Юрта является одной из древних форм жилища кочевников и воплощает сложный мировоззренческий комплекс.
В путевом очерке «По киргизской степи»,
напечатанном в журнале «Вокруг света» в 1897 году (№50), русский
путешественник-исследователь К. Носилов писал: «Нас пригласили в юрту.
Просторная кошомная юрта оказалась настолько чистой, настолько опрятно, что нам
в первый раз приходилось видеть что-либо подобное в этой степи казахов…
Кажется, ничего нет приятней в степи летом, как в жару зайти в полутемную,
чистую, просторную юрту…» [1]
С интересом описывали юрту и другие русские
путешественники-исследователи. Со времени появления юрты минуло много веков. Но
и по сей день она остается самым надежным и удобным жилищем для тех, кому по
условиям труда приходится часто менять места временных стоянок. Это чабаны, геологи,
оленеводы…
Опыт убедительно подтвердил, что наилучшим кочевым домом для
чабанов на отгоне (как в настоящее время, так и на ближайшее будущее) является
юрта казахского образца. В ней в жаркое лето прохладно, в холод – тепло и сухо
в дождливые дни. Она устойчива против ветра. При переезде легко разбирается и
собирается вновь на другом месте [2].
Великолепное описание юрты сохранилось в народном эпосе: «Огузнаме»,
«Китаби Коркут», «Манас», «Козы Корпеш – Баян-сулу», «Кыз Жибек». Описание юрты
встречается в трудах ученых и путешественников XVI-XVIII вв. – у Разбихана, О. Пешеля, И.П. Фалька, П.С. Паласа, И.
Георги, Ш. Уалиханова, Б. Залесского, Б.А. Федченко, А.И. Якоби, П.Е.
Маковецкого, О.И. Харузина, А.К. Гейнса и др. Юрты как предмет быта казахов
широко экспонировались на различных выставках. На парижскую выставку 1861 года
была отправлена юрта Алмеса. Юрты Ш. Уалиханова и Арынгазы Ханкожина были
показаны на выставке при Московском университете в 1867 году, юрта Мейрама
Жанайдарова демонстрировалась на III конгрессе ориенталистов в Петербурге в 1876 году и т.д. [3]
По своему назначению юрты делились на 3 основных типа: 1)
юрта – жилище; 2) парадные юрты (аң
үй, аң орда, боз үй, отау үй); 3) походные юрты. Кроме этих основных
типов были юрты для приготовления пищи, юрты-склады и т.д. В походах, в пути
при перекочевках ставились временные юрты, небольшие по размеру, простые по
конструкции.
Казахская юрта – киіз үй – относится к тюркскому (кыпчакскому) типу разборных
решетчато-войлочных построек, «которая с точки зрения конструктивной не
превзойдена ни одним из кочевых народов и является самым совершенным из
переносных жилищ» [4]. По сравнению с монгольской она имеет более высокое
куполообразное очертание крыши, позволяющее выдержать ураганные ветры, дождь и
снежные наносы. Академик А. Маргулан считал, что по сравнению со срубным или
глинобитным домом современная нам войлочная юрта является относительно поздним жилищем,
в котором трансформированы основные элементы его ранних прототипов [5]. Киіз үй состоит из красиво изогнутых
складывающихся решетчатых стен – кереге, сводчатых жердей – уыков, верхнего
обруча – шанырака. Все это обвязывается веревками и ковровыми дорожками,
покрывается по бокам четырьмя туырлыками, поверх их – двумя узуками и тундуком [6], составляющими стены и кровлю жилища,
надежно защищающими от непогоды.
У казахов
издревле была в почете белая юрта – ақ үй, считавшаяся символом достатка и
благополучия. Она имела 6-8 кереге, нередко и 12, 140-150 уыков, вдвое больше,
чем в обычной, т.е. темной юрте - қара үй. Ақ үй покрывалась белым войлоком,
обтягивалась в ее цилиндрической части циновками, а вверху, где к ней
прикреплялись уыки, широкой ковровой полосой – басқұр. Неизменными
принадлежностями казахской юрты являлись всевозможные завязки и подвесные
украшения – таңғыш, шаңырақ-бау, арқан, уықбау, желбау, аяқбау и др. Двери юрты – сақырлауық – украшались тонкой резьбой, костяной инкрустацией или росписью,
прикрывались войлочной завесой. Юрты малого размера отау үй ставились для новобрачных. Во время коротких
остановок на путях кочевий более состоятельные степняки обычно ставили юрты
малых размеров – туырлықүй с небольшим шаныраком. Снаружи такая юрта
покрывалась лишь тауырлыками, доходящии от шанырака до земли, а шанырак – тундуком.
Походная юрта –
жол үй, или аблайша, представляла собой маленькую, из трех-четырех кереге, с
короткыми уыками и миниатюрным шаныраком кибитку. Қос – жилище пастухов
в отличие от обычной общепринятой юрты имел конусообразную форму за счет прямых
жердей-уыков, воткнутых в землю и связанных вверху волосяной веревкой, продетой
в отверстия на их концах. Жерди в данном случае выполняли функции и решетчатой
стены – кереге и свода.
По размерам и внутреннему убранству юрты можно было
определить степень имущественного положения ее обитателей. У бедноты, например,
были маленькие, тесные, иногда даже без шанырака трех-, четырехстворчатые юрты.
Нередко они обходились и двумя развернутыми и скрепленными друг с другом
поверху кереге, покрытыми лишь одним темным туырлыком. Этот вид жилья назывался
шайла – шалашом. А совсем обездоленные ставили курке – балаганы из трех
связанных вверху жердей – бақан,
прикрытых с подветренной или солнечной стороны кошмой или чием.
Юрта как жилище была очень удобна летом, но условия жизни в
ней зимой при сильных морозах, ветрах, срывавших нередко ее войлочное покрытие
и опрокидывавших каркас, были очень тяжелыми. Интерьер юрты, как это
подтверждают исследования этнографа М.С. Муканова, базировался на лучших
народных традициях. По его мнению, различные предметы из войлока, тканые
изделия, узорчатые циновки, настенные ковры, вышивки, домашняя утварь,
отеланная резьбой по дереву, инкрустацией костью, росписью и т.д. сохранили
циклы производства древних мастеров и основы национального узоротворчества.
Внутреннее убранство
Мы находим подробное описание утвари юрты в работе А.А.
Диваева «Этнографическое жизнеописание казахов». «Утварь. Вся юрта застилается кошмами,
коврами и палацами. По краям ее поверх сундуков высятся горки одеял и подушек.
В Казалинском уезде почти в каждой более или менее зажиточной юрте можно
увидеть деревянные раскрашенные кровати (одна). Вблизи города встречаются
кровати железные. Справа от выхода помещается сундук с чайными или столовыми
принадлежностями: самовар, кумган, таз, деревянная большая чаша – табақ(очень
большое деревянное блюдо, называемое шара-табақ) и чара служит для помещения мяса и кумыза. Қымыз и сорпа (бульон) разливается большой
деревянной ложкой, называемой важау. Самая большая разливная ложка для бульона
называется чумич. Справа же от входа висят торсуки с қымызом и айраном. Қымыз в торсуке перемешивается деревянными
мешалками пішпек (отсюда
название города Пишпек).
Постель (төсек)
Четки (тәспе)
Халат (шапан)
Одежда (киім)
Ковер (кілем)
Алаша (палас)
Кошма (киіз)
Одеяло (көрпе)
Подушка (жастық)
Молитвенный ковер (жайнамаз)
На кереге можно
увидеть развешанную одежду, ковровую сумку (аяққап) слева от входа, в которой
хранят запасные домашние вещи: торбу, полотенце, четки, женские бусы из
сердолика. Четки бывают: перламутровые, деревянные и каменные. Книги в юрте
встречаются очень редко, только иногда встречаются сказки из киргизской и
арабской жизни казахского издания. Также Коран и другие книги религиозного
характера» [7].
Войдя в богатую
юрту, человек попадал обычно в неповторимый мир орнамента. Пол застилался
коврами паласного типа, текеметами, көрпеше – ватными одеялами,
расчитанными на постилку для сидения, на которые разбрасывали жержастық– подушки жесткие,
а когда приходили наиболее почетные гости – еще и құсжастық, көпшік – подушки мягкие, набитые перьями. На стене вешали
разноцветные ковры.
В центре юрты ставили обычно очаг – треножник с котлом для
приготовления пищи на огне. А в парадной юрте имелся круглый стол для трапезы,
который покрывался дастарханом (дастархан) – скатертью.
При входе в юрту слева, как полагается, висели
принадлежности конской сбруи, приспособления для охоты с ловчей птицей. Чуть
подальше ставилась деревянная кровать – төсекағашдля молодоженов с шымшылдыком –
пологом, прикрывавшим их постель от посторонних глаз. Рядом с төсекағаш на двух-трех подставках – жүкаяқ ставили
набитые домашними вещами войлочные или ковровые чехлы – қаршын, тен, а на них
два-три сундука (абдре), поверх которых складывали одеяла, подушки, чтобы
продемонстрировать достаток жившей в юрте семьи. Справа от входа ставили асадал
– разборный шкаф для посуды, скатертей, салфеток; кебеже – ларь для продуктов;
кухонные принадлежности. Здесь же висели настенные сумы – аяққап– для посуды, теркеш – футляры для кесе – пиал.
Наряду с юртой часть казахов, кочевавших вместе со скотом,
имела и постоянные зимние стоянки – қыстақ, қыстау с жилыми и хозяйственными постройками. В них на лето
оставались лишь те, кто занимался заготовкой сена, примитивным земледелием,
поскольку сенокос, уборка хлеба, ремонт жилья привязывали их к месту зимовки.
Отправляя свой скот на джайляу вместе с некоторыми членами семьи, они ставили
тут же рядом с кыстау юрты и жили в них до возвращения стада на зимовку.
1. Маргулан А.Х. Казахское прикладное искусство. – Алма-Ата, 1986.
2. Муканов М.С. Казахская юрта. – Алма-Ата, 1981.
3. Востров В.В., Захаров И.В. Казахское народное жилище. – Алма-Ата,
1989.
4. Руденко С. Очерк быта казахов бассейна рек Уила и Сагыза. – М.,
1927. – С. 29.
5. Архитектура Казахстана. – А.-А., 1959. – С. 49.
6. Туырлык, узук, тундук – названия войлочных покрытий юрты.
7. Байтанаев Б.А. А.А. Диваев – очерк жизни и деятельности. – Шымкент
– Алматы, 2004. – С. 210-211
Материал предоставлен Научно-экспертным советом Ассамблеи народа Казахстана, статья из книги д.п.н., профессора А. Калыбековой «Народная мудрость казахов о воспитании», Алматы, 2011 г.
Статьи по теме:
Традиции, связанные с юртой
О том, как нельзя сидеть в юрте