Свидетель истории Улытау. Мавзолей хана Алаша
13.10.2014 1713
Глава нашего государства назвал Улытау священным местом, которое стало свидетелем многих исторических событий, описанных на страницах портала «История Казахстана».

Будущее народа, который не знает и не чтит свою историю, весьма туманно. Не будь глубоки корни у старого дуба, не устоять ему в бурю. И мы делаем очень многое, чтобы знать свою историю. Свидетелем этой истории и является Улытау.

Н.А. Назарбаев

Эти слова 23 сентября текущего года произнес Н.А. Назарбаев в своем интервью об Улытау агентству «Хабар» по итогам поездки в Жезказганский регион. Улытау – священное место для каждого казаха, считает Президент. Во все времена летом на Улытау стекались кочевники. «Все роды и племена были в родственных отношениях. Посему во всех концах нашей огромной страны схожи традиции и обряды, связанные с рождением ребенка, сватовством, свадьбой, обрезанием, похоронами», – сказал Нурсултан Абишевич.

В связи с этим мы задались целью создать специальный проект совместно с Максимом Рожиным, журналистом и фотографом-любителем.

Все объекты на территории Улытау относятся к национальному историко-культурному и природному музею-заповеднику. На этой земле расположены мазары предка всех казахских ханов Жошы хана и Алаша хана, который является прародителем казахских жузов. 

Улытау богат своими археологическими памятниками: наскальные рисунки Теректы-аулиеаты, металлургические центры бронзовой эпохи, тюрские каменные скульптуры, сакские курганы и огузско-кыпчакские города и поселения.

«Улытау» как национальный историко-культурный и природный музей-заповедник создан по указу Совета Министерств Казахской СССР №466 от 29 ноября 1990 года. Общая площадь составляет 147 246 гектаров, 25 из которых составляют историко-культурные музейные комплексы. На данной площади число памятников превышает 200. Сегодня продолжаются работы по определению числа памятников и паспортированию. На территори Улытау расположено 358 историко-культурных центров. Среди них 11 мазаров республиканского значения: Айранбай, Жошыхан, Макат, Алашахан, Болган ана, Баскамыр, Аяккамыр, Дузен, Домбауыл, Кетебай, Лабак.

Один из таких мавзолеев – мавзолей Алаша хана. 

Внешний вид мавзолея


Превосходные мастера украшали этот мазар в XI-XII веках, сам же он был сооружен в честь хана Алаша, имя которого напрямую связано с появлением трех жузов. Мавзолей расположен на расстоянии 2 километров от правого берега реки Каракенгир близ аула Малшыбай Карагандинской области.

Входная дверь в мавзолей 


Исследование мазара началось со статьи Чокана Валиханова «О киргиз-кайсацких захоронениях и в общем о древности» (1855 г.). В 1868 году подполковник Красовский в труде «Область сибирских киргизов» дал описание древнего строения.

Закругленные, куполообразные строения династии Карахан относят к строениям Х-ХІІІ веков – времени огузов и кипчаков. Некоторые исследователи считают, что подобные строения относятся к ХV-XVI векам. Однако ни на что не похожие средства художественной выразительности архитектуры указывают на более древнее происхождение памятников. 

Внутренний вид мавзолея


Куполообразное строение мавзолея Алаша хана является образцом портально-купольной архитектуры. Его площадь – 9,73×11,9, высота – 10 м. Сооружение обложено обожженным красным кирпичом, которые различаются своими размерами: 230×14×60 мм, 260×230 мм, 320×320×60 мм. На высоте двух с половиной метров над сооружением расположен барабан. Он образует круг, а над ним уже возвышается купол.

Внутренний вид мавзолея 

Внутри мавзолей по кругу обложен обожженным кирпичом. Из-за ворот и портального перехода на входе не видно, какую высоту имеют башенные части по обеим сторонам. Они начинаются от барабанов и идут вверх, теряясь в воздухе.

Барабан спускается вниз четырьмя сводами. 

Каменный столб с арабской надписью 

Особенность мавзолея в том, что он, как и европейские крепости, имеет выбитые ступеньки, ведущие к верхнему этажу


С левой стороны входа ступеньки заканчиваются полостью. Преодолев ее, можно оказаться на втором вращающемся купольном этаже (барабанной галерее), а через арку портала с тыльной стороны можно выйти на верх мавзолея. На стеклах купола ничего не осталось, кроме нанесенных красками тонких орнаментов. Путники, пришедшие в мавзолей, должны были принести с собой тәбәрік (табарик) – подарок. 

Вид из мавзолея на округу 

Перед мавзолеем 

Вид со второго этажа 


В исследовании памятника активно участвовал главный геолог треста «Атбасарцветмет» К.И. Сатпаев, позже ставший академиком.Термин «алаш» использовался с древних времен, в то время никто не делился на племена, и скот был на общем пользовании. Это слово имеет турецкое происхождение и означает «родной, единомышленник». Если говорить правильно, то «алаш» – это название самих казахов. Термин «алаш» имеет несколько значений.

Одно из доказанных его значений – «Алты алаш» («шесть алашей») – означает шесть племен, которые последовали за шестью сыновьями огузов. После падения «Алаш», данное название превратилось в девиз всех кочевых казахов. Известный историк Ж.О. Артыкбаев в книге «Материалы к истории правящего дома казахов», сравнивая различные легенды об Алаш хане, находит, что вариант М.Ж. Копеева является наиболее полным. 

«До хана Алаша у казахов не было единого государства, и другие народы не ценили их на государственном уровне. Когда они назначали какого-то чужого правителя, то его имя использовали в качестве боевого клича в битвах. С таким боевым кличем они и участвовали в битвах. Того, кто не издавал боевой клич в сражении, разрешалось убивать как ярого врага, даже если он был родственником или родным отцом. Народная память сохранила до наших дней такие слова: «Когда Алаш стал Алашем, когда стал ханом Aлаш, когда нашим домом стала деревянная юрта, когда нашим ураном стало имя Алаша, тогда стали мы казахами, детьми трех жузов…»

Олжас БЕРКИНБАЕВ


Любое использование фотографий запрещено без письменного разрешения редакции портала и их автора Максима Рожина.