Не то воины, не то шаманы из некрополя Каракаба
08.10.2014 1430
Третий год на некрополе Каракаба на территории Восточно-Казахстанской области под руководством известного археолога Зейноллы Самашева проводится исследование курганов древнетюркского времени.

Обнаруженный могильник ученые относят к VII-IX вв., а если точнее, VIII веку нашей эры. За три года археологи провели раскопки пяти курганов, всего же древних погребальных сооружений насчитывается около ста. Все они принадлежат близкородственным представителям древнетюркского этноса.

Зейнолла Самашевич, расскажите, пожалуйста, подробнее о своем удивительном открытии.

— В первую очередь очень интересен архитектурный облик этих погребальных сооружений. Впервые нам удалось зафиксировать некоторые нюансы погребальной обрядности и устройство конструкций. В частности это подбойная яма сбоку, заставка подбоя, сопроводительное захоронение коня в основной, входной, яме. Вскрыв курганы, в боковой яме мы обнаружили самих погребенных, которые лежали головой на восток. Особый интерес представляет сопроводительный инвентарь. Все эти люди — воины. Поэтому воинская атрибутика представлена в захоронении полностью: сабля, колчан, шлем и так далее. И что самое удивительное, рядом с этими людьми были положены музыкальные инструменты.

Конечно, музыкальные инструменты встречались и раньше в древнетюркских погребениях, например, на территории монгольского Алтая, в кипчакских погребениях на территории современной Украины. Однако в данном случае в одном могильнике найдено сразу три музыкальных инструмента. Один инструмент похож на кобыз, второй отдаленно напоминает домбру, а третий инструмент универсального назначения: он одновременно и струнный, и смычный. Сохранность их, к сожалению, плохая, потому что это деревянные изделия. 

На фотографии видны остатки деревянных музыкальных инструментов

Головка грифа музыкального инструмента из некрополя Каракаба

Музыкальный инструмент из Монгольского Алтая


Таким образом, погребенных, помимо воинской атрибутики, сопроводили музыкальными инструментами. Это редкое явление, теперь думаем-гадаем, кто были эти люди: воины? музыканты? У нас есть третье предположение, возможно, это были шаманы. Если исходить из логики, то в это время все мужчины были воинами, одновременно, возможно, погребенный был музыкально одаренным человеком. Это тоже допустимо. Но третий вариант, к которому мы больше всего склоняемся, найденный человек — это не просто воин-музыкант, это шаман, служитель культа.

Все погребения расположены рядом, однако все эти люди не могли одновременно быть шаманами, а возможно, и могли. В пользу такого предположения говорит то, что все они имели следы трепанации на черепе, которая была проведена идеально. Загадочная, идеально круглая, 3,5–4,5 сантиметра в диаметре. Предположительно, после проведения операции эти люди жили какое-то время. Это и натолкнуло нас на мысль, что они являлись избранниками духа, которых наделяли особыми качествами и способностями, которые могли общаться с духами, верховными божествами. И для того, чтобы это общение было еще более действенным, скорее всего, и делались отверстия.

В данное время мы ждем результатов исследования останков нейрохирургами, посмотрим, что они скажут. Четыре черепа мы передали Центру нейрохирургии в Астане. Также мы планируем провести антропологическую реконструкцию по этим черепам в лаборатории Герасимова. Это длительный процесс, но полученные результаты дадут новые представления о культуре, музыкальном искусстве, религии, уровне медицины того времени. Ведь делать трепанацию на черепе это довольно сложная операция даже для нашего времени, не говоря уже о средневековье.

Мы раскопали пять таких курганов, и в каждом из них погребен человек и конь. Сопровождает умершего полный комплект конского снаряжения. Помимо этого, рядом с человеком положено блюдо с сопроводительной пищей. Это было обязательной частью ритуала. Набор сопроводительной пищи строго определенный: конские хвост, ребра и лопатка. Все это вместе бывает только у особо значимых персон. А в сопроводительную пищу рядовых людей составлял только конский хвост.

От чего предположительно скончались эти люди?

— На этот счет у нас разные предположения: они могли погибнуть в бою или от болезней. Потому что это были молодые боеспособные люди.

Таким образом, было сразу несколько главных моментов при раскопках некрополя. Очень интересно сочетание музыкального инструмента и медицинской операции — трепанации, которая была выполнена при жизни, а также сама конструкция погребальных сооружений и последовательность обряда. Сначала рыли входную яму, потом сбоку делали подбой, клали туда человека со всеми почестями и необходимыми вещами. Затем закрывали устье подбоя кладкой из бревен и камней. В рядом расположенной яме погребали коня. Сверху захоронения делали насыпь, но это было не просто нагромождение камней. Могильное пятно сначала обносили ограждением прямоугольной или квадратной формы, и лишь затем в виде пирамиды с усеченным верхом делалась сверху насыпь.

Схема устройства захоронения 


Обнаружены были эти курганы в результате поисковой разведки. Они были очень сильно задернованы, но местами просматривались отдельные камни. Сначала мы нашли один курган, затем несколько, а потом уже это оказался целый могильник, где выявлено около ста погребальных структур.

В целом это место очень удобно для жизнедеятельности. Похоже, что рядом в ущельях жили люди, потому что прослеживаются остатки жилищ. Вблизи протекает горная река, очень густой травостой, зима благоприятная, однако само пространство очень замкнутое. Высота обнаруженной местности над уровнем моря — 1750 метров. По нашим предположениям, здесь жила особая группа древнетюркского народа.

На главной фотографии — обозначение местоположения курганов некрополя Каракаба


Людмила Выходченко


Фотоальбом Некрополь Каракоба