сражались на всех фронтах Великой Отечественной войны, стариков, инвалидов, детей, женщин, которые оплакивали погибших в боях за освобождение Родины отцов, мужей, братьев, сыновей и с надеждой ожидали возвращения оставшихся в живых, везли под конвоем как арестантов.
В первые годы ссылки, не приспособленные к новым климатическим условиям, без средств к существованию, вайнахи тысячами умирали от голода и болезней. Нависла угроза полного исчезновения этноса с его культурой и языком.
Местное население Казахстана на первых порах принимало вайнахов сдержанно, но незлобно. Ведь нас власть представляла как изменников Родины, предателей. Что произошло бы, если бы двери домов оказались закрытыми перед нами? Наши печаль и горе делили вместе с нами представители многих народов: местные казахи, русские, украинцы, немцы и другие народности. Они дали обогреться, напоили чаем, ребятишкам дали молока и хлеба. Большего и предложить не могли: все в ту пору жили в нужде. И самое главное — предложили жилье. Сами потеснились, отвели для нас место. Нынешнее поколение вайнахов не помнит ни одного случая скандала или ссоры в таких условиях. Жили, надо сказать, дружно.
Памятник к 70-летию насильственной депортации вайнахов (установлен в Астане на территории мечети имени шейха Кунта хаджи)
Эта готовность поделиться последним куском хлеба, душевная участливость к судьбе была для вайнахов самой большой и самой дорогой наградой. А сколько благородных поступков было совершено представителями казахского, русского, украинского и других народов в защите вайнахов от надругательств и произвола со стороны сталинско-бериевских бессердечных служак. Я по сию пору с величайшим почтением вспоминаю семьи Ахметовых, Сарсеновых, Шахмановых, Гафаровых, Ахметжановых, Левиных, Селиверстовых, Тоскиных, Вакенгут, Гешевых и других, проживавших в селе Журавлевка Акмолинской области, как своих родных, с любовью и нежностью. Таких заботливых семей и людей были тысячи. Они относились как братья к незаслуженно обиженным, обездоленным людям. Несправедливость власти не разделила, а напротив, сблизила, сроднила людей разных национальностей, веры, разной судьбы. В результате выселения с исторической родины было унижено чувство национальной гордости, чувство патриотизма нашего народа. Несправедливость и ярлык «враг народа» оставили след на психологии людей. Мы прошли длинную дорогу печали через ад земной.
Исторически сложилось так, что Казахстан стал родным домом для представителей более 130 национальностей. Из этого числа кто-то прибыл добровольно, кто-то был насильственно сослан, кто-то был раскулачен, сотни тысяч приехали осваивать новые земли. Таким образом, доминирующая часть истории Казахстана XX века — это история этнического и культурного взаимодействия населяющих его этносов. Казахская земля оказалось ареной сосуществования различных национальных групп с их культурой, языком и образом жизни.
Мы отдаем должное национальному менталитету казахского народа, его характерной черте, вобравшей в себя доброту, благожелательность к людям. В пронизанных морозами и буранами степях казахи согрели, накормили, потеснившись, приютили в своем жилье представителей множества национальностей, в том числе и вайнахов, что спасло половину вайнахского народа от гибели.