Это одно из немногих изображений людей древности, передающее уникальный сюжет.
Здесь,
по мнению исследователей, зафиксировано одно из крупнейших исторических
событий середины I тыс. до н.э. – столкновение двух миров: ахеменидского Ирана
и кочевой Степи.
При раскопках комплекса Таксай
I в Западном Казахстане было
обнаружено захоронение знатной женщины, богатое изделиями из золота. Здесь же
были найдены бытовые и ряд ритуальных предметов. Также в могильной яме были
обнаружены остатки деревянного футляра, в котором находились небольшой сосуд, ступа с
пестом, нож.
Все захоронение было предано
огню. Большая часть скелета женщины была уничтожена огнем, бронзовые изделия
деформировались в результате обрушения деревянной кровли могилы. Но
сохранилось самое главное – остатки деревянного гребня, сильно обгоревшего и
практически превратившегося в уголь. Однако благодаря тому, что гребень
оказался под сосудом, он сохранил свою форму и четкое изображение рисунка на
нем.
При раскопках
удалось полностью сохранить целостность изображения и остатки гребня как
единого предмета. Был целиком вырезан кусок земли, аккуратно зафиксирован и
передан в реставрационную мастерскую известного казахского реставратора Крыма
Алтынбека. Удалось восстановить первоначальный облик гребня и получить максимум
информации по изображению на нем.
Первооткрыватели этой находки, доктор
исторических наук, директор Западно-Казахстанского центра истории и археологии
Мурат Сдыков и научные сотрудники центра, считают, что Таксайский гребень
войдет в культурно–историческую сокровищницу мира. На территории Казахстана аналогов ему
нет.
Гребень
представляет собой двусторонний, цельный, прямоугольной формы предмет, изготовленный
с помощью тонкой резьбы из древесины тополя. Гребень обнаружен в очень плохом
состоянии: он был практически уничтожен огнем. Ширина гребня – 11 см, высота –
17см, толщина изделия – 0,5 см.
Находка
состоит из трех частей: зубчатых верхней и нижней и центральной декоративной.
Основу составляют боковые планки, прямоугольные в центральной части и
трапециевидно расширяющиеся в верхней и нижней частях. Верхняя часть гребня
состоит из 13 крупных зубцов. Они округлые, но разные по размеру. В нижней
части можно видеть 79 мелких зубчиков, также расположенных между боковыми планками.
Зубчики одинаковые, нарезаны аккуратно, вероятно, с применением специальной
пилы с двумя лезвиями (одно для пропила, другое – для наметки), в разрезе
округлые. Внутренний край зубцов очерчен прямой резной линией.
Реконструкция Таксайского гребня выполнена известным казахстанским мастером К. Алтынбековым
Центральная
часть гребня представляет собой резную композицию в прямоугольной рамке. Рамка
выделена по периметру углублением, в котором находятся прямоугольные деревянные
вставочки, декорированные по центру вырезанными окружностями. В прямоугольное
пространство рамки вписана скульптурная резная композиция, реалистично изображающая
батальную сцену между двумя воинами-колесничими и их пешим противником.
Доминирующее
положение в композиции занимает боевая колесница. Она двухколесная, в нее запряжены
два коня. Кузов колесницы массивный, коробообразный. В центральной части кузова
нанесен узор в форме удлиненной трапеции. Он очерчен боковыми резными линиями,
между которыми нанесены небольшие вертикальные насечки. Возможно, это имитация
шкуры животного. Под настилом повозки проходит ось, на которой
вращались колеса с 8 спицами и
шипами по ободу.
Кони
показаны в момент остановленного бега: головы прижаты к груди, шея дуговидно
изогнута, передние ноги согнуты и приподняты. У коней короткая грива,
показанная невысоким гребнем в виде рубчиков. Рельефно выделены губы, во рту
резной короткой линией показаны удила. Вожжи показаны в виде широкого ремня.
Изображения воинов в центральной части гребня
На
колеснице изображены два персонажа. На переднем плане виден воин, стреляющий из
лука. Это мужчина с короткими прямыми волосами, в округлой шапке с плоским
верхом. Можно рассмотреть, что у колесничего низкий лоб, миндалевидный разрез
глаз, крупный удлиненный нос. К сожалению, об одежде воина ничего сказать
нельзя.
Вооружен
всадник луком сложного типа. Левая рука, которой воин держит лук, вытянута вперед
и вверх, а в правой руке на уровне груди он зажал тетиву. Часть тетивы проходит
прямо перед лицом воина. Его взгляд устремлен на противника, который изображен
в правой части гребня.
Колесница управляется возницей, правая рука
которого натягивает вожжи, как бы сдерживая коня. Это безбородый мужчина в
круглой шапке с плоским верхом. У него низкий лоб, узкий подбородок,
миндалевидный разрез глаз, узкие скулы, крупный, удлиненный нос и тонкие сжатые
губы, коротко остриженные волосы. Он изображен в одежде свободного покроя с
широкими рукавами, сужающимися к запястью. При этом рукава украшены орнаментом
в виде треугольников, повторяющих узор кузова колесницы. Возница опоясан поясом.
Группе
колесничих противопоставлен пеший воин, который левой рукой держит вожжи, а его
правая рука как бы занесена вверх, по всей видимости, для удара возницы. Он останавливает
лошадей на скаку. Мужчина в шлемовидном головном уборе, который полностью
закрывает его голову и уши. Можно рассмотреть, что у него низкий лоб,
миндалевидные и слегка удлиненные глаза,
крупный прямой нос, округлый
подбородок, сильно выступающий вперед, сжатые губы.
Он
одет в короткий кафтан, подпоясанный поясом, широкие шаровары, стянутые на
лодыжках. На ногах обувь с острым носком. На левом боку воина находится колчан,
расположенный горизонтально и подвешенный к поясу на ремне, состоящем из
четырех овальных элементов.
Исследователи
Таксайского гребня предполагают, что в декоре гребня эпически
изображена битва между персами и сарматами.
Доктор исторических наук М.Н. Сдыков, научный сотрудник Западно-Казахстанского центра истории и археологии Я.А. Лукпанова